ДОКЛАД " ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"
материал

Ефременкова Наталья Владимировна
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению. Необходимость преемственности. Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                АДМИНИСТРАЦИЯ

городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7

ДОКЛАД

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Подготовила и провела

Педагог-психолог  МБДОУ «Детский сад № 7»

Ефременкова Наталья Владимировна

                                                       Химки 2019 г

Преемственность в работе детского сада и школы, как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

        Необходимость преемственности. Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
       Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».
Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
       Прежде чем приступить к решению проблемы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы, администрациям обоих учебных учреждений  заключен договор о сотрудничестве, на основе которого и осуществляться сам процесс.   Данную работу в своем учреждении реализуем в рамках муниципальной программы «Моя профессия – учитель» и «Плана  взаимодействия со школой». При этом особый акцент делается на формирование у дошкольников  интереса к школьной жизни.

       При создании единого образовательного пространства необходимо учитывать ряд факторов, в первую очередь тот, что в системе должны быть задействованы все участники учебно-воспитательного процесса. Первым направлением  в нашей работе было создание системы единого социума между учебными учреждениями. Второй этап, это работа непосредственно с дошкольниками и их семьями.

       Основные задачи сотрудничества:

- создание благоприятных условий для прохождения процесса перевода ребёнка из детского сада в школьное учебное учреждение;

 - совместная работа по улучшению подготовки к обучению в школе шестилетних детей;

- формирование мотивации и заинтересованного отношения обучающихся образовательных учреждений  дошкольного  образования к профессии учитель;

- помощь родителям в понимании их роли в сопровождении ребёнка на этапе перехода из одного учреждения в другое стоит ведущей задачей, как перед работниками школы, так и перед педагогами детского сада.

Основными задачи преемственности являются:

     1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

     2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии.

     3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

     4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

     5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

      6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

      Наиболее действенными формами работы школы и детского сада , используемые нами  являются:

      1. Посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

      2. Совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

      3. Проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

      4. Изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

      5. Беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми вместная подготовка к конференциям, организация выставок;

      6. Взаимопосещения утренников и концертов.

7. Проектная деятельность.

  В рамках муниципальной программы «Моя профессия – учитель», были реализованы проекты: «История школьных принадлежностей» (воспитатели  подготовительной группы Рыбакова Н.В., Шевченко Е.В.), «Скоро в школу» (воспитатели подготовительные Киселева Г.Л., Епатко А.А.),  «Хочу в школу» (воспитатели старшей группы Шипова Е.В., Скобанева Т.А.) и о нем  я расскажу подробнее.

Тип проекта. Познавательно творческий.

Участники: дети, воспитатели и родители.

Цель: формировать  представления детей о школе и воспитывать у них положительное отношение к школьной жизни.

Задачи проекта,  представлены на экране.

Продолжительность (среднесрочный).

Предполагаемые итоги реализации проекта: 

- формирование у детей мотивационной готовности к школе;

- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

- осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу.

                              Этапы проекта:

                            1 этап. Подготовительный.

-определение темы, цели и задач проекта;

- подготовка в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности.

- подготовка заданий для родителей, сбор необходимой информации и оформление её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

- сотрудничество с учителем начальных классов.

     На первом (подготовительном) этапе, определив тему и задачи, подготовили в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности, ознакомили родителей с проектом и подготовили для них задания.

                                           2 этап. Основной.

1. Беседы:

- «Вежливые слова в жизни будущего школьника» 

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.

- «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу.

- «Откуда можно узнать что-то новое»

Цель: развивать интерес к поиску новых знаний через книгу.

2. Чтение художественной литературы.

3. Пальчиковые игры, физкульт-минутки. 

4. Дидактичкские игры:

- «Один-много»

Цель: формировать умение образовывать существительные мн. ч., активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности».

- «Профессии»

- «Что лишнее»

Цель: классификация предметов.

- «Магазин канцелярских товаров»

Цель: упражнять в четком звукопроизношении, активизировать словарь.

- «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

- «Чего не стало» (школьные принадлежности)

-«Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательных суффиксов.

5. Просмотр мультфильмов: «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать

6. Рассматривание картины «Школа»

Цель: расширять представления детей о школе.

7. Сюжетно – ролевая игра «Школа» 

Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

8. Загадки про школу и школьные принадлежности. 

 9. Художественная деятельность:

-Рисование «Школа», «Школьные принадлежности»

-Раскрашивание раскрасок по теме проекта

10. Экскурсии в школьный медицинский пункт, в класс начальной школы, в библиотеку.

11. Подбор материала родителями  для  создания  презентации  «Правила поведения в школе».

     На втором (основном) этапе провели ряд бесед: «Вежливые слова в жизни будущего школьника», «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе». Читали художественную литературу, проводили пальчиковые игры, физминутки. Интересными и познавательными были дидактические игры «Один - много», «Профессии», «Что лишнее», «Чего не стало», «Собери портфель». Очень понравилось детям знакомство со школьными принадлежностями. И, конечно, увлекательным был просмотр мультфильмов: «Козленок, который умел считать до 10», «Первый урок», «Остров ошибок», «Опять двойка».  С удовольствием ребята играли в сюжетно –ролевую игру «Школа», рассматривали картину и иллюстрации, обсуждали их, отгадывали загадки на школьную тему. С особым усердием трудились над раскрасками по школьной тематике. Много впечатлений и положительных эмоций оставили экскурсии по школе, в медицинский  пункт, в класс начальной школы. До конца января запланирована ещё экскурсия в библиотеку.

 3 этап.      Заключительный.

Совместное  составление с воспитанниками   и показ презентации на тему: «Правила поведения в школе».

Третьим (заключительным) этапом стало совместное   всех участников  проекта дети, родители и воспитатели) создание и показ презентации для детей «Правила поведения в школе».

    В результате проекта у детей сформирована положительная мотивация к обучению, они познакомились со школой, в которой будут учиться, появился интерес к процессу обучения в школе. 

Литература:

   Интернет ресурсы «Дошкольное образование»     http://edu.rin.ru/preschool/index.html

 «Книга для чтения в детском саду и дома» В.В.Гербова, Н.П.Ильчук.

 «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.        

   Проектная деятельность реализуется  воспитателями  подготовительных групп и        представлены на слайде.

     ИТОГ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цель осуществления преемственности достигаем  на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей  начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.

Литература:

1. Р.С. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П.  Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей ДОУ и начальной школе».

2.Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова «Преемственные связиДОУ, школы и родителей будущих первоклассников».

3.В.А.Доскин «Здоровье ребенка и его готовность к школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"

Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию".

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адапт...

Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Практико-ориентированная работа «Преемственность  в  работе  детского  сада  и  школы  как  условие  успешной  адаптации  детей  ...