Методическая разработка (старший дошкольный возраст)
методическая разработка (старшая группа)

Кулюкина Анна Сергеевна

Использование музыкальных произведений из "Детского альбома" П.И. Чайковского для развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1_metodicheskie_rekomendatsii.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Методические рекомендации по использованию музыкальных произведений из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Репертуар для слушания музыки в детском саду включает большое разнообразие произведений, различных по тематике и жанрам. Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П.И. Чайковского. Большинство произведений этого сборника доступны и близки дошкольникам по характеру и тематике.

Методические рекомендации:

  1. Метод эмоционального воздействия.

Встреча с музыкой для ребенка – это чрезвычайно интересное событие, и его необходимо готовить. Используем для этого стихи, загадки, игровые приемы, разнообразные проблемные ситуации. Активизируем интерес детей к музыке, эмоциональную отзывчивость, образное мышление, творческое воображение.

В основе метода эмоционального воздействия лежит умение педагога выразить своё отношение к музыкальному произведению образным словом, тембром голоса, мимикой, жестами. Голос педагога должен соответствовать характеру и настроению музыкального произведения. Слово педагога активизирует воображение, память, чувства и эмоции детей. С помощью слова педагога можно вызвать в сознание детей яркие образные картины, раскрыть содержание произведения, направить эмоциональные переживания детей. Рассказ педагога используется для того, чтобы настроить детей на восприятие музыкального произведения, сообщения интересных сведений из жизни композитора. Важно найти понятные детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи образные сравнения, яркие выражения, объясняющие глубину и разнообразие человеческих чувств. Созданию эмоционального настроя способствуют отрывки из литературных произведений, соответствующей тематики и возрасту детей.

Примерный рассказ педагога по музыкальному произведению «Утренняя молитва»: Педагог читает стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Молитва»:

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Это необычайно красивое стихотворение очень подходит этой гармоничной музыке. Какие слова рождаются при прослушивании этой пьесы? (Тишина, спокойствие, умиротворение)

  1. Метод побуждения к сопереживанию.

В процессе слушания музыки с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наступает время вопросов. Начинать следует с анализа тех впечатлений, которые ребенок получил от встречи с музыкой. Педагог обращает внимание на то, с какими событиями в личной жизни у ребенка ассоциируется эмоциональное переживание музыки, не стремиться добиваться от детей точности в ответах о средствах музыкальной выразительности, сосредотачивает внимание детей на характере музыкального образа, музыкальном содержании и повествовании, развивающемся сюжете. Таким образом, педагог пробуждает фантазию ребенка, активизирует его воображение.

Второй метод помогает развивать умение детей выявлять смысл музыкальной речи, различать средства музыкальной речи, различать средства музыкальной выразительности.

Например, слушание музыкального произведения «Мама»: Кому эту музыку мог посвятить автор? Какая она по характеру? Какие интонации слышатся в музыке? (Нежные, ласковые, певучие, они будто успокаивают) Наверное, такими были воспоминания Петра Ильича о своей маме: недаром он помнил всю жизнь её чудесные глаза, нежный струящийся голос, который проникал в душу и в самое сердце. Послушайте стихотворение Дмитрия Веремчука:

Мне мама всё дала на свете,

Тепло, и ласку, и любовь.

Всегда давала мне советы,

Когда не знал я нужных слов.

Она глаза на мир открыла,

И показала в жизни путь.

Всегда так искренно любила,

И разгоняла горе, грусть.

Когда я плакал, утешала,

Когда мне было тяжело.

Всегда ты нежно обнимала,

Я чувствовал твоё тепло.

Я счастлив, что ты есть, родная,

Ты лучше всех, ценней всего.

Моё ты счастье, дорогая,

Не нужно больше ничего.

Расскажите о своей маме, какая она?

  1. Метод контрастного сопоставления музыкальных произведений.

В основе метода лежит сравнение или сопоставление произведений с постепенным сглаживанием контрастности образов. Занятия могут включать в себя:

  • Сравнения двух произведений по характеру, настроению;
  • Обращение внимания детей на некоторые единицы музыкальной речи, на контраст настроений (интонации, темы, фразы, разделы, формы), на использование средств музыкальной выразительности;
  • Сопоставление контрастных произведений одного жанра;
  • Сопоставление музыкальных произведений с одинаковыми названиями;
  • Сравнение контрастных произведений в пределах одного настроения (различение оттенков).

Сравнивая и сопоставляя музыкальные произведения, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи анализируют музыкальные произведения, ощущают их различия, знакомятся с особенностями каждого из жанров, обращают внимание на движение мелодии, её ритм, темп, настроение. В ходе таких занятий дети обогащают свою эмоциональную сферу, пополняют словарный запас и активизируют накопленный словарь в диалогической и монологической речи, расширяя её прилагательными, наречиями, причастиями и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста лучше всего использовать ярковыраженные контрастные музыкальные произведения, например «Марш деревянных солдатиков» и «Сладкая греза»; «Болезнь куклы» и «Новая кукла»; «Старая французская песенка» и «Неаполитанская песенка».

  1. Метод развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

Данный метод побуждает детей старшего дошкольного возраста к появлению творческой распознавательной установки на восприятие и выражение эмоций как результата восприятия музыки. Он предлагает закрепить представления о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, через игровую, художественную, двигательную, речевую деятельность:

  • Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать, подбирать мелодии по слуху. Разученный репертуар, не представляющий уже трудности, дети переносят в быт, используют в своих играх. Музыкальные произведения из «Детского альбома» небольшие по объёму, что способствует лучшему запоминанию мелодии; все двадцать четыре пьесы близки эмоциональному опыту старших дошкольников, что способствует правильному выбору музыкальных инструментов; музыка Чайковского ритмически и интонационно насыщена, эмоционально окрашена, что помогает детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проявить творчество и фантазию в музыкальных импровизациях.
  • Восприятие музыкальных произведений через реализацию творческих замыслов в процессе художественного творчества даёт детям осмыслить и запомнить свои впечатления, полученные в процессе слушания музыки. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения. В работе с «Детским альбомом» П.И. Чайковского дети с удовольствием рисуют на темы «Зимнее утро», «Мама», «Игрушки», «Танцы», «Путешествия», «Сказки», а также рисуют по замыслу, слушая музыкальные произведения.
  • С помощью импровизаций под музыкальные произведения дети учатся выражать эмоции через движения. Двигательные импровизации предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений. Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Для того чтобы дети могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей, поэтому задача педагога – только направить фантазию ребенка, а не навязывать свою собственную. «Детский альбом» П.И. Чайковского включает в себя целый цикл, посвящённый танцам, что даёт педагогу через танцевальные импровизации решать задачи раскрепощения детей. Музыкальные пьесы «Вальс», «Полька», «Камаринская», «Немецкая песенка» и другие дают ребёнку почувствовать партнера, ощутить свободу своего тела и себя в пространстве.
  • Проявление и выражение эмоционально-оценочного отношения детей к музыке через произведения литературы. Синтез музыкального и литературного искусства основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально-положительного отношения к деятельности, воображения, образного мышления. Литературное произведение должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. В работе над эмоциональной отзывчивостью через использование «Детского альбома» П.И. Чайковского рекомендуется использовать стихи русских классиков: А.С. Пушкина «Зимний вечер», М.Ю. Лермонтова «Молитва», И. Бунин «Первый снег», М. Цветаева «У кроватки», А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря…» и т.д.
  • Беседы с детьми способствуют высказыванию предпочтений определённому музыкальному произведению, жанру или композитору. Побуждают детей к эмоциональным и интеллектуальным оценкам. Например: В те времена, когда жил композитор, занятия танцами считались очень важным делом, а учителя были строгими и требовательными. На праздничных балах дети танцевали наравне со взрослыми. Поэтому в «Детском альбоме» есть пьесы-танцы. Одна из них – «Вальс». В России вальс был одним из любимых танцев. Что получится если соединить движения и музыку? Какие виды танцев вы знаете? Какой характер у пьесы «Вальс»? Как танцоры исполняют вальс? Что делают пары под музыку вальса? и т.д.

«Детский альбом» – это одно из самых понятных, близких сердцу каждого ребёнка и, одновременно, одно из наиболее глубоких сочинений Петра Ильича Чайковского. Это превосходный учебный и методический материал для работы с детьми. Системное использование разнообразных методов и приёмов, правильно подобранный музыкальный, наглядный и словесный материал, позволяет решать задачи по развитию эмоциональной отзывчивости и коррекции нарушений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики".

Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Авторская методическая разработка (старший дошкольный возраст) по окружающему миру: "Дидактическая игра "Круги Луллия".

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей от 5-7 лет, по формированию у детей понятий,...

Методическая разработка (старший дошкольный возраст) на тему: «Дидактическая игра «Круги Луллия»

Методическая разработка(старший дошкольный возраст)на тему:«Дидактическая игра «Круги Луллия»...

Методическая разработка Старшего дошкольного возраста.

quot;Нетрадиционная техника рисования", - пальцеграфия, рисование ладонями. Старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка (старший дошкольный возраст)

Методические рекомендации по использованию игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста Краткое описание теоретических основ развития «ч...