Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
статья (подготовительная группа)

Николаева Любовь Николаевна

Рекомендации педагогам дошкольного образования при организации проэктной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proekta.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения  

                                    проекта в детском саду.

  Основа технологии проектной деятельности – проектирование, составление проектов. Проект (латин.) – «брошенный вперёд план».

   Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.

    Задача обучения детей планированию стоит в ФГОС. Она звучит среди основных результатов: Ребёнок

  • Способен решать интеллектуальные и логические задачи (проблемы), адекватные возрасту:
  • Способен предложить собственный замысел;
  • Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • Способен воплотить свой замысел в рисунке, постройке, рассказе (в различных видах детской деятельности).
  • Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности – овладел необходимыми умениями и навыками). В случаях затруднения обращается за помощью к взрослому.
  • Способен взаимодействовать: владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  • Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем), поставленным как взрослым, так и им самим; умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

      Само по себе проектирование технологии своей работы воспитателем ещё ничего не даёт развитию детей. Проект, составленный воспитателем, выльется в развитие детей, только в том случае, если будет качественно реализован, начиная от заинтересовывания детей, а не написан просто так, для отписки. Но, если проект составляется самими детьми, то уже в ходе самого этого проектирования решается много задач их развития и сложных задач.

                               Составление коллективного проекта.

    1 этап. Постановка проблемы (темы проекта).

    2 этап. Принятие задачи, обсуждение проблемы.

  Одним из наиболее эффективных способов разработки коллективных тематических проектов связан с использованием, так называемой модели «трёх вопросов». Суть этой модели заключается в том, что в ходе обсуждения воспитатель задаёт детям три вопроса:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Где и как найти ответы?

    В начале воспитатель инициирует обсуждение, чтобы выяснить объём знаний детей по данной теме.

    На этом этапе проводится беседа с использованием «мозгового штурма» или «банка идей». «Мозговой штурм» или «банк идей» - метод обучения, при котором создаётся поисковая проблемная ситуация.

    Итог этого этапа – составление карты детских идей. Дети с воспитателем проговаривают всё, что приходит на ум при назывании темы. Воспитатель или дети самостоятельно (если есть таковые) на листе бумаги или на доске изображают «карту детских идей». В центре записана тема от неё исходят стрелки с записями отдельных ключевых слов сказанных детьми. Нужно записывать ответы всех детей, и рядом указывать имя ребёнка. По возможности обозначенные идеи иллюстрируются с помощью рисунков или картинок. Составляется так называемая «Паукограмма» из-за сходства с паутиной.

   3 этап. Расширение представлений и обогащение знаний детей.

 Детям задаётся вопрос: «Что мы хотим узнать?». Ответы снова записываются на листе бумаги, при чём записываются все ответы, независимо от того, какими бы «глупыми» и не логичными они могли вам показаться. Ответы детей определяют содержание тематического проекта.

   Когда все выскажутся, воспитатель задаёт вопрос: «Где нам найти ответы на наши вопросы?»

     4 этап. Работа с родителями.

 Обратиться к родителям с просьбой: оказать детям помощь в подборе материала, по возможности посетить музеи, выставки, театры, если это может входить в тему проекта. Так же родители могут провести беседы, мастер-классы и т. д. для всех детей группы.

     Детям в конце проекта даётся задание рассказать родителям всё новое, что они узнали по теме проекта.

    5 этап. Основной.

   Дети вместе с родителями ищут интересующий их материал, приносят его в детский сад и делятся полученными знаниями со всеми детьми группы. А воспитатель в свою очередь разрабатывает интегрированный учебный план познавательно-исследовательской деятельности.

   Итог этого этапа – обсуждение результатов проекта со всеми детьми группы. Попросить детей вспомнить, чем они занимались в рамках проекта. Вернуться к списку вопросов о том, что дети хотели бы узнать и «паукограмме» составленных в начале. Снова читается каждый вопрос и детям предлагается ответить на него по очереди. В ходе обсуждения выясняется, все ли всё поняли правильно, а также пополняется «паукограмма» (записывается другим цветом) или составляется заново. Дополнительно детям задаются вопросы:

  • Кто узнал что-то новое для себя?
  • Узнали ли вы что-то новое чего не знали раньше?
  • Узнали ли вы что-то, что вас удивило?
  • Какое из занятий в проекте вам понравилось больше всего?

     6 этап. Заключительный.

  Из всего материала, принесённого детьми собирается книга, туда же вкладываются зарисовки опытов, детские рисунки и поделки, а также детские рассказы, загадки и т.д.

  В последствии, как правило, дети с удовольствием рассматривают совместно сделанную книгу.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"

Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...

Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

      При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика...

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)...