Yпражнения по изотерапии.
методическая разработка

Дрожжина Ирина Анатольевна

Yпражнения по изотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_izoterapii.docx55.6 КБ

Предварительный просмотр:

Yпражнения по изотерапии.

Примерные темы для занятий по изотерапии

1. Я дома. Свободный рисунок. Каждый ребенок рисует себя дома, все, что он хочет, как он представляет себя дома. Затем рассказывает, что он нарисовал, почему он нарисовал именно это, кому он хочет показать этот рисунок дома.

^ 2. Мои родители. Каждый ребёнок рисует своих родителей. Никаких дополнительных инструкций ему больше не даётся, но затем педагог анализирует, как нарисованы родители, какого они размера, вместе они стоят или отдельно, кто из других членов семьи нарисован и т.д. Данный рисунок - показатель внутрисемейных отношений.

^ 3. Я в будущем. Свободное рисование рисунка. Когда вырастет, кем хочет стать, кем работать, какой он будет большим. После того, как рисунки готовы, всем вместе поговорить о том, какие профессии существуют, кем работают родители детей.

Опыт №1. Каждый ребёнок рисует на одном листе один, под спокойную музыку. Установка: Послушайте своё дыхание, свою душу, тихо, тихо скажите сами себе: «Своё имя, я тебя люблю». Сейчас вы будете рисовать под музыку, все, что вам хочется, что вы увидели, можете нарисовать своё дыхание, свою душу, свою любовь к себе. Рисуйте, разговаривать не надо, слушайте музыку и ищите краски, которые вам очень нравятся.

^ 4. Что я люблю. Совместное рисование. Рисуют дети в группах на одном листе. Что каждый из них любит (делать, есть, читать, играть и т.д.). Затем педагог говорит, что получились общие работы, на которых нарисованы любимые занятия наших детей, давайте посмотрим, что любят наши ребята (должен состояться разговор по работам).

^ 5. Чего я боюсь. Свободное рисование на тему, когда рисунок выполнен, ребёнок говорит, он нарисовал, а затем раскрашивает свой рисунок яркими красками и делает рисунок радостным (дорисовывает глаза, улыбающийся рот), пока то, что он нарисовал, не начнет ему нравиться.

Вариант этого занятия – рисунок по кляксам (приготовленным заранее педагогом) – ребёнок дорисовывает эту кляксу до чего-то конкретного, а затем делает её весёлой, радостной.

Опыт № 2. Каждый ребёнок ищет себе пару, с кем он будет рисовать или педагог сам помогает найти партнёра. Дети берутся за руки и закрывают глаза. Молча, они стараются почувствовать друг друга, услышать дыхание другого человека. Затем открывают глаза и рисуют красками, молча вместе на одном рисунке. Когда работы готовы устраивается выставка и анализ работ.

6. Любовь. Ребята под лирическую музыку рисуют любовь, как они понимают это состояние, чувство, обязательно рисуют красками. Педагог помогает детям вопросами, какого цвета любовь, какая она - любовь, кого вы любите, как вы любите, кто любит вас и т. д.

После окончания работы каждый ребёнок дарит свой рисунок, кому он хочет (в группе или дома).

^ 7. День рождение. Педагог даёт инструкцию: «Сегодня мы поиграем в день рождение. Давайте нарисуем стол, на столе именинные свечи, вокруг стола нарисуем стулья - кружочки. Выберите стул, на который сядешь ты. Этот стул надо отметить звездочкой или снежинкой (здесь можно проверить сформированность самоидентификации: мальчик выбирает звездочку, а девочка - снежинку). Кого ты хочешь посадить рядом с собой, с одной стороны, с другой стороны (всех можно обозначать буквами (м-мама, п-папа, б-баба и т. д.). Ребёнок должен заполнить все стульчики».

Опыт №3. Ребята объединяются с помощью педагога в группы по четыре человека, встают в круг, закрывают глаза, слушают, что происходит у них внутри, в их душе, слушают, что происходит внутри других ребят, в их душах, открывают глаза и начинают рисовать красками все вместе (вчетвером) на одном большом листе, молча. Рисуют то, что они увидели, почувствовали, услышали. Затем организуется выставка работ и анализ ощущений по рисованию.

^ 8. Радость, праздник. Совместное рисование. Все вместе (или лучше 2-3 подгруппами) дети рисуют на большом листе бумаге радость и праздник. Лист бумаги педагог готовит заранее - он ставит на нём очень много разноцветных клякс. Задача ребят нарисовать праздник, используя эти кляксы - помощники. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившиеся рисунки и говорят, что они чувствуют, какие чувства у них возникли, когда они рисовали.

^ 9. Как я помогаю маме. Сюжетный тематический рисунок. Дети рисуют любыми средствами, педагог анализирует что нарисовано, как соотносятся предметы и т.д.

^ 10. Как я помогаю папе. Рисунок из кляксы – педагог готовит на каждого ребёнка листочек с кляксой. Дети рисуют любыми средствами на этом листе, дорисовывая эту кляксу до определенной темы – как он помогает папе дома.

Опыт №4. Ребята объединяются в четверки, но уже с другими детьми, с кем они ещё не рисовали. Занятие проходит так же, как и предыдущее, но если на прошлом занятии дети заполнили красками не весь лист бумаги, то им дается такой же по величине лист, а если лист был разрисован весь (то есть листа для них уже оказалось мало), то на этом занятии педагог даёт им на четверых ещё больше лист бумаги. После окончания работы педагог и ребята разговаривают о получившихся работах: что мешало рисовать, что помогало рисовать, как было рисовать интереснее, лучше и т. д.

^ 11. Мои домашние животные. Нарисовать своего домашнего животного, если он есть, или того домашнего животного, кого бы ребёнок хотел иметь у себя дома. После окончания работы поговорить с детьми об их любимых домашних животных, как они с ними общаются, что они любят делать, что кушать, кто за ними дома убирает, помогают ли ребята ухаживать за домашними животными.

^ 12. Моя семья. Свободное рисование. Ребёнок рисует, как он представляет свою семью, слово семья не объясняется.

Опыт № 5. Рисование в восьмёрках. Ребята объединяются в группу из восьми человек (по две четверки) или общая группа делится поровну на две подгруппы. Все встают возле большого стола, на котором лежит большой лист бумаги, берутся за руки, закрывают глаза, слушают своего соседа справа, слева, слушают лист, который лежит между ними. Затем закрывают глаза и начинают рисовать всё, что они увидели все вместе на одном листе бумаги. После окончания работы, педагог подписывает картины, и они вывешиваются на всеобщее обозрение.

^ 13. Кто живёт в земле. Свободное рисование. Каждый ребёнок рисует на данную тему все, что он знает, что может и что хочет. Затем по возможности каждый ребёнок говорит, кто живет в земле, кого из насекомых видел, где он их видел.

^ 14. Кто живёт в воде.

