Педагогическая находкка
материал

Салчак Чечек Чылбак-ооловна

Педагогическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                детский сад        «Хунчугеш»

«Педагогическая находка»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по теме: «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

                       

Составила: воспитатель Салчак Чечек Чылбак-ооловна.

                                                     

Большое влияние на формирование звуковой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи различной степени тяжести. Что в свою очередь не может не вызывать опасений. Все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект. Дефицит общения является главной причиной эмоционального дискомфорта: родители мало общаются с детьми, практически не читают им книг, дети много времени проводят за компьютером и телевизором. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное  значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Задача воспитателя заключается в том чтобы:

 - воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание, различных предметов, его направление.

 - различать звуки  речи в словах;

 - отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

 - улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость, произношения и т.д.;

 - правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

 - сравнивать свою речь с речью окружающих;

 - контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений, которые применяю в своей практике.

 «Слуховые игры»

  1. «Кто больше услышит?»

Цель: воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.

Ход игры: воспитатель даёт детям задание: в отведённое время внимательно слушать звуки окружающего, а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехала машина, кто-то прошёл по коридору, хлопнула дверь и т.п.

  2. «Поручения»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: воспитатель встаёт на расстоянии 5-6 метров от детей и шёпотом произносит задание, обращаясь при этом к конкретному ребёнку. («Лиза, положи куклу в коляску» или «Дима, поставь пирамидку на полку» и т.п.).

игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия располагаются на столе, рядом с воспитателем.

Игра на развитие фонематического слуха

  1. «Цепочка слов»

Цель: учить выделять в слове первый и последний звуки.

Ход игры: воспитатель называет ,  например, слово «дерево». Затем один из детей называет следующее слово. Оно начинается на последний звук предыдущего слова. И так, по очереди, дети строят цепочку слов: дерево-ослик-капуста-автобус-самолёт-тюльпан-нора и т.д.

Развитие дикции

Чёткая и ясная дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Причины плохой дикции:

 - недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;

 - чрезмерно ускоренная речь;

 - недостатки звукопроизношения;

 - слабый самоконтроль за собственным высказыванием;

        С помощью игр на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок проводится работа над дикцией.

«Скороговорки»

У Сени и Сани  в сетях сом с усами.

Везёт Сенька Саньку, Соньку в санках.

Санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб – все в сугроб.

В чаще за дубовой рощей варит щи Кощею тёща.

        Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться, например, произнести фразу громко и медленно, шёпотом и быстро и т.п.

        Воспитание звуковой культуры одна из важных задач развития речи в детском саду,  т.к. именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.

        Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собою целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые потом очень трудно искоренить.

Конспект НОД

по развитию речи в средней группе

«Звуковая культура речи: звук [ш]»

Цель: познакомить со звуком [ш], научить его произносить, находить слова, в которых есть этот звук.

Задачи: упражнять детей в произношении звука [ш] в слогах и словах;

развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный  звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание;

воспитывать звуковую культуру речи, культуру общения;

 обогащать и активизировать словарь ребёнка.

Ход занятия:

        Воспитатель предлагает отгадать загадку: «Летом гуляет, зимой спит» (медведь). Появляется медведь (игрушка Бибабо), здоровается с ребятами. Педагог загадывает ещё одну загадку: «Шерстяная, пушистая, большая – это мишка или кошка?». Ответы детей.

Мишка тоже принимает участие в занятии. Он говорит: «Это, конечно, я! Шерстяной, пушистый, большой!»

        «Правильно, Мишка, - отвечает педагог, - ты шерстяной, пушистый, большой!» (подчёркнуто произносит окончания прилагательных), но я сказала: «Шерстяная, пушистая, большая». Большая – кошка, а ты – большой.

        «А эта загадка о ком? – продолжает воспитатель. – «Коричневая, весёлая, смешная. Это мишка или обезьяна?» (Ответы детей).

        Мишка: «Правильно ребята отгадали, и я тоже отгадал: - Косолапая медведица, я – косолапый!»

        Педагог предлагает рассказать о мишке: «Как мы его назовём ласково?» (мишенька, мишутка, медведюшко)

        - Вам понравился мишка? (ответы детей)

        Далее педагог предлагает детям, подняв кончик языка кверху, округлив и вытянув губы, произнести: «Ш-ш-ш» (2-3 раза). При этом выдох не должен быть длительным -  2-3 секунды.

        Воспитатель обращает внимание детей на то, что произнесение звука [ш] на ладони, поднесённой близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик, ощущается струя воздуха).

        Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняется в этом сама (вата приготовленная заранее, лежит на столах).

        «А теперь давайте играть, - предлагает воспитатель. – Вы будете изображать листочки. «Подул ветер и листья зашуршали: «Ш-ш-ш».

        Теперь зашуршали сильнее, совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, ещё тише, совсем тихо.

        Аналогично обыгрывается шипение змеи.

        «Слов, которые начинаются со звука [ш] очень много, - продолжает воспитатель. – Шапка, шалун, шампунь, шашлык, шахматы, шпатель.

Дидактическая игра «Не ошибись»

- Давайте проверим, услышите ли вы звук [ш], когда я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука [ш], хлопните в ладоши: шуба, тёплая, шёлк, красивый, шахтёр, шинель, шиповник, розовый, шторы. (Произнося слово, педагог считает про себя до трёх, затем проговаривает следующее слово).

Физкультминутка.

Игра «Мы пойдём»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Как косолапый миша,

Пойдём мы все потише.

Потом пойдем на пятках,

А после на носках.

Потом быстрее мы пойдём

И быстро к бегу перейдём.

Проговаривание чистоговорок:

Ша -ша- ша…

Наша Маша хороша.

Шу –шу- шу…

Дали кашу малышу.

Ши-ши-ши

Съели кашу малыши.

Шо-шо-шо…

После каши хорошо.

Игровое упражнение

Дети надувают большие шары, поднимают руки вверх, а потом потихоньку спускают их (медленно опускают руки, произносят звук [ш]). Упражнение повторяется 2-3 раза.

Мишка предлагает поиграть в ещё одну игру: к заданным словам подбирать похожие по звучанию, например, «Мишка – шишка, малышка, пышка, глупышка, зайчишка, трусишка». «Лягушка – мушка, квакушка, пушка, хлопушка, подушка, вертушка».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашему мишке пора уходить, но он приготовил для вас подарки – раскраски с изображением мишки, которые вы раскрасите дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...