Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Куракова Елена Викторовна

        Народная культура и жизненный опыт передаются устно из поколения в поколения. С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку. Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ивушка»

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей

младшего дошкольного возраста

Разработала воспитатель

первой квалификационной категории

Куракова Е. В.

г. Уварово

        Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Он способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

        В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения русского языка, исчезают его красота и образность. Становится мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

        Народная культура и жизненный опыт передаются устно из поколения в поколения. С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку. Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.

        Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен он начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «с молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

        Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громадном воздействии произведений устного народного творчества.

        Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

        В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное творчество.

        В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.

        Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды… »

«Кран, откройся

Нос умойся… »

«Чистая водичка

Моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Алешке».

        Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса… »

        Существует огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят… », «Спи, усни дитя Ванюшенька… » Используются фольклорные произведения при развитии двигательной активность детей: «Большие ноги шли по дороге… », «Скачет зайка маленький около завалинки… »

        Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности.

        Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадка...

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста

В данной  статье рассматривается проблема развития связной речи детей средствами малых форм фольклора, её актуальность и значимость. Ключевые слова: фольклор, компетенция, развитие речи, реб...

Доклад для педагогов по теме: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Выступление на МО  с темой «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»....

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд всегда был основой для человеческойжизни и культуры.Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.А.С. МакаренкоОдним из средств гармоничного воспитания под...

«Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...

Сообщение на тему «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Сообщение на тему "Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"Подготовила: воспитатель Кудаева Е.Н....

Сообщение на педсовете: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.По словам А.П. Усовой "словесное русское нар...