Вся группа рисует на одном не очень большом листе бумаги. Каждый занимает место возле листа, и все дети вместе рисуют подводный мир (это может быть океан, аквариум, озеро и т. д.). Можно распределить роль каждого: кто рисует рыбок, кто камешки, кто водоросли и т. д. Можно всё это не рисовать, а сделать рыбок и водоросли из цветной бумаги, камушки и ракушки приклеить настоящие, красками закрасить фон – воду. Коллективный труд вывешивается и читается рассказ о подводном мире.

^ 15. Кто умеет летать. Коммуникативное рисование. В группе организуются подгруппы и в каждой подгруппе на одном большом листе все вместе дети рисуют небо. А затем на этом небе не разговаривая, каждый ребёнок рисует свою птицу, которая умеет летать. Можно включить фоном музыку «Звуки неба» с птичьими голосами. После окончания работы ребята рассказывают, что они чувствовали, когда рисовали.

16. Животные. Дополнительное рисование. Каждый ребёнок, сидя в общем кругу, на своем листе, начинает рисовать какое- либо животное, по своему замыслу, затем каждый передаёт свой лист соседу справа и, получив лист от соседа, слева дополняет рисунок другого, стараясь понять, кто начат рисовать на этом рисунке. Так все рисунки проходят круг, пока не дойдут до своего хозяина. Получив свой рисунок, ребёнок говорит, кого он хотел нарисовать, и кто получился, почему, какое животное у него появилось. Заканчивается занятие выставкой животных и рассказом педагога и детей о том, какие животные бывают на свете.

17. Мой дом. Каждый ребёнок рисует свой дом, как он его себе представляет. После окончания рисунка, педагог просит ребят рассказать, какой у них дом, нравится ли он им, что им нравится в своём доме, кто живёт в их доме.

18. Дерево. Свободное рисование. Ребёнок рисует дерево, любое какое он хочет, как он его себе представляет. Затем все готовые деревья педагог вешает все вместе и получается целый лес. Начинается разговор, что такое лес, какой лес у нас получился (смешанный), какой ещё бывает лес, кто был в лесу, что вы чувствовали в лесу и т. д.


5. Список литературы

1. Бурно, Е.М. Терапия творческим самовыражением [Текст] / Е. М. Бурно. - М.: Медицина, - 1989.

2. Введение в психологию [Текст] / под ред. А. В. Петровского. - М., 1995.

3. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб.: Питер, -2002.

4. Киселёва, М. В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М. В. Киселёва. -СПб., 2008.

5. Леви, В. Приручение страха [Текст] / В. Леви. - М., 2009.

6. Психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского. - Ростов-н/Д., 1998

7. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З Фрейд. - М., 1989.



.
     ЗАНЯТИЕ 1.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ПОЛЯНУ
(песочная терапия, изотерапия)
План занятия
Релаксационное упражнение «Волшебная поляна»
Упражнение на развитие ассоциативного воображения
Выбор героев сказочного леса (по три героя)
Территориальная игра в песочнице
Рисунок «Нарисуй то место, которое тебе больше запомнилось»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Звуки леса»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода; краски, фломастеры, карандаши, кисти, лист А4.

Каждое занятие мы начинали с ритуала приветствия, что позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Мы предложили детям с помощью любимой мягкой игрушки, принесенной из дома, поприветствовать друг друга.
Упражнения на позитивную коммуникацию необходимо проводить каждую встречу и наблюдать за тем, чтобы в него были включены все участники группы.
Для того чтобы детям было легче включиться в основную работу и войти в предлагаемый образ, мы проводим разминку. Разминка представляет собой релаксационные упражнения с использованием музыкального сопровождения. Дети садятся на стулья, поставленные в круг, а психолог читает текст (второй психолог участвует в упражнении вместе с детьми).

Упражнение «Летний лес»
Релаксационное упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
Звучит музыка — «Звуки леса».
Мы предлагаем детям сесть удобно, расслабиться.
Психолог. А теперь давайте отдохнем.
Недалеко от моего дома есть лес. Я люблю бывать в нем. Свежий воздух, лесная прохлада всегда притягивали меня. Я быстро надеваю брюки, теплый свитер, кроссовки и отправляюсь в лес.
Я напрягаю ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно...
А сейчас я расслабляю ноги, руки, спинку, лицо...
Дышится легко, ровно, глубоко...
Дорога не утомляет меня, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, мой любимый лес!
Все тропинки в нем мне знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Я направляюсь туда. Дышится легко, ровно, глубоко...
Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются со мной, приветствуя меня.
Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Я вхожу в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают мне свечи на праздничном торте. Мое внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберезовик. Я наклоняюсь к нему и вижу еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Насладившись лесной прохладой и тишиной, я возвращаюсь домой.

Упражнение на развитие ассоциативного воображения
Мы просим детей рассказать о своих ощущениях и мыслях во время «путешествия», о том, что они увидели.
Далее дети подходят к песочнице с уже влажным песком (напряженным, тревожным и гиперактивным детям приятнее взаимодействовать с влажным песком: сухой рассыпается, и это их раздражает).
На первом занятии мы показываем возможности песочницы (можно раскопать дно, потрогать песок, выстроить гору), а также в игровой форме вводим правила, которые не позволяют ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает рядом «волшебник».

Территориальная игра
Оборудование: деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных игрушек и предметов, магнитофон, аудиозапись «Шум леса».
Психолог. Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.

Начало сказки (рассказывает психолог)
Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки (проводим впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком). Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками, как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?
Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом. Специалист в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников — построить коммуникации между территориями.
Наблюдение: Стиль ситуативной коммуникации «вокруг песочницы» отражал общий характер взаимодействия детей в классе. Участники группы прежде всего стремились захватить территорию друг друга. Эта борьба сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами (не могли поделить место, отгребали друг у друга песок, отнимали игрушки, ругались).
Наконец один из участников группы предложил построить мостик через реку, чтобы пойти в гости к другу. Глядя на него, другой ребенок построил взлетную полосу, для того чтобы гости могли прийти и к нему. Группа спонтанно разделилась на подгруппы (мальчики и девочки).

Окончание сказки (рассказывает психолог)
Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали, взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса! А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могли видеться друг с другом, когда им захочется.
Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...
По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне.
Мы переходим ко второй части нашего занятия — изотерапии.
Рассадив детей за одним большим столом, мы даем инструкцию: «А теперь нарисуй тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, которые тебе больше всего запомнились»
Мы предоставили детям возможность самим выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Во время работы некоторые дети пользовались карандашами и фломастерами (отказываясь от красок), так как эти средства позволяют детям избежать конфликта со своими чувствами, а также позволяют хорошо контролировать процесс рисования.
Рисунки оказались очень похожими друг на друга: многие дети нарисовали поляну и дерево. Нам было важно, что дети выразили свое психоэмоциональное состояние позитивно.
В конце каждого занятия необходимо подвести итог.
Усадив детей в круг, мы предложили им дать оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось — что не понравилось, что было хорошо — что плохо, и почему) и смысловом (зачем мы это делали).
Вот что говорили дети.
Петя: Мне понравилось, что Катя меня спрашивала: «А можно к тебе в гости?»
Оля: А мне не понравилось, что Ваня прилетал без разрешения.
Коля: Я хотел прийти к Пете, а Оля меня не пускала, хотя это была не ее территория.
Ответы детей фиксируются и анализируются, что позволяет на следующем занятии проработать конкретный межличностный конфликт.

