ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья

Елена Николаевна Гурьянова

В статье раскрывается необходимость использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Приводится пример из личной практики, использования данной педагогической технологии в воспитании и образовании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazan_doklad.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Гурьянова Елена Николаевна

учитель-дефектолог 

Муниципальное автономное  общеобразовательное

 учреждение  «Нижнекамская  школа – интернат  «Надежда»

 для детей с ограниченными возможностями здоровья» 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

После введения 1 сентября 2013 года  в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Закон существенным образом изменил отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка. Мы знаем, что именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные навыки, умения, формируются знания, которые останутся с человеком на всю жизнь. Это главный и ответственный период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и  взрослыми.

К сожалению, в последние годы, в связи с социальными изменениями в обществе, большим объемом информации, усиленной подготовкой детей к обучению в школе из мира детства уходит игра. Социальное общение ребенка ограничивается общением с близкими людьми или виртуальным общением. Дети перестают быть любознательными. Только познавательная, исследовательская и творческая деятельность будет способствовать развитию мышления, речи, памяти, эмоционального воображения, учить ребенка общаться, взаимодействовать с окружающим миром и познавать его, познавать отношения объектов и людей в этом мире.

Дошкольное образование считается успешным, если, помимо овладения навыками счета, чтения и письма ребенок умеет слушать, запоминать, наблюдать, обладает развитыми социально-коммуникативными навыками, а также навыками самоконтроля и самооценки.

В дошкольной педагогике существует много различных форм, методов и приемов, педагогических технологий направленных на развитие гармоничной личности ребенка. Я хочу привлечь Ваше внимание к проектной деятельности.

Проектная деятельность на сегодняшний день не является чем-то новым в педагогической практике. О ней  заговорили  еще в 20е годы прошлого столетия в США, но, тем не менее, сегодня метод проектов относят к инновационным педагогическим технологиям ХХI века.

Слово «Проект» заимствовано из латинского языка и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в газа». Сейчас этот термин связывают с понятием «проблема». Проект всегда предполагает решение какой-то проблемы. Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием итогового продукта. Проектная деятельность в дошкольном учреждении – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой у дошкольников развиваются познавательные способности и творческое мышление, повышается уровень самооценки, дети учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Основные задачи педагога в проектной деятельности:

  • пробудить интерес к будущему проекту;
  • приобщить воспитанников к процессу познания нового;
  • формировать представления, умения и навыки;
  • побуждать детей к совместной деятельности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются следующие виды проектов:

  • поисково-исследовательские проекты (воспитанники проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде выставки, альбома или газеты);
  • информационные проекты (дети самостоятельно или под руководством взрослых накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
  • игровые проекты (дошкольники  решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
  • творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – изготовление поделки, проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры и т.д.).

Каждый вид проектной деятельности имеет свою цель, задачи, содержание. При выборе проекта необходимо учитывать основное условие – проект должен быть посильным для выполнения.

Уже более 20ти лет я работаю учителем- дефектологом в Муниципальном автономном образовательном учреждении школа- интернат «Надежда» в дошкольном отделении. Все дети, посещающие наше учреждение, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения имеют различную степень выраженности:

  • тяжелая (выраженная) степень двигательных нарушений – дети не владеют навыками ходьбы, крайне ограничена манипулятивная деятельность;
  • средняя (умеренно выраженная) степень двигательных нарушений – дети владеют ходьбой, но неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (ходунков), манипулятивная деятельность ограничена (снижена сила рук, точность и скоординированность);
  • легкая степень двигательных  нарушений – владеют ходьбой, манипулятивная деятельность развита (имеются незначительные недостатки мелкой моторики.

Всех дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно условно разделить на две группы. Разделение основывается на этиологическом принципе – неврологической или ортопедической патологии обусловленной двигательными нарушениями.

К первой группе (с неврологическим характером двигательных нарушений) относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большую часть детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом. Именно эта категория детей составляет численное большинство в нашем учреждении.

Ко второй группе (с ортопедическим характером двигательных нарушений) относятся дети с поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера. Это, как правило, сколиоз позвоночника, дети с косолапостью, укорочением конечностей и т.д.

