ДОКЛАД " ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"
материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ
городского округа Химки Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7
ДОКЛАД
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Подготовила и провела
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 7»
Ефременкова Наталья Владимировна
Химки 2019 г
Преемственность в работе детского сада и школы, как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Необходимость преемственности. Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».
Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
Прежде чем приступить к решению проблемы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы, администрациям обоих учебных учреждений заключен договор о сотрудничестве, на основе которого и осуществляться сам процесс. Данную работу в своем учреждении реализуем в рамках муниципальной программы «Моя профессия – учитель» и «Плана взаимодействия со школой». При этом особый акцент делается на формирование у дошкольников интереса к школьной жизни.
При создании единого образовательного пространства необходимо учитывать ряд факторов, в первую очередь тот, что в системе должны быть задействованы все участники учебно-воспитательного процесса. Первым направлением в нашей работе было создание системы единого социума между учебными учреждениями. Второй этап, это работа непосредственно с дошкольниками и их семьями.
Основные задачи сотрудничества:
- создание благоприятных условий для прохождения процесса перевода ребёнка из детского сада в школьное учебное учреждение;
- совместная работа по улучшению подготовки к обучению в школе шестилетних детей;
- формирование мотивации и заинтересованного отношения обучающихся образовательных учреждений дошкольного образования к профессии учитель;
- помощь родителям в понимании их роли в сопровождении ребёнка на этапе перехода из одного учреждения в другое стоит ведущей задачей, как перед работниками школы, так и перед педагогами детского сада.
Основными задачи преемственности являются:
1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.
2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии.
3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.
4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.
5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.
6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.
Наиболее действенными формами работы школы и детского сада , используемые нами являются:
1. Посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
2. Совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;
3. Проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;
4. Изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
5. Беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми вместная подготовка к конференциям, организация выставок;
6. Взаимопосещения утренников и концертов.
7. Проектная деятельность.
В рамках муниципальной программы «Моя профессия – учитель», были реализованы проекты: «История школьных принадлежностей» (воспитатели подготовительной группы Рыбакова Н.В., Шевченко Е.В.), «Скоро в школу» (воспитатели подготовительные Киселева Г.Л., Епатко А.А.), «Хочу в школу» (воспитатели старшей группы Шипова Е.В., Скобанева Т.А.) и о нем я расскажу подробнее.
Тип проекта. Познавательно творческий.
Участники: дети, воспитатели и родители.
Цель: формировать представления детей о школе и воспитывать у них положительное отношение к школьной жизни.
Задачи проекта, представлены на экране.
Продолжительность (среднесрочный).
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
- осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
-определение темы, цели и задач проекта;
- подготовка в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности.
- подготовка заданий для родителей, сбор необходимой информации и оформление её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
- сотрудничество с учителем начальных классов.
На первом (подготовительном) этапе, определив тему и задачи, подготовили в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности, ознакомили родителей с проектом и подготовили для них задания.
2 этап. Основной.
1. Беседы:
- «Вежливые слова в жизни будущего школьника»
Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.
- «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»
Цель: создание положительных установок на школу.
- «Откуда можно узнать что-то новое»
Цель: развивать интерес к поиску новых знаний через книгу.
2. Чтение художественной литературы.
3. Пальчиковые игры, физкульт-минутки.
4. Дидактичкские игры:
- «Один-много»
Цель: формировать умение образовывать существительные мн. ч., активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности».
- «Профессии»
- «Что лишнее»
Цель: классификация предметов.
- «Магазин канцелярских товаров»
Цель: упражнять в четком звукопроизношении, активизировать словарь.
- «Собери портфель»
Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.
- «Чего не стало» (школьные принадлежности)
-«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательных суффиксов.
5. Просмотр мультфильмов: «Козленок, который умел считать до 10»
Цель: формировать представления детей о важности умения считать
6. Рассматривание картины «Школа»
Цель: расширять представления детей о школе.
7. Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.
8. Загадки про школу и школьные принадлежности.
9. Художественная деятельность:
-Рисование «Школа», «Школьные принадлежности»
-Раскрашивание раскрасок по теме проекта
10. Экскурсии в школьный медицинский пункт, в класс начальной школы, в библиотеку.
11. Подбор материала родителями для создания презентации «Правила поведения в школе».
На втором (основном) этапе провели ряд бесед: «Вежливые слова в жизни будущего школьника», «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе». Читали художественную литературу, проводили пальчиковые игры, физминутки. Интересными и познавательными были дидактические игры «Один - много», «Профессии», «Что лишнее», «Чего не стало», «Собери портфель». Очень понравилось детям знакомство со школьными принадлежностями. И, конечно, увлекательным был просмотр мультфильмов: «Козленок, который умел считать до 10», «Первый урок», «Остров ошибок», «Опять двойка». С удовольствием ребята играли в сюжетно –ролевую игру «Школа», рассматривали картину и иллюстрации, обсуждали их, отгадывали загадки на школьную тему. С особым усердием трудились над раскрасками по школьной тематике. Много впечатлений и положительных эмоций оставили экскурсии по школе, в медицинский пункт, в класс начальной школы. До конца января запланирована ещё экскурсия в библиотеку.
3 этап. Заключительный.
Совместное составление с воспитанниками и показ презентации на тему: «Правила поведения в школе».
Третьим (заключительным) этапом стало совместное всех участников проекта дети, родители и воспитатели) создание и показ презентации для детей «Правила поведения в школе».
В результате проекта у детей сформирована положительная мотивация к обучению, они познакомились со школой, в которой будут учиться, появился интерес к процессу обучения в школе.
Литература:
Интернет ресурсы «Дошкольное образование» http://edu.rin.ru/preschool/index.html
«Книга для чтения в детском саду и дома» В.В.Гербова, Н.П.Ильчук.
«Проектная деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.
Проектная деятельность реализуется воспитателями подготовительных групп и представлены на слайде.
ИТОГ
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цель осуществления преемственности достигаем на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
Литература:
1. Р.С. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей ДОУ и начальной школе».
2.Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова «Преемственные связиДОУ, школы и родителей будущих первоклассников».
3.В.А.Доскин «Здоровье ребенка и его готовность к школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Методические рекомендации...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....
Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"
Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
О преемственности детского сада и школы....
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию".
При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адапт...
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей ...
- Мне нравится (1)