ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
статья
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 103»
Г. О. САРАНСК)
Н. К. Чекмаева
МДОУ «Детский сад№ 103» (г. Саранск)
Семья и детский сад - общественные институты, стоящие у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Многие родители считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Поэтому педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Необходимо создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы проводим по четырем направлениям (информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое).
В рамках информационно-аналитического направления в работе с родителями нами было проведено анкетирование на тему «Сотрудничество детского сада и семьи» с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Получив реальную картину на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем.
Познавательное направление в работе с родителями предусматривает обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В МДОУ «Детский сад № 103» созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Цели реализации познавательного направления в работе с родителями заключаются в создании условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установлении доверительных и партнерских отношений с родителями, вовлечении семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей необходимо решить следующие задачи:
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для реализации поставленных задач использовались активные формы и методы работы с родителями: посещение семей воспитанников на дому, общие и групповые родительские собрания, консультации, занятия с участием родителей, выставки детских работ (изготовленных вместе с родителями), совместные экскурсии, Дни общения, Дни добрых дел, Дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников и досугов, оформление фотомонтажей, совместное создание предметно-развивающей среды, утренние приветствия, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями, тренинги, семинар-практикум, родительские гостиные, телефон Доверия, почта Доверия, семейный вернисаж.
В результате проведенной работы с родителями повысился уровень их воспитательно-образовательной деятельности, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями очень важна, поэтому родительские собрания лучше проводить в нетрадиционной форме. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд с фотографиями из семейных альбомов, жизни группы.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большая работа с родителями была проведена при подготовке детей к школе. Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», проведены практикумы «Семья на пороге школьной жизни ребенка», тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе». На собрание были приглашены учителя школы, логопед, психолог.
Совместная подготовка сблизила родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
Работа с родителями в рамках наглядно-информационного направления включала в себя: оформление родительских уголков, папок-передвижек («Здоровье дошкольника», «Готовимся к школе»), семейных и групповых альбомов («Наша группа», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»); создание библиотеки для родителей; подготовку фотомонтажей «Из жизни группы», «В кругу семьи», фотовыставок («Моя бабушка - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья», «На экскурсии по родному городу»), семейного вернисажа («Лучшая семья моя»); копилка Добрых дел.
Активно используются для работы с родителями родительские уголки. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей, используются рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», «Благодарим», «Это интересно», «Игры с дошкольниками», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе были проведены:
-праздники («День Матери», «А ну-ка, бабушки», «Музыкальная палитра»);
-развлечения («Семейные посиделки», «День смеха»);
- встреча с интересными людьми («Все профессии нужны, все профессии важны»);
- спортивные досуги («Папа, мама, я - спортивная семья», Зимняя спартакиада);
- вернисаж («На экскурсию - всей семьей», «Как я отдыхал летом»);
- совместные проекты («Дом большой и дружной семьи»);
-выпуск семейных газет («Истоки», «Новогодние праздники», «Изучаем ПОД»);
- празднование дней рождения (ежемесячно),
- выставки семейных коллекций, реликвий («Мамина шкатулка»);
- спектакли («Кто построил дом?», «Волк и семеро козлят»);
-совместные походы и экскурсии («В мир прекрасного», «Мы - друзья природы», «Кто построил дом?»).
Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое раз-
деляют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они
увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Таким образом, в результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
У нас в группе сложилась традиция ежегодно отмечать семейные праздники: «Вместе весело шагать», «Мы - счастливая семья», «Праздник мам», «А ну-ка, бабушки».
В результате дети научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным. Дошкольники стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения.
Традиционной стала ежегодная акция: «Подари книгу (игрушку) детям». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! У детей формируется бережное отношение к старым вещам. При этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
Мы с детьми любим ходить на экскурсии вместе с родителями. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем они увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества: «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Природа и фантазия».
Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания: любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
В решении этой задачи мне помогли фотовыставки: «Милая мама моя», «Моя дружная семейка» и др.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
Таким образом, система работы с родителями, предполагающая использование разнообразных форм, дала определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проведенной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысились психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась и культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы позволяет сделать вывод: взаимодействие с родителями, объединение сил и сотрудничество приносят положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...
"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...
Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....
«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»
Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...