Два года назад мы с воспитателями попробовали применить проектную деятельность в работе с детьми, посещающими нашу группу. По составу группа детей разновозрастная (от среднего до подготовительного возраста);  уровень развития познавательной деятельности тоже разный (интеллектуальная недостаточность, ЗПР, уровень развития близок к возрастной норме); все дети имеют двигательные нарушения различной этиологии и степени выраженности.  Первый наш проект был посвящен творчеству Эдуарда Успенского. В процессе дидактической игры «Любимые герои мультфильмов» мы выяснили, что большинство детей вообще не знают Крокодила Гену и Чебурашку, героев мультфильма «Простоквашино» и т.д. Вот так и родился наш первый проект: поставили цель, сформулировали задачи, определили содержание. Дети с удовольствием откликнулись на наше предложение: увлеченно смотрели мультфильмы, слушали рассказы и стихи, отвечали на наши вопросы, участвовали в оформлении выставки, рисовали и лепили из пластилина. Итоговой работой стала коллективная поделка «Разноцветная семейка» (по одноименному произведению) с которой мы приняли участие в городском конкурсе творческих работ, посвященных литературному наследию Э.Успенского, и заняли призовое место. В реализации первого проекта мы побоялись привлечь родителей, т.к. сами еще не представляли,  с чем нам придется столкнуться. Сейчас родители наших воспитанников с желанием и азартом участвуют в проектной деятельности, выступая не только исполнителями и помощниками детей, а проявляют творчество и коллективное единство.

Постепенно дети тоже раскрывают свои возможности и способности. Каждый ребенок получает индивидуально-дифференцированные задания, которые соответствуют его интеллектуальному развитию, психофизическому уровню и индивидуальным особенностям. В процессе проектной деятельности происходит умственное развитие наших воспитанников: расширяется объем, закрепляются и активизируются представления об окружающем мире, развивается активность, глубина и осознанность восприятия, формируется умение сравнивать предметы по различным признакам и группировать их, развивается способность действовать в воображаемой ситуации. На каждом этапе реализации проекта происходит всестороннее развитие речи – это способствует расширению и обогащению словаря, развитию коммуникативной функции, познавательной и регулирующей функции речи. Также мы разрабатываем мелкую моторику, точность и координацию движений, отрабатываем необходимые двигательные умения. Формируя продуктивные виды деятельности, используя нетрадиционные формы работы, воспитатели развивают творчество, и фантазию. Каждый из участников проекта выполняет посильные задания, ощущая себя частичкой общего дела. Мы заметили, что малыши постоянно находятся «в зоне ближайшего развития», так как старшие дети являются образцом и живым примером практической деятельности, ну, а старшие воспитанники являются наставниками малышей, тем самым развивают самооценку и самоутверждение в детском коллективе. Воспитывая в детях чувство дружбы, ответственности, взаимовыручки, мы  осуществляем нравственное воспитание.

По продолжительности мы выбираем краткосрочные или проекты средней продолжительности (до трех – четырех недель). Это связано с тем, что дети, имеющие интеллектуальную недостаточность, со временем теряют интерес к теме проекта и деятельности в целом. По окончании реализации проекта мы отмечаем у воспитанников стойкость и глубину знаний, навыки и умения, приобретенные в процессе, переносятся в игровые ситуации  и применяются  в жизнедеятельности.

По достижению школьного возраста некоторые наши воспитанники, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, продолжают обучение в общеобразовательных школах города. Существует ряд трудностей, с которыми им приходится сталкиваться в процессе адаптации, но каждый из них имеет определенный запас знаний и умений, может логически мыслить, любит экспериментировать, пытается поэтапно планировать свою деятельность и готов к сотрудничеству с окружающими.

Таким образом, проектная деятельность в дошкольном возрасте является одной из  эффективных форм в воспитании и образовании детей. Реализация проекта, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, помогает детям стать более коммуникабельными и самостоятельными. У дошкольников развиваются познавательные способности, мышление и творческое воображение.

Проектная деятельность способствует тому, чтобы каждый ребенок может быть успешным, не смотря на свои интеллектуальные и физические особенности.

 Литература:

 Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008.

Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. М. : [б.и.], 2000.

Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1999

Интернет ресурсы: nsportal.ru Васильева О.А. Проектная деятельность в ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная деятельность,как форма обучения детей дошкольного возраста.

Комплексная образовательная деятельность,как форма обучения детей дошкольного возраста....

Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста

Экскурсии – одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с различными объектами, способствуют ра...

Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраст а.

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде обучающих игр, и реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой ...

Доклад по теме «Использование пособия "Лэпбук" как новую форму обучения детей дошкольного возраста»

Каждый из нас хочет видеть своего воспитанника физически и психически здоровым. Достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том ч...

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»...

«Проектная деятельность в организации образовательного процесса как нетрадиционная форма обучения детей дошкольного возраста»

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на том, чтобы в центре внимания семьи должна находит...