Проект "Моя Россия - мой Волгоград"
проект (старшая группа)
Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Моя Россия - мой Волгоград" | 149.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект : «Моя Россия – мой Волгоград»
Авторы:
Камнева Мария Сергеевна,
Ермолова Елена Евгеньевна,
воспитатели
высшей квалификационной категории.
г.Волгоград – 2019г.
1.Содержание
Названия разделов | Страницы |
Содержание | 2 |
Структура педагогического проекта | 3-6 |
Этапы проектной деятельности | 7-11 |
Вывод | 12-13 |
Используемая литература | 14 |
Приложения | 15-19 |
2.Структура педагогического проекта.
Моя Россия – степи ковыльные.
Моя Россия – бураны пыльные.
Зимой морозы, а летом жара.
Моя Россия – мой Волгоград.
Моя Россия – дороги долгие.
Моя Россия – это берег Волги.
Мою Россию спасал солдат.
Моя Россия – мой Волгоград.
Моя Россия – народ красивый.
Моя Россия – любовь и сила.
Здесь жив Царицын и Сталинград.
Моя Россия – мой Волгоград.
(Е. Неволько )
Тема проекта: «Моя Россия – мой Волгоград».
Авторы: Камнева Мария Сергеевна, Самойлова Карина Александровна, воспитатели МОУ Детского сада № 343
Участники проекта: Педагоги ДОУ, дети старшей группы, родители.
Тип проекта: проект средней продолжительности (1 месяц)
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Волгограда. Воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи проекта:
- Формировать чувства привязанности к своему родному городу, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики Волгограда;
- Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- Создать предметно-развивающую среды;
- Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
- Заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.
Актуальность проекта.
Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький Россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Описание проблемы.
Одним из условий нравственно – патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (фронтовых и трудовых подвигов). Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социально-культурного опыта. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, проходящие в городе из-за высокой занятости.
Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Внедрение проекта в жизнь позволит детям полнее узнать жизнь своего родного города, его здания, его достопримечательности, его природу, историю своего края; а так же формирует его активный словарь, речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей дошкольника, развивается воображение, что в конечном итоге способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к познанию своей «малой родины» является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к окружающему миру.
При организации педагогического процесса возникла необходимость реализации проекта «Моя Россия – мой Волгоград», по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями родного края.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Социально – коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
Предполагаемые результаты:
Для педагогов:
- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для воспитанников:
- повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
- положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;
- активизация познавательной деятельности в жизни детей;
- проявление творческого, патриотического самовыражения.
Для родителей:
- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
- повышение статуса семейного воспитания.
3.Этапы проектной деятельности:
Проект «Моя Россия – мой Волгоград» состоит из трех этапов: I этап – подготовительный; II этап – основной; III этап - заключительный. И построен таким образом, что все этапы его реализации проходят в соответствии с общеобразовательной программой «2100», с учетом ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
№ п/п | Основные направления деятельности | Этапы проекта | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
1. | - Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье»; - Сбор иллюстраций, открыток, картин о городе Волгограде, детской литературы, стихов, песен по тематике проекта; -подготовка материалов, презентаций о городе – герое; - подбор и разработка дидактических игр: «Государственные праздники России», «Наша Родина», «Мой край родной», «Герба городов России» и др. Приложение 1 | Подготовительный ( 1 неделя) | Показ презентации по теме собрания. Подбор материалов для реализации проекта | Взаимодействие педагогов и родителей Совместное участие детей и родителей в сборе материалов для проекта. |
2. | - Беседы: «Моя малая Родина», «Герб Волгограда»; - Чтение художественной литературы: «Царицын, Сталинград, Волгоград» Т.Лаврова, «Мой Волгоград» Т.Лаврова, «Удивительный солнечный город» А. Гришин, «Моя Россия – мой Волгоград» Е.Неволько и др. - Прослушивание песен: «Песня о Волгограде» сл. В. Марахина, «Песня о городе – герое Волгограде» сл. В.Марахин, «Вечный огонь» сл. Д. Чибисова, муз. А. Филипенко и др. - Собрание коллекции «Силуэты памятников», - Детско-родительский мини-альбом «Любимый уголок города», - Детско-родительская выставка «Герб моей семьи», - Фотовыставка «Моя малая Родина». - Создание книжки – малышки «Путешествие по городу» - Подготовка детских работ к выставке: «Город в котором я живу», «Наша улица» - Создание газеты «Моя малая Родина» - Лепка из пластилина «Памятные места Волгограда» - Конструирование «Дома на нашей улице», совместные игры вокруг постройки. - Непосредственно образовательная деятельность «Мой Красноармейск», «Береза – символ России», «Город – герой Волгоград» - Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры «Прогулка по городу» - Приложение 2 | Основной (2-3 недели) | Проведение ряда бесед, чтение художественной литературы, прослушивание песен о родном городе Волгограде. Вовлечение родителей в изготовление детско-родительских выставок и собрание коллекций. Организация детей для создания продукта художественной деятельности Подготовка необходимых пособий и организация образовательной деятельности | Просмотр презентаций о Волгограде. Совместное участие детей и родителей в творческих выставках, изготовление мини-альбомов. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация конструирование Активное участие в образовательной деятельности и совместны играх. |
3. | - Развлечение «Урок Мужества», посвященное Сталинградской битве. - Открытие мини-музея «Моя малая Родина»; Приложение 3 | Заключительный 4 неделя | Проведение праздника с приглашением родителей. Оформление патриотического уголка, сбор экспонатов. | Участие в празднике. Совместное участие детей и их родителей в сборе экспонатов. |
Подведение итогов:
На подготовительном этапе осуществлялась подборка иллюстраций, картин о городе Волгограде, детской литературы по тематике проекта; подготовка видео презентаций о городе – герое, материалов для продуктивной деятельности. С целью развития у детей познавательных процессов, нами подобранны и оформлены в картотеку дидактические игры и упражнения по формированию основ о родном городе.