ЗАНЯТИЕ 2.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Зимний лес»
Упражнение на ассоциативное воображение
Рисование фона «Зима»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, цветные карандаши, кисти, ватман.

Схема проведения занятий сохраняется на протяжении всей программы. Релаксационное упражнение изменяется так, чтобы текст подходил по смыслу к теме занятия.
На втором занятии детям было предложено нарисовать фон для будущей картины. Дети начали рисовать кисточками, выливая краску на лист ватмана. Однако кисточками рисовать было неудобно, а хотелось быстрее закончить работу. Тогда Катя начала рисовать руками, нанося краску на ладонь и размазывая ее по листу. Дети тут же подхватили идею и фон на своих произведениях дорисовывали уже руками. В работу не включилась одна Оля. Своим поведением она требовала от психолога уделить ей больше времени и внимания. Возможно, она переживала то, что на данном занятии она не лидер в группе.

ЗАНЯТИЕ 3.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(песочная терапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Выбор героев зимней поляны (по 3 героя)
Релаксационное упражнение «Волшебная поляна»
Территориальная игра в песочнице
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Звуки леса», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

Мы продолжили формирование у участников группы моделей позитивной коммуникации с помощью сказкотерапевтической песочной терапии. Детям было предложено продолжить играть в сказку, начатую на предыдущем занятии песочной терапии. Они выбрали тех героев, с которыми играли на прошлом занятии. Многие включились в работу без особого интереса. Видя, что дети пассивны и не включены в работу, мы решили внести изменение в их «картину». А именно: поставили в центр фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир. Дети, объединенные одним заданием, начали сотрудничать. Идеи по спасению страны от злодея принадлежали Оле, которая являлась лидером в этой игре, чему была очень рада. Но не все дети принимали ее идеи. Они играли без желания взаимодействовать с кем-либо и только на своей территории.

ЗАНЯТИЕ 4.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Зимний лес»
Упражнение «Раскрась свою лошадку»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, цветные карандаши, кисти, контурное изображение лошадей.

Детям было предложено выбрать по одному контурному изображению лошади. После того как дети сделали свой выбор, мы предложили им раскрасить контурное изображение выбранных ими лошадок.
Во время работы Оля, Катя, Петя и Коля не могли поделить желтую краску. Когда было предложено взять такую же краску из другой коробки, они продолжали бороться именно за эту.
Как известно, насыщенные, кричащие цвета, а также несоответствие цветов могут выражать напряжение. Коля решил перекрасить свою лошадку. Смешав желтую и зеленую краски, он покрасил ее: она получилась зеленоватого цвета.
Катя отложила лошадку и попросила дать еще одну, которую она с одной стороны раскрасила розовым цветом, а с другой двумя цветами: желтым и темно-зеленым.
Петя закрасил свою лошадку темно-красным цветом, смешав красный и бордовый.
Света и Вова не принимали участия в спорах. Света аккуратно раскрашивала лошадку простым карандашом и тихо делала замечания ребятам: «Перестаньте ругаться. Как вам не стыдно?» Глядя на нее, Вова, который также не вступал в спор и долго не приступал к работе, стал раскрашивать лошадку простым карандашом и повторял: «У меня все равно ничего не получится». Света подбадривала его и так же ждала одобрения и поддержки: «У меня тоже получается не очень-то...» В таких ситуациях дети ждут позитивной оценки от арт-терапевта.
Участники группы продемонстрировали разный уровень вовлеченности в групповую работу и различные формы поведения в данной ситуациии.

ЗАНЯТИЕ 5.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(песочная терапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Выбор героев зимней поляны (по четыре героя)
Релаксационное упражнение «Зима»
Параллельная игра в песочнице (парами).
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Звуки природы», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

Группа была разделена на три подгруппы. В этом случае на песочной картине мы увидели несколько параллельных миров. В начале игры дети не мешали друг другу, каждая пара играла на своей территории. Лидеры каждой подгруппы (Оля, Катя) находились между собой в конфронтации. Средства коммуникации (дороги, мосты и др.) отсутствовали. Игра сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами, участники обзывали друг друга, нарушали установленные правила, кидаясь песком. Существа в песочнице убивали друг друга, шла война. Дети на этом занятии без сожаления разбирали свою песочную картину.

ЗАНЯТИЕ 6.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Лучик внимания»
Размещение раскрашенных лошадок на листе ватмана с фоном «Зима»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Возвращение домой», краски, цветные карандаши, кисти, клей.

Детям была предоставлена возможность разместить раскрашенных ими лошадок на листе ватмана с зимним фоном. Они быстро включились в работу, с интересом рассматривали лошадок, раскрашенных на прошлом занятии, делали друг другу замечания, хвалились каждый своей. Но разместить этих животных на листе оказалось сложной задачей. Дети начали ссориться, не могли поделить место для своих лошадок. Зачинщицей ссоры была Оля. Группа разделилась на две подгруппы:
1. Катя, Оля, Коля, где Оля вела себя агрессивно по отношению к детям второй подгруппы.
2. Петя, Вова, Света.
Вова взял толстую кисть и, обмакнув ее в темно-зеленую краску, разделил лист жирной полосой пополам. Ребята успокоились, так им стало легче доделать начатую работу. Они уже не ссорились. Катя приклеила двух лошадок, одну — на территорию первой подгруппы, а другую — на территорию второй подгруппы, таким образом пытаясь взаимодействовать с группой.
Когда работа была завершена и дети положили кисти, Света решила внести некоторые изменения в картину. В центре, где проходила жирная темная граница, она поверх темно-зеленого цвета наложила светлую краску. Граница осталась, но теперь стала намного уже. Так она смогла выразить свое напряжение.
Несмотря на определенный интерес к работе со стороны участников группы, уровень внутригруппового взаимодействия оказался низким. Это отразилось в том, что композиция так и осталась разделенной на две половины. Некоторые участники группы проявили реакции пассивного компромисса, что свидетельствует об ограниченности их адаптивных возможностей в конфликтной ситуации.

ЗАНЯТИЕ 7.
ВЕСНА НА ВОЛШЕБНОЙ ПОЛЯНЕ
(песочная терапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Групповая игра (выбор по одному персонажу на человека).
Релаксационное упражнение «Волшебный лучик внимания»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

На этом занятии дети должны были выбрать по одному сказочному герою. Как оказалось, выбор одной фигурки сделать было сложнее, чем нескольких. Дети затратили много времени на выбор.
Участникам было предложено поместить своего героя на остров и сочинить историю о том, что там могло бы произойти. Петя проявил себя как лидер. Он предложил ввести в игру нового героя — динозавра, от которого надо было спасать остров и его жителей. Дети согласились с его предложением. Петя задавал сюжет игры. Сказочная история получилась динамичной и закончилась победой жителей острова над отрицательным героем. Поскольку дети были объединены общим сюжетом, конфронтации между ними не было.

ЗАНЯТИЕ 8.
РИСОВАНИЕ ФОНА «СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Лес»
Групповая работа по созданию фона «Сказочный лес»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, косметические палочки, кисти, ватман.

На этом занятии возник проблемный момент. После длительного перерыва, который был связан с праздниками, дети пришли очень возбужденными. Они долго усаживались в круг. Оля отказывалась садиться на свободный стул рядом с Катей. Потом все же села, но спиной к группе. Группа развеселилась, участники стали смеяться то над Олей, то над Катей с Петей, которые стали смешить группу. Кричали, друг друга не слушали. Группу собрать было очень сложно, никакие уговоры не помогали. Во время релаксационного упражнения дети немного успокоились. Катя и Петя продолжали хихикать.
Детям было предложено нарисовать фон «сказочного» леса. И первое, что они стали делать, — делить лист: «Это мое». Петя внес порядок в работу и стал рисовать облака. Катя нарисовала солнышко в верхнем левом углу, перешла к другому краю листа и в нижнем правом углу нарисовала елку. Остальные участники рисовали фон зеленой краской.
Во время рефлексии Оля жаловалась на Катю, что та мешала ей все занятие. Вова отметил, что «дурной пример находит на других. Оля меня ударила, и другие тоже стали ко мне цепляться».
Света и Коля отметили, что хотя группа и ссорилась, рисунок они не разделили полосой пополам, а работали все вместе.

ЗАНЯТИЕ 9.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Выбор четырех персонажей (для каждой пары)
Параллельная игра в песочнице (парами)
Релаксационное упражнение «Бабочка-1»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Звуки леса», песочница, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

На данном занятии инструкция была изменена, мы предложили каждому участнику создавать свою сказочную страну по очереди. Каждый по очереди подходил к «пустыне» и строил то, что считал нужным. Следующий пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока участники группы не построили сказочную страну, дополняя друг друга. Процесс строительства проходил очень шумно. Дети не могли дождаться своей очереди. Они были настроены агрессивно по отношению друг к другу, пытались разрушить то, что построил предыдущий участник.

ЗАНЯТИЕ 10.
РИСОВАНИЕ КОСМЕТИЧЕСКИМИ ПАЛОЧКАМИ
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия.
Релаксационное упражнение «Бабочка -2»
Упражнение на ассоциативное воображение
Раскраска точками выбранных персонажей сказочного леса
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, косметические палочки, кисти, контурные изображения животных.

На этом занятии мы предложили детям выбрать нескольких персонажей (в виде контурного изображения животного) и раскрасить их точками с помощью косметических ватных палочек. Такой прием рисования точками часто используется для снятия тревожности. Дети с интересом выбрали себе животных и сразу приступили к изобразительной работе.
Вначале мы предложили им попробовать на отдельном листе бумаги точками нарисовать кто что захочет. Оля нарисовала двухцветную бабочку: одна часть бабочки была зеленой, другая — желтой. Катя нарисовала желтый цветок. Коля — оранжевый цветок. Вова — оранжевые точки и назвал их «цветочной поляной». Коля нарисовал зеленую «лужу». Дети делились красками и не ссорились. После пробного упражнения ребята раскрасили своих животных. Петя заявил, что у него все звери заболели: «Волку нравится болеть и мне нравится болеть. Уроки не делаешь, все за мной ухаживают».
Тогда в дискуссию вступила Катя: «А у меня бабочка выздоровела».
Оля: «А у моего медвежонка ухо заболело, ему зеленкой его мажут. Ой! Уши зеленые получились».
Катя: «Мой дождик заболел».
«Смотрите, сколько болеющих! Грустная картина получилась», — заметила Света.
На этом занятии дети смогли проработать проблемный момент, связанный с их заболеваниями.

ЗАНЯТИЕ 11.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИЗОТЕРАПИЯ
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Групповая игра (выбор по одному персонажу на человека).
Размещение на листе с фоном своих персонажей (раскрашенных точками)
Релаксационное упражнение «Волшебный лучик внимания»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», песочница, коллекция миниатюрных фигурок.

Здесь мы наблюдали модель позитивной коммуникации в группе. Песочная картина была построена с единым центром, территории членов группы не выделялись, игра была подчинена одной идее, то есть дети строили совместную картину, сотрудничали. Последний сеанс изотерапии также показал, что многие дети испытывали потребность обратиться к ранее выполненным работам, пытались завершить или изменить их.
За время проведения блока изотерапии детьми было создано две картины — «Зима» и «Лето». Если «зимняя» картина была разделена детьми на две части (мальчики и девочки), все лошади бежали в разные стороны, как бы убегая друг от друга, фон был жирным, неаккуратным, то «летняя» картина создавалась общими усилиями в доброжелательной обстановке. Наклеивая животных на «летний» фон, дети спонтанно сочиняли истории про них. Звери на картине уже взаимодействовали друг с другом. Например, Оля и Петя наклеили своих животных так, чтобы они (волк и медведь) целовались. Направление взглядов животных устремлено к центру, виден единый сюжет картины.
В конце этого занятия мы вывесили рядом две картины и попросили детей рассказать, какая картина им нравится больше и почему. И дети сами увидели позитивную разницу. В этом мы находим положительный психотерапевтический эффект нашей программы, особенно для тех детей, которые испытывали эмоциональный дискомфорт в коллективе.

 

Коррекционно-развивающие упражнения на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду

 

Основные задачи коррекционно-развивающих упражнений:

  1. Формирование социально-нравственного поведения детей-дошкольников с нарушением речи, развитие потребности преодоления собственных недостатков, веры в успех, осознание необходимости самоконтроля, обеспечивающего успешную адаптацию к условиям обучения в школе.
  2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность, гибкость мышления).
  3. Индивидуальная коррекция недостатков ребенка и его потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии.

Виды коррекционно-развивающих упражнений

1. Упражнения на развитие и коррекцию высших психических функций:

1.1. – задания с опорой на несколько анализаторов;
1.2. – задания на внимание, память, логику и мышление.

2. Упражнения коррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка:

2.1. – задания – пластические этюды, перевоплощения;
2.2. – игры – комплименты, игры-улыбки;
2.3. – минутки: “шалости”, “здоровья”, минутка “Доброй Феи” и т.п.
2.4. – упражнения и приемы арттерапии.

3. Упражнения на формирование интонационной и выразительной речи:

3.1. – игры, упражнения, этюды на выражение чувств (страдания и печали, радости, восхищения, удивления);
3.2. – упражнения и приемы арттерапии.

4. Упражнения и приемы на снятие мышечного напряжения:

4.1. – игры, упражнения на релаксацию;
4.2. – массаж, самомассаж;
4.3. – игры, упражнения на тактильные ощущения;
4.4. – игры, упражнения арттерапии (изотерапии и др.)

