Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего- дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Воропаева Татьяна Дмитриевна

В настоящее время наша страна переживает сложный исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество – это разрушение личности. Материальные ценности стоят выше духовных, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает, волевая и духовная незрелость. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, так как в этом заключается основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственность поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

            Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны. Что заложено в детстве, то останется навсегда.                                                                                                     В настоящее время наша страна переживает сложный исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество – это разрушение личности. Материальные ценности стоят выше духовных, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает, волевая и духовная незрелость. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, так как в этом заключается основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственность поколений.                                                                                                  Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенности в себе, без уважения к истории и культуре своей страны. Эти чувства формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастают из любви к своей семье, к детскому саду, городу, родному краю. Формирование духовно-нравственных понятий и патриотических чувств – очень сложный длительный процесс, требующих постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Для достижения результатов необходимо использовать только эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы. Такие методы не должны казаться детям скучными, не интересными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение. Положительного результата можно достичь только при создании для детей теплой, уютной атмосферы. Работа по развитию у детей начал нравственно-патриотического сознания предполагает взаимосвязь процессов восприятия и проявления добра и зла в окружающем мире, выражение личного отношения к ним, а также индивидуальную и коллективную деятельность по созданию «добрых дел».                                                                                                                                        Данная работа включает следующие задачи: - знакомство с произведениями детской художественной литературы, народных и авторских сказок, разучивание пословиц, поговорок; - знакомство с народно-прикладным искусством; - воспитание любви и привязанности к семье, городу, стране; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; -развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - знакомство с календарными и народными праздниками, обычаями, традициями; - формирование элементарных знаний о правах человека; - привлечение детей к посильному общественно-полезному труду. Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в повседневной жизни, так как воспитывают в ребенке не только нравственно-патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Важное средство формирования нравственно-патриотических чувств – это народная культура. В ней отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, силе и мужестве. Издавна люди стремились обладать благородством, силой, проявлять смелость, выдержку, творческую выдумку. С народной культурой ребенок соприкасается с первых лет жизни. Это русские народные песни, потешки сказки, игры. Из глубины веков к нам пришли народные и православные праздники, традиции и обычаи. Знакомя детей с культурой своего народа, мы учим понимать смысл добра, совести, долга. Самое важное в воспитании нравственно-патриотических чувств – это непосредственное проявление их в практических поступках. Свое отношение к окружающему миру у детей проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, повседневной жизни. Игра является самым главным и любимым видом деятельности дошкольника, дает ребенку ольников духовно нравственных качеств отводится дидактическим, сюжетным и театрализованным играм.  Полученные знания дошкольники закрепляют в музыкально художественной деятельности. Большое значение имеет привлечение детей к посильному общественно полезному труду. Взрослые должны поощрять стремления ребенка самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, научить добиваться поставленной цели, радоваться полученному результату.                                                                          Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в художественно-творческой деятельности, формировании эстетического отношения к окружающей действительности. Создание предметно-развивающего пространства способствует творческому выражению детей, практическому использованию полученных знаний. В совместной и самостоятельной деятельности каждый дошкольник может проявить свою компетентность, применять разные средства для дальнейшего познания окружающего мира, проявлять нравственные качества. Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственно патриотических качеств личности ребенка. Важно помнить, что самыми сильнодействующими факторами воспитания являются собственные взгляды и суждения взрослого, его мировоззрение, личный пример и жизненная позиция.                                                                                                                                                               В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.  Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

      Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опы  работы , можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, младшего возраста, доступно чувство любви к семье, родному городу, родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине- это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому близкому это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха. Если в дошкольном возрасте, который является важнейшим периодом становления личности, сформировано чувство патриотизма, то в школьный период становится возможным. Задача педагога- сделать детские впечатления осмысленными, научить отбирать из массы наблюдений главное.                                                                                                                         В возрасте 3-4 лет у детей возникает потребность в активном познании окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств и получения знаний о родном городе. Работа с родителями и детьми в данном направлении позволит обогатить знания и представления детей о родном городе, своем доме, развить связную речь, систематизировать полученные знания. Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Если прививать любовь к родному городу с раннего детства, то со временем он научится гордиться им, любить и беречь его.

       Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...

Картотека нравственно патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека нравственно –патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста          Дидактическая игра «Кто главный?»...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству....