"Интеракивные технологии в экологическом воспитании"
статья

Васильева Елена Владимировна

Используя в процессе обучения интерактивные технологии вы сможете реализовать не только задачи природоведческого содержания, но и научить детей общаться, договариваться, умению слушать друг друга, что тоже немаловажно для будущего детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеракивные технологии в помощь экологическому воспитанию

Человек и окружающий мир тесно связаны друг с другом, но мы чаще видим предметный мир, а природу не замечем.  Ежегодное состояние экологии нашей планеты на сегодняшний день является самой тревожной и жизненно важной проблемой в мире, от её успешного решения напрямую зависит не просто сохранность окружающей среды, но и выживание, дальнейшее существование человеческого рода на планете. Ни для кого не секрет, что в результате бездумной и недальновидной деятельности человек умудрился довести среду своего обитания до критического состояния. Что бы человек остановился и посмотрел по сторонам  увидел, как прекрасен мир, как он нам необходим, что планета наш общий дом и нужно изменить свое отношение. Но только сама природа может изменить отношение людей к ней самой, с детства мы должны уделять огромное внимание экологическому воспитанию. Ребенок должен изучать природу, чтобы начать ее любить.

Вспомним же, что это экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

 В авторской концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества, своевременно заложенные основы экологической культуры в человеческую личность, даст свои плоды.

Не смотря на серьезность темы процесс экологизации дошкольников принесет массу радости и удивления. В этом помогут интерактивные технологии. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной

деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Интерактивная технология «Работа в парах»: дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

 «Рисование цветной солью». Дана общая тема: «Признаки осени», дети делятся на пары и один ребенок рисует признак осени, а второй о нем рассказывает, затем дети меяются.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

Развивающая игра «Что любит капелька?», дети встают или садятся в круг, ребенок называет объект природ, который связан с водой и передает модель капельки по кругу спрашивая, зачем, например: «Зачем траве вода?»

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Составление загадки», дети делятся на две подгруппы, составляют загадку (метод отрицания).

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Развивающая игра: « Цепь питания». Дети делятся на две подгруппы, берут картин объектов природы, встают в два круга (внутренний и внешний) и подбирают картинки, которые подходят друг к другу, затем объясняют свой выбор.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Развивающая игра: «Вопрос – ответ», выбирается один ведущий, он бросает мяч детям, задает вопрос и бросает мяч.

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

 «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому

ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Используя в процессе обучения интерактивные технологии вы сможете реализовать не только задачи природоведческого содержания, но и научить детей общаться, договариваться, умению слушать друг друга, что тоже немаловажно для будущего детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проектной технологии в экологическом воспитании дошкольников

В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость  использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий,  интегрирова...

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федераци...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...