5. Упражнения на коррекцию плавности речи у детей с заиканием:

5.1. логопедические упражнения;
5.2. упражнения для домашних логопедических занятий в специальном альбоме;
5.3. – специальные упражнения, приемы изотерапии, рисование двумя руками;
5.2. – упражнения и приемы музыкотерапии; приемы вакалотерапии;
5.3. упражнения и приемы сказкотерапии;
5.4. упражнения с водой и в воде

6. Логоритмика и использование элементов ритмики:

6.1. – упражнения на развитие темпа деятельности;
6.2. – игры, упражнения на развитие ритма.

Снятие мышечного напряжения у детей-дошкольников с нарушением речи на занятиях изодеятельности через специальные приемы изотерапии, игры, упражнения.

Одно из направлений интеграции деятельности специалистов ДОУ – коррекционная и развивающая работа по снятию мышечного напряжения, укреплению мышц, и совершенствованию функций кистей рук.

У детей-дошкольников с нарушением речи на занятиях изодеятельности эта работа проходит через специальные приемы изотерапии, игры, упражнения:

1. приемы и игры на релаксацию:

рисование под тихую музыку и пение птиц,
рисование под потрескивание горящего камина,
игры – перевоплощения, физминутки с активным отдыхом;

2. игровой массаж, игровой самомассаж:

игры на поглаживание, растирание, разминание, постукивание, пощипывание, покалывание;

3. игры и упражнения на тактильные ощущения:

с комочком из бумаги, теста, пластилина, глины и т.п.
с колючими мячами, щетками, палочками и т.п.
с теплыми речными гальками или другими камнями,
рисунки на спине ребенка, на ладошке пальчиком и т.п.

4. другие игры, упражнения и приемы изотерапии на снятие мышечного напряжения:

рисование пальчиками – пальчиковая графика,
рисование ладошками, ступнями,
раскрашивание частей тела жидкой глиной,
рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т.п.
выполнение папье-маше,
наклеивание липких ценников на пальчики – игра (“мамин маникюр”),
украшение рисунков липкими блестками, поетками,
выполнение коллажей из различных мелких материалов.

Как известно, такие упражнения и приемы – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц, а также на эластичность суставов и связок. Например, самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Игры и упражнения на тактильные ощущения – уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, развиваются межполушарные взаимодействия и работа полушарий.

Это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга.

Приемы и упражнения изотерапии распределяют нагрузку на мозг во время занятий от переутомлений, повышают общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации. Такие упражнения и приемы являются эффективным средством совершенствования психических функций: внимания, памяти (словесно-логической, моторной, тактильной, эмоциональной, рефлекторной), зрительно-моторной координации, а также развитие речевой и творческой сфер.

В детском саду такие игры и упражнения можно проводить в начале занятия или как динамическую паузу.

Календарно-тематическое планирование игр и упражнений.

ОСЕНЬ. Сентябрь.

Занятие № 1. Диагностика.

Занятие № 2. Диагностика.

Занятие № 3. Осень. Урожай на грядках и в саду (овощи, фрукты).

Игра – театрализация: “Как на нашей грядке выросли загадки”.
Игра предположение: если не есть овощи и фрукты – что может случиться?
Минутка здоровья: “Лягушкины потягушки”

Занятие № 4. Палитра осени, осеннего леса.

Упр. “Дыхание осени” на воздушную струю (“покатать” струей воздуха осенние листочки, семена – пушинки и т. п.)
Упр. по живописи “Светофор”, “Радуга”

ОСЕНЬ. Октябрь.

Занятие № 5. Ягоды, грибы.

Игра по карточкам:1. Съедобный грибок положи в кузовок. 2.Подбери цвета для гриба Подосиновика.
Игра – этюд: Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.
Упр. Рисование двумя руками: Семья грибов

Занятие № 6. Профессии. Труд на селе, орудия труда.

Игра Доскажи словечко(На тракторе работает…) Игра: Кому что нужно?
Игра: Установи и запомни порядок слов: (весной, летом, осенью; сеют, зреет, убирают)

Занятие № 7. Непогода. Дождь, ветер. Жилище человека, сельский дом.

Упр.на эмоциональный настрой: А.Н.Некрасов. “Не сжатая полоса”.
Игра – медитация: На улице непогода, а в сельском доме топят печь,…
Игра: “Подходит не подходит” – что раскрасим в серые цвета.

Занятие № 8. Домашние животные.

Игра – загадка: Отгадай, кто это?
Игра – ситуация: кто в этой сказке лишний?
По карточкам: опиши настроение кошки.
Минутка шалости – поиграйте и пошалите, как котята.

ОСЕНЬ. НОЯБРЬ.

Занятие № 9. Дикие животные.

Игра – загадка: Отгадай, кто спрятался на поляне за кустом? (по описанию, по цвету, по загадке)
Игра: “Составь рисунок” животного из геометрических фигур.

Занятие № 10. Поздняя осень. Перелетные и зимующие птицы.

Игра – загадка: Чего не стало в ноябре?
Упр. – этюд “раненая птица”.
Игра предположение: что будет с птицами морозной зимой, если им не помочь?

Занятие № 11. Кузбасс наш город– столица Кузбасса. Географическая карта. Города, реки, горы.

Игра: Доскажи словечко
Игра – комплимент: столице и горожанам.
Упр. по фотокарточкам: Узнай и назови.

Занятие № 12. Из истории Кузбасса и г. Кемерово.

Игровое задание: определить по карточкам – Современный Кузбасс;
Из истории Кузбасса; г. Кемерово.
Игра – театрализация: Шаманский бубен.

ЗИМА. ДЕКАБРЬ.

Занятие № 13. Зима. Хозяйка зима.

Упр.– Чем украсим Зимушку?
Игра “Холодно-жарко”.
Упр. согревающего самомассажа рук.

Занятие № 14. Зимние забавы детей. Игрушки.

Упр. – рисуем на спине у “друг друга” буквы пальчиком и отгадываем.
Упр. Чего не стало, что лишнее, на что похоже.

Занятие № 15. Снеговик. Снегурочка. Дед Мороз.

Упр.– аппликация: Из каких веселых “штук” сделан наш красивый друг – “снеговик” по принципу: как лепим, так и рисуем.
Упр. на формирование математических представлений по русской народной сказке: “Три медведя”.
Упр. на выразительность речи и заучивание стихов.: “Дед мороз вчера влюбился, снежной бабе объяснился, а она его метлой прогоняет с глаз долой”

Занятие № 16. Новогодний праздник, открытки, маски, костюмы.

Игра драматизация с самодельными масками и костюмами: “Мы встречаем Новый год”

ЗИМА. ЯНВАРЬ.

Занятие № 17. Рождество. Волшебные сказки.

Упр.на тактильные ощущения: “Кого погладил ангел своим перышком”
Упр. на воздушную струю с перышком ангела.
Познавательная игра: “Волшебные сказки рождества” (подарки послушания, атрибуты рождества: рождественская звезда, колокольчик, труба у ангела).

Занятие № 18. Таежные истории, снежные сказки.

Минутка шалости “Поиграем в снежки” и самомассажа рук: “слепим” (из белого листа бумаги, салфетки) снежные комочки.
Игра: “Подходит не подходит” – что раскрасим в “холодные” цвета.

