Презентация к военно-патриотическому месячнику "Кто такие казаки" в старшей группе
презентация к уроку (старшая группа)

Литвинова Александра Владимировна

Познавательное мероприятие в старшей группе на тему «Кто такие казаки»

Подготовил воспитатель старшей группы Литвинова А.В.
Познавательное мероприятие  в старшей группе на тему «Кто такие казаки»

Цели и задачи:

• Закрепить знания детей о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев;

• развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков;

• воспитывать уважение к старшему поколению.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, проектор, макет казачьей хаты, подворья, презентация «Кто такие казаки», палка гимнастическая, скакалка.

Музыкальный репертуар:

«Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные,

«Три танкиста» (муз. Братья Покрасс, сл. Б. Ласкин)

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев, альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.

Ход занятия

Звучит казачья народная песня

«Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные)

Дети подходят и рассматривают макеты крепости, хаты, подворья.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чья это песня, кто её сложил?

Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое. Давайте вспомним, что означает слово «казак».

Дети«Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.

Воспитатель: Самые первые казаки это были люди беглые, поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, за что и для чего царица подарила казакам землю?

Дети: За верную службу.

Воспитатель: Слово «град» означает город. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол так же заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций).

Воспитатель: Дом казака – курень, что означает круглый. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом.

Воспитатель: Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда.

Воспитатель: Сейчас вы видите кухонную посуду и хозяйственный инвентарь. Скажите, какие из этих предметов вам известны.

Так и стали казаки жить. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли Россию от врагов.

ВоспитательКазаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Перетяжка»

Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

ВоспитательКазаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

ВоспитательКазаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Воспитатель: Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Уважение старших – один из главных обычаев казаков. В присутствии старшего, не разрешалось сидеть, курить, вступать без его разрешения в разговор. Считалось непристойным обгонять старика. Слова старшего считались обязательными для исполнения. Уважение к старшему, прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

ДетиКазак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Где враг, там и казак.

Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.

Воспитатель: И, конечно же, у казаков есть свои праздники. Одним из таких являются святки. Они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на праздник «Ивана Купала», покатать яблочко в «Яблочный спас», для того, чтобы узнать свою судьбу.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много нового.

Скажите, интересное получилось у нас путешествие в прошлое? (ответы детей)

Вопросы для закрепления:

1. О ком мы сегодня вели речь?

2. Как назывались дома у казаков?

3. Какое занятие для казаков было самым главным?

4. Что находилось в каждом дворе?

Ну вот, пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-kto_takie_kazaki_.docx17.74 КБ
Файл kto_takie_-kazaki._29.01.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

        Познавательное мероприятие в старшей группе на тему «Кто такие казаки»

Подготовил воспитатель старшей группы Литвинова А.В.
Познавательное мероприятие  в старшей группе на тему «Кто такие казаки»

Цели и задачи:

• Закрепить знания детей о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев;

• развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков;

• воспитывать уважение к старшему поколению.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, проектор, макет казачьей хаты, подворья, презентация «Кто такие казаки», палка гимнастическая, скакалка.

Музыкальный репертуар:

«Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные,

«Три танкиста» (муз. Братья Покрасс, сл. Б. Ласкин)

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев, альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.

Ход занятия

Звучит казачья народная песня

«Распрягайте хлопцы кони» (сл. и муз. народные)

Дети подходят и рассматривают макеты крепости, хаты, подворья.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чья это песня, кто её сложил?

Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое. Давайте вспомним, что означает слово «казак».

Дети«Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.

Воспитатель: Самые первые казаки это были люди беглые, поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, за что и для чего царица подарила казакам землю?

Дети: За верную службу.

Воспитатель: Слово «град» означает город. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол так же заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций).

Воспитатель: Дом казака – курень, что означает круглый. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом.

Воспитатель: Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда.

Воспитатель: Сейчас вы видите кухонную посуду и хозяйственный инвентарь. Скажите, какие из этих предметов вам известны.

Так и стали казаки жить. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли Россию от врагов.

ВоспитательКазаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Перетяжка»

Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

ВоспитательКазаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

ВоспитательКазаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Воспитатель: Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Уважение старших – один из главных обычаев казаков. В присутствии старшего, не разрешалось сидеть, курить, вступать без его разрешения в разговор. Считалось непристойным обгонять старика. Слова старшего считались обязательными для исполнения. Уважение к старшему, прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

ДетиКазак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Где враг, там и казак.

Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.

Воспитатель: И, конечно же, у казаков есть свои праздники. Одним из таких являются святки. Они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на праздник «Ивана Купала», покатать яблочко в «Яблочный спас», для того, чтобы узнать свою судьбу.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много нового.

Скажите, интересное получилось у нас путешествие в прошлое? (ответы детей)

Вопросы для закрепления:

1. О ком мы сегодня вели речь?

2. Как назывались дома у казаков?

3. Какое занятие для казаков было самым главным?

4. Что находилось в каждом дворе?

Ну вот, пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто такие Казаки» Подготовил Воспитатель Литвинова А.В.

Слайд 2

В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края.

Слайд 3

почему по берегам рек расселялись и строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь.

Слайд 4

Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.

Слайд 5

Эти свободолюбивые люди называли себя казаками.

Слайд 6

Казаки всегда были привязаны к рекам и называли свои войска по названиям крупных рек, вдоль которых они обитали.

Слайд 7

Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать.

Слайд 11

А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы.

Слайд 12

Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Слайд 13

Казак – вольный человек, храбрый воин. Главная казачья заповедь - «Люби Россию, ибо она твоя мать»

Слайд 14

Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю и верховую лошадь.

Слайд 15

Смелость, отвага, сила, ловкость - воспитывались в казаках с детства. Казаки – надёжная сила Родины во все времена

Слайд 16

Мальчики в этих семьях росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой.

Слайд 17

Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков.

Слайд 18

Атаман Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим "Кто такие казаки"? