Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ
консультация

Попова Светлана Игоревна

К традиционным формам работы с родителями относятся:

  • родительские собрания, 
  • индивидуальные консультации педагога,
  • посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить:

  • тематические консультации,
  • родительские чтения,
  • родительские вечера,
  • тренинги,
  • круглый стол.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnaya_forma_raboty_s_roditelyami_v_dou.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ

К традиционным формам работы с родителями относятся:

  • родительские собрания, 
  • индивидуальные консультации педагога,
  • посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить:

  • тематические консультации,
  • родительские чтения,
  • родительские вечера,
  • тренинги,
  • круглый стол.

По результатам опроса родителей,  были определены наиболее желаемые темы для обсуждения:

  1. «Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании»
    «Тревожность детей. К чему это может привести?»
  2. «Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления»
  3. «Грубость и непонимание в семье»
  4. «Талантливый ребенок в семье»
  5. «Три поколения под одной крышей. Проблемы общения»
  6. «Агрессия  в дошкольном возрасте»


            Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

           Родительские вечера – это праздники общения с родителями друга твоего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит собственный ребенок и жизнь.

Примерные планы родительских вечеров:

  1. «Год рождения ребенка, – каким он был?»
  2. «Каким я вижу будущее моего ребенка?»
  3. «Друзья моего ребенка»
  4. «День рождения нашей семьи»
  5. «Песни, которые поют наши дети и пели мы»


            Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является
родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом , который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими:

  • «Детские гримасы»,
  • «Любимая игрушка»,
  • «Мой сказочный образ»,
  • «Воспоминания детства» и др.

Родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке  и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:

  • Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
  • Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;
  • Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.


Чтобы родители воспитанников захотели придти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких
правил:

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

 Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.


            Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям  и не всегда будут иметь положительный результат. В практике педагогов  используются 
нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них:

           Педагогическая мастерская, организационно – деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.
В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

            Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…


           
Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.


           
Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...