Занятие № 19. Сибирские холода. Птицы, животные в зимнем лесу и в городе.

Игра– ситуация: горе – полянка: убери лишнее.
Познавательная игра: Кто где живет.
Минутка здоровья: танец “Снежинки”

Занятие № 20. Поэзия зимнего пейзажа. А.С. Пушкин.

Упр.на эмоциональный настрой
Упр. на выразительность речи и заучивание стих.: “Пейзаж”.

ЗИМА. ФЕВРАЛЬ.

Занятие № 21. Мужские темы. Транспорт.

Упр.на магнитном графическом планшете
Упр. на несколько анализаторов: “Звездочка”
Упр. на тактильные ощущения
Упр. на подносе с крупой.

Занятие № 22. Защитники Отечества. Георгий Победоносец.

Упр. двумя руками на вертикальном мольберте: “Мы рисуем буквы и поем звуки”. То же упр. двумя руками на столе в альбоме.
Игра “Подбери слово, подбери цвет

Занятие № 23. Мужские профессии. Инструменты. С. Я. Маршак.

Упр. “Добавь словечко”
Игра “Инструменты” – “Для чег это нужно, чем можно заменить?”
Упр. самомассаж рук с теплыми камушками.

Занятие № 24. Аквариумные рыбы. Профессии, хобби.

Упр. с опорой на социум ребенка: рисование семьи рыб (мама, папа, их малыш).
Игра – беседа: папины хобби, мамины любимые занятия, увлечения детей.

ВЕСНА. МАРТ.

Занятие № 25. Весна. Весеннее настроение, солнце, капель.

Игровое упр. на напряжение и расслабление мышц лица: Солнышко-тучки; солнушкины веснушки.
Упр. на подносе с крупой и на магнитном графическом планшете.

Занятие № 26. Мамин праздник.

Упр. на эмоциональную сферу: “Комплимент для мамы”
Игра-беседа: “Зачем девчонок поздравлять?”. Игра – ситуация: “Может ли быть “теплым” цветок – подарок, написанный “холодными” красками?”.

Занятие № 27. Мебель. Посуда.

Упр.: “Что умеют наши ручки, пальчики, Что умеют наши ножки, голова”.
Игровое задание: “Каждой картинке свое место”.
Игра “Магазин игрушек” – один ребенок игрушка, другой продавец.

Занятие № 28. Женские профессии. Женские штучки.

Упр. на развитие внимания, памяти, чувства ритма. Рисуем бусики для мамы под диктовку: 1. “Хрюша, Степашка, кар, кар, кар” (хлопаем в ладоши).
2. “Пяточка, носочек, топ, топ. топ” (танцуем “Ковырялочку”).

ВЕСНА. АПРЕЛЬ.

Занятие № 29. Наука и космос. Первооткрыватели– пионеры.

Игра – предположение: “Если мы полетим в космос, что мы там увидим”?
Игра – ситуация: корабль – дом.
Игра: “Подходит – не подходит : как раскрасим Космос?

Занятие № 30. Путешествия. Животные жарких стран.

Игра – перевоплощение: Мы перелетные птицы, путешествуем по разным странам, чтобы не устать летим за морским парусным кораблем и отдыхаем на его мачтах и реях.
Упр. самомассажа “Носики для эскимосиков” (повышающие умственную деятельность)

Занятие № 31. Культурные традиции, обычаи. Пасха.

Игра – беседа: Традиции и обычаи. Праздник Светлого Христова Воскресения. – Пасха.
Русский обычай на Вербное воскресение для малых детушек и скотинки на подворье.
Русская игра – забава “Разбей яичко”

Занятие № 32. Весенний разлив воды, кораблики, ручеек. А. Барто.

Игра предположение: если не дать воде “дорогу”, что может случиться? (с водой, с берегами, с корабликом).
Упр. на выразительность речи и заучивание стихов: А.Барто “Кораблик”.

ВЕСНА. МАЙ.

Занятие № 33. Наша Россия-Родина. Москва – столица. Праздничный салют.

Игра – беседа: Наша Родина – Россия. Москва – столица.
Игра – комплимент столице.
Упр. праздничный салют.

Занятие № 34. Весенние первоцветы. Деревья и цветы.

Упр. двумя руками на вертикальном мольберте:
Упр.на магнитном графическом планшете
Упр.на тактильные ощущения: рисуем на ладошке, спине.
Упр. на разные анализаторы: “Как растут деревья и цветы”

Занятие № 35. Насекомые.

Упр.на тактильные ощущения и самомассаж: “Насекомые”.
Упр. на подносе с крупой манкой
Упр. сделай насекомое методом “разрывной аппликации”из бумаги.

Занятие № 36. Школа. Школьные принадлежности.

Упр.: “Что умеют наши ручки, пальчики, Что умеют наши ножки, голова”.
Упр. по технологии активного обучения: рисуем диктант.

Сводные таблицы тем и упражнений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1. Обследование, диагностика

5.Ягоды, грибы

9. Дикие животные

2. Обследование, диагностика

6. профессии. Труд на селе, орудия труда

10. Поздняя осень. Перелетные и зимующие птицы

3. Осень. Урожай на грядках и в саду (овощи, фрукты)

7. Непогода. Дождь, ветер. Жилище человека, сельский дом

11. Кузбасс наш город– столица Кузбасса. Географическая карта. Города, реки, горы.

4. Палитра осени, осеннего леса

8. Домашние животные

12. из истории Кузбасса и г. Кемерово

Декабрь

Январь

Февраль

13. Зима. Хозяйка зима

17. Рождество. Волшебные сказки

21. Мужские темы. Транспорт

14. Зимние забавы д6тей. Игрушки

18. Таежные истории, снежные сказки

22. Защитники Отечества. Георгий Победоносец

15. Снеговик. Снегурочка. Дед Мороз

19. Сибирские холода. Птицы, животные в зимнем лесу и в городе

23. Мужские профессии. Инструменты. С. Я. Маршак

16. Новогодний праздник, открытки, маски, костюмы

20. Поэзия зимнего пейзажа. А.С. Пушкин

24. Аквариумные рыбы. Профессии, хобби

Март

Апрель

Май

25. Весна. Весеннее настроение, солнце, капель

29. Наука и космос. Первооткрыватели– пионеры

33. Наша Россия-Родина. Москва – столица. Праздничный салют

26. Мамин праздник

30. Путешествия. Животные жарких стран

34. Весенние первоцветы. Деревья и цветы

27. Мебель. Посуда

31. Культурные традиции, обычаи. Пасха

35. Насекомые

28. Женские профессии. Женские штучки

32. Весенний разлив воды, кораблики, ручеек. А. Барто

36. Школа. Школьные принадлежности

 

Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Обследование. Диагностика детей

Определение ведущей руки. Ориентировка в пространстве.

Игра по карточкам: Съедобный грибок положи в кузовок. Подбери цвета.

Игра – этюд: Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.

Упр. Рисование двумя руками: Семья грибов.