А так же мы провели родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье». В форме презентации довели до сознания родителей важность приобщения дошкольников к истории и культуре родного города - Волгограда, его достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному городу. Значимость использования данной формы состояло в том, что родители получили практические рекомендации на тему, «Воспитание маленького патриота», а блиц-опрос родителей, помог выявить мнение родителей в вопросе патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
На основном этапе проекта осуществлялась реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности: игровая (дидактические игры, сюжетные игры), коммуникативная (беседы, загадки), продуктивная( рисование, лепка, аппликация), музыкально художественная( чтение художественной литературы, заучивание стихов и прослушивание песен), непосредственная работа с воспитанниками.
Повысить уровень знаний и интересов детей к родному городу, их коммуникативные способности, на данном этапе помогли беседы: «Моя малая Родина», «Герб Волгограда».
В ходе бесед, непосредственно-образовательной и продуктивной деятельности:
- расширили знания детей о своей малой родине, о своем городе, его достопримечательностях, представления детей о природе родного края;
- познакомили со знаменитыми людьми города Волгограда, с уникальными заповедными парками Волгоградской области, с животными и растениями, занесенными в Красную книгу Волгоградской области;
- развивали любознательность и стремление изучать и сохранять природу нашего края, а так же словарный запас и речевое общение детей.
С целью воспитания чувства уважения к историческим событиям в родном городе, чувств любви к своему городу – своей малой родине - эффективным оказалось проведение непосредственно образовательной деятельности «Город – герой Волгоград».
На заключительном этапе проекта с помощью родителей, которые с азартом включились в работу по сбору материалов, оказывали активную помощь в реализации проекта, открыли групповой мини-музей «Моя малая Родина». Для подведения итогов работы с детьми, нами было проведен праздник с привлечением родителей «Урок мужества».
4.Вывод:
Из всего описанного выше – в итоге реализация данного проекта - можно сделать вывод: работа по данному направлению имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возник интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города.
В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Космические дали».
В заключение хочется отметить, что все использованные средства методы и формы позволили донести до каждого ребенка необходимость формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский).
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование ----чувство любви к своему Отечеству.
Работа над проектом способствовала не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому воспитанию, но и развитию коммуникативных навыков.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сблизило их с детьми, повысило педагогическую культуру, расширило кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
5. Используемая литература:
1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.
2. Н. Г.Зеленова, Л. Е.Осипова «Мы живем в России»
4. А. Я.Чебан, Л. Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»
5. Князева. М.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
6. Т. А. Шорыгина «Детям о самом важном. Наша родина Россия»
7. Маргарита Агашина. «В каждой песне – береза». Стихи. Нижне-Волжское книжное издательство. В. 1984г.
8.«Сталинградская битва. Хроника, факты, люди» - М.: Воениздат, 2002 год.
9. По всей России обелиски, как души, рвутся из земли» Р.Казакова.
10. Использование материалов сайта «Мамаев курган».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по Красноармейскому району" (Волгоград).
Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста....
Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 2 период. /Автор-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
Данная работа является продолжением «Дидактического материала по формированию лексико-грамматаческих категорий языка и связной речи для детей с ОНР - Ш уровня. I год обучения»....
Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 2 период. /Автор-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
Данная работа является продолжением «Дидактического материала по формированию лексико-грамматаческих категорий языка и связной речи для детей с ОНР - Ш уровня. I год обучения»....
Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 3 период. /Автар-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
Данная работа является продолжением <<Дидактического материала по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-3 уровня 1 год обучения»...
презентация к пректу "Кто в Волгограде не бывал, тот красоты не видал "
Проект апробирован и в презенацию включён фотоотчет....
Занятие в подготовительной к школе группе по нравственно-патриотическому воспитанию с применением ТСО «Моя Родина-Россия, мой - город Волгоград»
Расширять представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Вызвать у детей уважени...