"Мнемотехника-один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей"
презентация
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МНЕМОТЕХНИКА» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
1 слайд. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
2 слайд. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
· односложная, состоящая из простых предложений речь;
· неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
· недостаточный словарный запас;
· употребление нелитературных слов и выражений;
· бедная диалогическая речь;
· неспособность построить монолог;
· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
· отсутствие навыков культуры речи;
· плохая дикция.
3,4 слайд. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
5 слайд. Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.
6 слайд. Основные задачи мнемотехники:
· Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;
· Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
· Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
· Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
· Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами;
· Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
7 слайд.вопрос: Где можно использовать карточки-схемы?
n для обогащения словарного запаса,
n при обучении составлению рассказов,
n при пересказах художественной литературы,
n при отгадывании и загадывании загадок,
n при заучивании стихов.
8 слайд. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
9 слайд. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы
10,11,12сдайды Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:
· обогащения словарного запаса;
· при обучении составлению рассказов;
· при пересказах художественной литературы;
· при отгадывании и загадывании загадок;
· при заучивании стихотворений.
.
13 слайд. Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
Мнемотаблицы можно использовать в образовательных областях:
· речевое развитие;
· познавательное развитие;
· социально-коммуникативное развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
14СЛАЙД. Давайте попробуем прочитать модель рассказа про козочку. Как вы думаете для какого возраста можно использовать эту схему? Для какого возраста можно использовать эту схему?
Однажды козочка пошла в лес погулять. А в лесу на опушке жил медвежонок. Увидал он козочку, да как зарычит: «Э – Э – Э!»Козочка испугалась и закричала: «МЭ – Э – Э!»Медвежонок тоже испугался и снова зарычал : «Э – Э – Э!» В это время на опушке показались дети: девочка Эмма и мальчик Эдик. Они подошли к козочке и успокоили её. Всем стало весело.
15 слайд Работа над мнемозагадками. Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.
16 слайд В результат моей деятельности в работе по мнемотаблицам у детей улучшилась связная речь, понимание речи, уменьшилось количество грамматических и лексических ошибок.
В заключении, я хочу сказать, что в результате проведенной работы с использованием мнемотаблиц у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
· расширился круг знаний об окружающем мире;
· расширился активный и пассивный словарный запас;
· появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
· дети преодолели робость, застенчивость.
17 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaeva_l.n._prezentatsiya.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Вопрос педагогам: какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа? Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
ЗАДАЧИ МНЕМОТЕХНИКИ: - Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу - Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды); Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; · Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.; · Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами; · Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам
Вопрос педагогам: Где можно использовать карточки- схемы? для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Последовательность работы с мнемотаблицами : 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ сказки с опорой на символы. 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему
Давайте попробуем прочитать модель рассказа про козочку.
Отгадаем загадки . ? Рос шар бел, Ветер подул- Шар улетел. Загадка Без рук, без топорёнка Построена избёнка. (Гнездо)
РЕЗУЛЬТАТЫ
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИДанные методы позволяют эффективно вести работу по развитию речи для разной возростной категории детей, также помогут обобщить и систематизировать ра...
Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...
«Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно д...
Доклад "Эффективные методы и приемы работы по развитию речи детей на музыкальных занятиях"
Логоритмическая работа направлена на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, способствует музыкальному развитию детей....
Использование эффективных методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста познавательной сферы
Одним из направлений деятельности детского сада является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.Основная цель моей работы: соз...
Мнемотехника – один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей
Консультация для родителей: "Мнемотехника – один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей"...
Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»
Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...