Профессиональные компетенции педагогов в области ручного труда
статья

Бондаренко Елена Юрьевна

В материале описана мини программа "Интеллект ребенка на кончиках пальцев", которая разработана для стажировки педагогов дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенций педагогов в области ручного труда у слушателей региональных курсов повышения квалификации дошкольных работников.

«Если опытом не делиться, то кому он нужен» Зингер Айзек Башевис 

Наш детский сад много лет сотрудничает с ЛОИРО (Ленинградский областной институт развития образования). На нашей базе проводятся стажировки по программам профессиональной переподготовки для педагогов дошкольного образования. И это не случайно. ЛОИРО ищет интересные сады, которые находятся в режиме инновационной деятельности. В нашем детском саду была создана дополнительная образовательная программа «Маленький горожанин».

Дополнительная образовательная программа «Маленький горожанин» -  это инновационный продукт педагогического коллектива ГБДОУ детского сада № 8 Центрального района СПб,  доработанная в рамках опытно-экспериментальной деятельности организации в 2010 - 2013 гг. Программа составлена в соответствии с современными требованиями к организации образовательной деятельности в ДОУ и методическими рекомендациями к разработке и оформлению программ дополнительного образования детей. Предполагает интегративный подход к решению задач введения дошкольников в культурное пространство Санкт-Петербурга, способствует гармоничному всестороннему развитию детей, формированию их социального, нравственного и физического здоровья, общекультурному развитию в пространстве родного города.

Программа рекомендована к публикации ЭНМС ГБОУ СПб ДПО «СПб АППО» (протокол №09/13 от 10.12.2013 г.)

Программа - дипломант городского конкурса инновационных продуктов в номинации «Образование» (2013 г.) 

Мы знакомим слушателей с нашей программой. Стараемся, чтобы эти встречи были практико ориентированы.

Что такое компетенции? Определений понятия компетенция, а также их классификаций существует множество. Не будем углубляться в данную проблему. Возьмем такое определение. Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств  личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Компетенции могут быть общие и профессиональные. Профессиональная  компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.   

Так вот, реальные встречи с практиками позволяют формировать профессиональные компетенции. На наших семинарах мы освещаем интересные приемы работы с детьми, показываем как интегрировать основную программу и дополнительную.

Я автор раздела: Рукотворное преобразование окружающей среды: студия ручного труда «Зонтик» в авторской дополнительной образовательной программе «Маленький горожанин».

Для работы со слушателями региональных курсов повышения квалификации мною создана мини-программа, названием которой я взяла известное высказывание: «Интеллект ребенка на кончиках пальцев». В работе со слушателями, моя цель, прежде всего, вызвать интерес к ручному труду, к его использованию в работе с детьми. Задачи: показать, каким техникам целесообразно учить детей. Поделиться опытом использования таких форм работы, как мастер-классы с детьми и родителями, технологией проектной деятельности. Поделиться опытом участия в различных конкурсах детского творчества. Особенностью встреч со слушателями является то, что один и тот же педагог попадает в наш детский сад не более 1-2 раз. Мини-программа делится на три блока: теоретический, практический и экскурсионный.

Теоретический блок включает в себя ряд презентаций. Это, прежде всего, знакомство с программой «Маленький горожанин» и с разделом, посвященным ручному труду. Это презентация о необходимости использования ручного труда в развитии ребенка. (несколько слов о работе обеих рук, развитии обоих полушарий и т. п.).  Это знакомство с различными видами ручного труда. Это презентация по правилам техники безопасности на занятиях с детьми. В каждой технике есть свои особенности.

Практический блок включает в себя мастер-классы: ткачество, бумагопластика, выцынанка, изонить, бисероплетение, вышивка, работа с тканью. Часто, в зависимости от подготовленности слушателей, могу в один мастер-класс объединить несколько техник или показать более сложные варианты поделок для индивидуальной работы с ребенком.

Экскурсионный блок включает в себя экскурсию по детскому саду, по студии, знакомство с детскими работами, которых у нас накопилось очень много, хотя в основном дети забирают свои работы домой, просмотр портфолио техник и работ.

После таких встреч слушатели легко углубляют полученные знания путем самообразования.

Мы работаем с ЛОИРО уже 6 лет. Накопленный опыт показывает, что встречи эти важны и продуктивны. Отзывы слушателей восторженные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"

Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...

«Формирование профессиональной компетенции педагогов ДОО по интеграции образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС».

Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на ЗОЖ, осоз...

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...

«Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы «Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Повышение профессиональных компетенций педагогов в области организации познавательно-исследовательской деятельности

Представлен опыт работы старшего воспитателя по повышению компетенций педагогов ДОУ в организции иследовательской детской деятельности...