Мастер-класс «Са-Фи-Дансе, как средство укрепления здоровья и развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
материал (старшая группа)
Технология взаимосвязана с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной представлены различные разделы, в мастер-классе подробнее рассмотрены разделы с нетрадиционными видами упражнений:
- пальчиковая гимнастика;
- игровой самомассаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Са-фи-дансе, как средство укрепления здоровья
и развития моторных навыков детей
старшего дошкольного возраста с ТНР»
Фомина Ольга Михайловна – воспитатель
Клюкач Надежда Геннадьевна –
педагог дополнительного образования
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах укрепления здоровья и развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР, через использование инновационной педагогической технологии «Са-Фи-Дансе».
Задачи:
- показать практическую значимость использования педагогической технологии «Са-Фи-Дансе» для укрепления здоровья и развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР;
- создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов;
Трудно представить себе лучший метод
воспитания, чем тот, который открыт и
проверен опытом веком; он может быть
выражен в двух положениях: гимнастика
для тела и музыка для души…
Платон
«Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
Технология взаимосвязана с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной представлены различные разделы, но сегодня мы подробнее остановимся на разделах с нетрадиционными видами упражнений:
- пальчиковая гимнастика;
- игровой самомассаж.
Все разделы объединяют игровой метод проведения занятий.
Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Цель в работе с детьми: укрепление здоровья и развитие моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи:
- Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- формировать правильную осанку;
- Совершенствование моторных способностей дошкольников:
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности;
- содействовать чувству ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Характеристика разделов, которые мы рассмотрим сегодня более подробно:
раздел «Пальчиковая гимнастика» служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя самомассаж в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Применение в работе «Са – Фи – Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Всё это способствует укреплению здоровья, развитию моторных навыков ребенка.
Уникальность данной инновационной педагогической технологии в том, что она может применяться педагогами в организованной образовательной деятельности как для укрепления здоровья, так и для развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Практическая часть.
Музыкальный руководитель: Уважаемые педагоги, прошу вас пройти на середину зала.
Сюжетный урок
«Цветик-семицветик»
Задачи. Закрепить выполнение упражнений пальчиковой гимнастики. Повторить ранее изученные игры и упражнения игрового самомассажа. Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Вход в зал под песню «Все сбывается на свете» (Е.Крылатова) и построение в шеренгу.
Музыкальный руководитель: Я рада приветствовать вас и хочу сообщить, что сегодня необычный день. В спортивном зале расцвел цветик-семицветик. Точь-в-точь к в книжке Катаева, только побольше. Лепестки у него разные, красивые. Мы сегодня будем срывать по лепесточку и загадывать желания, а цветик-семицветик будет эти желания исполнять.
Вспомним слова волшебной песенки и сорвем первый лепесток:
Ты лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели:
Хотим, чтобы зазвучала красивая мелодия из мультфильма «Приключения кузнечика Кузи» «Песенка Муренки» М. Пляцковский, Юрия Антонова
Вступление. Дети сидят на пятках. Руки на коленочках.
Первый куплет. А. 1-2 – указательные пальцы к голове «рожки» наклоны.
3-4 – И.П.
5-8 – повторить счет 1-4 в другую стороу.
Б. – повторить движения части А.
В. 1-2 – полуповорот направо раскрыть руки ладонями вверх.
3-4 – И.П.
5-8 –повторить счет1-4 в другую сторону.
Г. – Повторить все движении
Д. 1-2 - Руки вперед сжимать ритмично кулачки.
3-4 - повторить
5-6 – наклон вперед. Руки назад.
7-8. И.П.
Припев. А. 1-4 -
5-8 – «рожки»
Б. 1-2 левую руку вверх - «звездочка»
3-4 – И.П.
5-6 - правую руку вверх - «звездочка»
7-8 – И.П.
Воспитатель: Второй листок срываем, слова волшебные повторяем. Следующее желание наше конечно играть. Предлагаю вам игру
Имитационно – образное упражнение «Ворона»:
- Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны. (дети прыгают на носочках или делают подскоки и говорят «Кар-кар»)
- Целый день они летали, спать ребятам не давали. (дети бегут или в рассыпную или по кругу и машут руками приговаривая «кар-кар»)
- Только к ночи умолкают, вместе с нами засыпают. (дети приседают с выдохом и произносят «ш-ш-ш»)
Воспитатель: Чтож продолжим мы играть, предлагаю вам немного полепить.
Игровой самомассаж.
Лепим, лепим ушки – слышим хорошо,
Нарисуем глазки – видим далеко
Носик мы погладим – дышим глубоко,
Щёчки нарумяним – стало нам тепло!
Самомассаж «Разотру ладошки»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
(растирание ладоней, захват каждого пальчика у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги).
Затем руки я помою («моют руки»)
Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою и кольцо поберегу.
( пальцы в «замок»)
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики.
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Ручки наши разогрелись, а теперь давайте встанем и погреемся все вместе.
Игровой массаж.
Идёт по спинке холодок – ок-ок-ок-ок
Дует сильный ветерок –ок-ок-ок-ок
Сделаю тебе массаж – аш-аш-аш-аш
Тебя согрею, друг ты наш – аш-аш-аш-аш
Плечи сильно разотру – тру-тру-тру-тру
А теперь я их помну – мну-мну-мну-мну
И тебя я обниму!
- Дыхательное упражнение на имитационных и образных движениях «Дуем – греем»
Подуем на плечо, подуем на другое.
Нам солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем на живот, как трубка станет рот.
А теперь на облака и остановимся пока.
Музыкальный руководитель: Третий лепесток. Ты летал туда, не знаем куда,
Так принеси нам то, не знаем что!
Игра «Моталочки». Варианты игры.
Пальчиковая игра «Летает - не летает» (вариант русской игры).
Воспитатель: А теперь четвертое желание… «С добрым утром! Хочу, чтобы все были добры друг к другу!» «Доброе утро!»
Доброе утро, улыбнись скорее! (разводят руки в стороны, руки под подбородок)
И сегодня весь день будет веселее. (хлопки)
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми как в саду цветочки.
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрём, и здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова,
Будьте все здоровы!
Музыкальный руководитель: Пятый лепесток и пятое желание.
Хотим в гости к Ванечке. Поедем на лошадке?
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои - Показать пальцы.
Как их хочешь, поверни. Поворачивать кисти ладонями кверху и
книзу.
По дорожке белой, гладкой Пальцами проводят по другой руке.
Скачут пальцы, как лошадки. Два пальца одной руки «скачут» по другой
руке.
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
Упражнение пальчиковой гимнастики «Ванечка-пастух». (песня «Ваня-пастушок» - Ю Мориц)
Упражнение для пальчиков в образно- танцевальной форме.
Вступление.
И.П. – сед на стуле (можно за столом), руки согнуты вперед.
А. 1-8 – И.П.
Б. 1 – сжать кисти в кулак.
2 - кисти разжать «фонарики».
3-4, 5-6 – повторить счет 1-2.
7 – повторить счет 1.
8 – указательный палец вперед.
Первый куплет.
А. 1-4 – четыре круговых движения внутрь указательными пальцами, остальные пальцы собрать в кулак.
5-8 – в другую сторону.
Б. 1-8 – повторить движения части А средними пальцами.
В. 1-8 – повторить движения части А безымянными пальцами.
Г. 1-8 – повторить движения части А мизинцами.
Припев.
А. 1-4 – изображают игру на дудочке слева – вверху.
5-8 – изображают игру на дудочке справа – вверху.
Б. 1-8 – изображают игру на скрипке.
Второй куплет.
А. 1-2 – указательные пальцы здороваются с большими.
3-4 – повторить средними пальцами.
5-6 – повторить безымянными пальцами.
7-8 – повторить мизинцами.
Б. 1-4 – повторить движения части А , но на каждый счет.
5-8 – повторить 1-4.
В. 1-2 – указательные пальцы правой и левой рук здороваются.
3-4 – повторить средними пальцами.
5-6 – повторить безымянными пальцами.
7-8 – повторить мизинцами.
Г. 1-8 – повторить движения части В. на каждый счет.
Д. 1-2 – согнуть пальцы, касаясь основания ладони.
3-4 – разогнуть пальцы, касаясь основания ладони «растереть».
5-8 –повторить 1-4.
Е. 1-2 – пальцы в замок.
3-4 – пальцы разжать, руки развести.
5-8 – повторить.
Припев. Повторить, в конце поклон вперед, руки в сторону книзу.
Воспитатель: Шестой лепесток и шестое желание. Одно условие – его нужно угадать!
Будто тазик кверху дном,
Крепкий панцирь. Кто же в нем?
Вдоль по берегу без страха
Шла большая… (Черепаха)
« Черепаха »
Самомассаж тела
Шла купаться черепаха Дети выполняют легкое пощипывание
И кусала всех со страха пальцами рук груди, ног.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Черепаха Рула! Дети поглаживают себя ладонями,
В озеро нырнула, выполняя круговые движения и
С вечера нырнула приговаривают.
И пропала… Э-эй,
Черепашка Рула, выгляни скорей!
Что же видит черепаха?
Конечно волны.
«Волны шипят». И.П. сед на пятках, руки внизу. На 1-2 – волнообразные движения руками вперед, вверх, - обычный вдох. На 3-3 – волнообразнве движения руками через стороны – выдох через рот со звуком «ш-ш-ш».
Воспитатель: На волнах мы покачались вдруг, смотрите, здесь медузы!
Вместе с ними поплывем, в море вместе отдохнем!
«Медузы» Имитационные, образные упражнения для расслабления рук в положении лежа на спине. Потряхивание ног в положении лежа на спине. Со словами: «Я лежу на спине, как медуза на воде. Руки расслабляю, в воду опускаю. Ножками потрясу и усталость сниму».
Звучит музыка «Все сбывается на свете»
Музыкальный руководитель: Остался последний, седьмой лепесток – последнее желание. Какое бы вы хотели загадать последнее желание? Что вы хотите пожелать друг другу? Возможно, поделиться своим настроением. (Присутствующие говорят свои пожелания лепестку).
Ну а нам хочется сказать вам спасибо за общение, вручить смайлики и буклеты на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-351053-1480135088.jpg)
Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...
Русская народная игра как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Доклад для выступления на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-974173-1510748979.jpg)
Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/16/picture-1299181-1608122016.jpg)
Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.
Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-1314823-1613289128.jpg)
Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/26/picture-678993-1716747726.jpg)
Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение "минуток здоровья в ходе ОД и процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.
Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение «минуток здоровья» в ходе образовательно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/29/picture-456534-1669740339.jpg)
МАСТЕР - КЛАСС на очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»
Мастер - класс «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» направлен на знакомство коллег - воспитателей со своим опытом ра...