Игра – загадка: Отгадай, кто спрятался на поляне за кустом?

(по описанию, по цвету, по загадке)

Игра: “Составь” рисунок животного из геометрических фигур.

 

Обследование. Диагностика детей

Произвольность деятельности.

Эмоциональная стабильность.

Игра Доскажи словечко(На тракторе работает..) Игра: Кому что нужно?

Игра: Установи и запомни порядок слов: (весной, сеют, летом, зреет, осенью, убирают)

Игра – загадка: Чего не стало в ноябре?

Упр. – этюд “раненая птица”.

Игра предположение: что будет с птицами морозной зимой, если им не помочь?

1.Игра – театрализация: “Как на нашей грядке выросли загадки”.

2.Игра предположение: если не есть овощи и фрукты что может случиться

3.“Лягушкины потягушки” – минутка здоровья.

Упр.на эмоц. настрой :А.Н.Некрасов. “Не сжатая полоса”.

Игра – медитац.: На улице непогода, а в сельском доме топят печь,…

Игра: подходит не подходит – что раскрасим в серые цвета.

Игра: доскажи словечко

Игра – комплимент: столице и горожанам.

Упр. по фотокарточкам: Узнай и назови.

1. Упр. “Дыхание осени” на воздушную струю (покатать осенние листочки, семена – пушинки и т. п.)

2. упр. “Светофор”, “Радуга”

Игра – загадка: Отгадай, кто это?

Игра – ситуация: кто в этой сказке лишний?

По карточкам: опиши настроение кошки.

Минутка шалости – поиграйте как котята.

Игровое задание: определить по карточкам – Современный Кузбасс,

Из истории Кузбасса, г. Кемерово.

Игра – театрализация: Шаманский бубен.

Зима

Декабрь

Январь

Февраль

Упр.– Чем украсим Зимушку?

Игра “Холодно-жарко”.

Упр. согревающего самомассажа рук.

Упр.на тактильные ощущения: “Кого погладил ангел своим перышком”

Упр. на воздушную струю

Познават. игра: “Волшебные сказки рождества”.

Упр.на магнитном графическом планшете

Упр. на несколько анализаторов: “Звездочка”

Упр. на тактильные ощущения

Упр. на подносе с крупой.

Упр. – рисуем на спине буквы и отгадыв.

Упр. Чего не стало, что лишнее, на что похоже.

Минутка шалости и самомассажа рук: “слепим” (из листа бумаги) снежные комочки.

Игра: подходит не подходит – что раскрасим в “холодные” цвета.

Упр. двумя руками на верт. мольберте: “Мы рисуем буквы и поем звуки”. То же

упр. двумя руками на столе в альбоме.

Игра “Подбери слово, подбери цвет.

Упр.– аппликация: Из каких веселых штук сделан наш красивый друг – “снеговик”.

Упр. на выразительность речи и заучивание стихов.: “Дед мороз вчера влюбился…”

Игра– ситуация: горе – полянка: убери лишнее.

Познават. игра: Кто где живет.

Минутка здоровья: танец “Снежинки”

Упр. “Добавь словечко”

Игра “Инструменты” – “Для чег это нужно, чем можно заменить?”

Упр. самомассаж рук с теплыми камушками.

Игра драматизация с самодельными масками и костюмами: “Мы встречаем Новый год”

Упр.на эмоц. Настрой

Упр. на выразительность речи и заучивание стих.: “Пейзаж”.

Упр. с опорой на социум ребенка: рисование семьи рыб (мама, папа, их малыш). Игра – беседа: папины хобби, мамины любимые занятия, увлечения детей.

Весна

Март

Апрель

Май

Игровое упр. на напряжение и расслабление мышц лица: Солнышко-тучки; солнушкины веснушки.

Упр. на подносе с крупой и на магнитном графическом планшете.

Игра– предположение: “Если мы полетим в космос, что мы там увидим”?

Игра – ситуация: корабль – дом.

Игра: “Подходит – не подходит : как раскрасим Космос?

Игра – беседа: Наша Родина – Россия. Москва – столица.

Игра – комплимент столице.

Упр. праздничный салют.

Упр. на эмоц. сферу: “Комплимент для мамы”

Игра-беседа: “Зачем девчонок поздравлять?”. Игра – ситуация: “Может ли быть “теплым” цветок – подарок, написанный “холодными” красками?”.

Игра – перевоплощение: Мы перелетные птицы, путешествуем по разным странам, чтобы не устать летим за морским парусным кораблем и отдыхаем на его мачтах и реях.

Упр. самомассажа для эскимосов (повышающие умств. деятельность) “Носики”

Упр. двумя руками на верт. мольберте:

Упр.на магнитном графическом планшете

Упр.на тактильные ощущения: рисуем на ладошке, спине.

Упр. на разные анализаторы: “Как растут деревья и цветы”

Упр.: “Что умеют наши ручки, пальчики, Что умеют наши ножки, голова”.

Игровое задание: “Каждой картинке свое место”. Игра “Магазин игрушек” – один ребенок игрушка, другой продавец.

Игра – беседа: Традиции и обычаи. Праздник Светлого Христова Воскресения. – Пасха.

Русский обычай на Вербное воскресение для малых детушек и скотинки на подворье.

Русская игра – забава “Разбей яичко”

Упр.на тактильные ощущения и самомассаж: “Насекомые”.

Упр. на подносе с крупой манкой

Упр. сделай насекомое методом “разрывной аппликации”из бумаги.

Упр. на развитие внимания, памяти, чувства ритма. Рисуем бусики для мамы под диктовку: 1. “Хрюша, Степашка, кар, кар, кар” (хлопаем в ладоши).

2. “Пяточка, носочек, топ, топ. топ” (танцуем “Ковырялочку”).

Игра предположение: если не дать воде “дорогу”, что может случиться?

(с водой, с берегами, с корабликом).

Упр. на выразительность речи и заучивание стихов: А.Барто “Кораблик”.

Упр.: “Что умеют наши ручки, пальчики, Что умеют наши ножки, голова”.

Упр. по технологии активного обучения: рисуем диктант.

Специальные приемы по технике рисования в коррекционной работе с заикающимися детьми (для восстановления равновесия левого и правого полушарий головного мозга).

Дети с заиканием очень часто имеют хорошие способности к рисованию, чего не скажешь о стойком интересе к рисованию или другим занятиям, что соответствует психофизическому развитию ребенка с данным диагнозом.

Поэтому для таких детей необходимы индивидуальные занятия, дополнительная мотивация и специальные упражнения для восстановления равновесия левого и правого полушарий головного мозга.

Приемы и упражнения:

1-ый прием: “Рука в руке”. В руку ребенка даем карандаш с мягким грифелем и берем руку ребенка в свою руку.

2-ой прием: “Руки в руках”. В руки ребенка даем 2 карандаша с мягким грифелем и берем руки ребенка в свои руки.

3-ий прием: “Заводим” руки ребенка и постепенно выпускаем из своих”.

4-ый прием: “Побуждаем ребенка действовать самостоятельно”.

Упражнение № 1: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют круговые движения в одну сторону.

Упражнение № 2: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют круговые движения в другую сторону.

Упражнение № 3: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют треугольник в одну сторону, в другую сторону.

Упражнение № 4: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют квадрат в одну сторону, в другую сторону.

Упражнение № 5: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют букву А в одну сторону и в другую.

Упражнение № 6:  Преподаватель и ребенок “Руки в руках” (двумя руками сразу) рисуют круговые движения в одну сторону.

Упражнение № 7:  Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют круговые движения в разные стороны.

Упражнение № 8:  Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют треугольники в одну сторону.

Упражнение № 9:  Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют треугольники в разные стороны.

Упражнение № 10:  Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют букву А в одну сторону и в разные.

Упражнение № 11:  Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют бабочку (зеркальное изображение крыльев):

Упражнение № 12–№ 17: то же самое самостоятельно.

Проявление тревожности у детей с речевыми нарушениями на занятиях по изодеятельности.

В рисунке отображается все то, что дошкольник видит и знает об окружающем мире, что его интересует, волнует и тревожит. Психологи считают, что детский рисунок – это “графическая речь”, своего рода рассказ, выполненный в образной форме. Действительно, детский рисунок служит источником очень важной информации для специалистов, воспитателей и родителей. Внимательно вглядевшись в него, можно увидеть, что творится в душе у малыша. Ведь далеко не всегда ребенок способен объяснить и описать то, что его волнует и тревожит.

По рисунку можно судить об интересах ребенка, уровне его психического развития, уровне его успешности и уверенности в первых жизненных позициях, о благополучии его семьи. Правильно оценить и понять детский рисунок поможет знание того, как развивается изобразительная деятельность дошкольника, и какие умения должны быть сформированы на каждом возрастном этапе.

В нашем детском саду анализ детского рисунка – дело не только психолога и специалиста по изодеятельности. По циклограмме рабочего времени предусмотрены совместная работа всех специалистов детского сада (по средам) и время взаимных консультаций (по другим дням недели), что позволяет совместным опытом, квалифицированно “расшифровать” рисунок и правильно поставить диагноз. Хорошо зная принципы анализа рисунка, внимательные специалисты, в рисунке ребенка с проявлениями тревожности, вовремя смогут заметить нечто необычное, способное насторожить и послужить поводом для беспокойства самих специалистов и родителей.

Как определить проявление тревожности у детей с речевыми нарушениями?

1. Посмотрите, какие чувства у вас вызывает рисунок ребенка. Тревогу, беспокойство, радость и светлые эмоции?

Это поможет вам понять состояние ребенка. Бывает и так, что малыш совсем отказывается рисовать, либо начинает что-то изображать, зачеркивает, приступает к другому листу бумаги и опять оставляет это занятие. Предложите ему порисовать позже. Если ситуация повторяется – это серьезный повод для беспокойства.

2. Задайте вопросы по рисунку ребенка: кого он нарисовал, что делают персонажи рисунка, где они находятся, какое у них настроение и почему?

Это поможет вам понять не только замысел рисунка, но и причинно-следственное отношение.

Например, случай резкого проявления тревожности у ребенка из-за неблагополучных отношений в семье проявился в рисунке на тему семьи у ребенка 6 лет: он нарисовал свою маму с большим животом лежащей на полу, вокруг стояло много разных людей. На вопрос: “Что это”? Он ответил: – “Это мама три дня назад умерла, уже похоронили…”

Оказалось, что мама жива. Мама ждала второго ребенка и в “громких” разговорах с мужем постоянно опасалась за свою жизнь и жизнь ее детей в случае неудачных родов. Дети часто “выплескивают” свои страхи в своих рисунках. Рисуют монстров с красными глазами, кровавыми зубами и т.п. Рисование страхов для ребенка имеет естественный терапевтический эффект.

3. Особое внимание необходимо обратить на то, как ребенок рисует себя.

Психологи считают, что если размер фигуры очень маленький, с края листа, не прорисованы некоторые детали (руки, рот), возможно, его самооценка занижена и он испытывает проблемы в общении. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у самого автора рисунка свидетельствуют о желании крохи обратить на себя внимание.

4. О чем расскажут цвет и линии.

Чем богаче цветовое оформление рисунка, чем больше ребенок использует цветов, тем разнообразнее и ярче его эмоции. Если доминируют серые, черные, коричневые тона, ребенок находится в состоянии подавленности, неуверенности в себе, его что-то тревожит. Те, кого малыш любит, изображаются ярко, многоцветно.

Слабые, прерывистые линии могут свидетельствовать о неуверенности ребенка, быстрой утомляемости и истощаемости. Сильный нажим, обилие заштрихованных деталей, а также исправления и стирания свидетельствуют о тревожности, скованности ребенка.

Язык детского рисунка может поведать взрослым о многом, но не надо спешить делать быстрые выводы и “вешать ярлыки”. Правильным решением будет, если вы поможете ребенку разобраться в ситуации, найти источник его тревожности и затем квалифицированно помочь преодолеть его страхи.

“Палитра настроения”

Упражнение на занятиях эстетической направленности для детей старшего возраста в ДОУ.

Цели и задачи: Активизация умственной деятельности ребенка-дошкольника средствами взаимодействия познавательных психических процессов: ощущения и восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.

Автор: Кочеткова Светлана Юрьевна – преподаватель изодеятельности МДОУ№203

Для создания положительного эмоционального настроя и активизации мыслительной деятельности детей старшей (или подготовительной к школе) группы в начале занятия педагог предлагает упражнение:

1. Выбрать цвет соответственно своему настроению.

2. Запомнить название называемых цветов.

3. Повторить название цвета.

4. Выполнить задание по технике обрывной аппликации (разорвать поперек лист бумаги на две половинки, на четыре половинки специальным приемом).

5. “Поделиться” своим настроением с другими ребятами еще раз называя названия настроений.

“Палитра настроений” – название цвета:

Св. зеленый яркий – “ранняя весна”.

Зелено-желтый – “зеленое яблоко”.

Желтый – “Радостное солнце”.

Сиреневый – “сиреневый туман”.

Оранжевый – “спелый апельсин”.

Св. розовый – “нежная мама”.

Голубой – “ясное небо”.

Сине-фиолетовый – “кислая слива”.

Синий – “синее море”

Красный – “русский танец”.

Св. коричневый – “теплый песок”.

Серый – “печальный дождь”.

6. Описать цвета, используемые в живописном полотне (любого интересного по цвету автора) “новыми” названиями цвета. (1– педагогом, 2-ребенком)

7. Домашнее задание. “Поиграть” с родителями в ту же игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изотерапия, как одна из граней арттерапии.

Опыт использования изотерапии в работе с детьми - дошкольниками....

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.

Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...

Консультация для родителей на тему: «Изотерапия с детьми старшего дошкольного возраста»

Элементы арт технологий и арт терапии очень интересуют специалистов детского сада и родителей. Это кладезь идей! Родители с легкостью могут их использовать дома, на даче, на прогулке. Элементы арт тер...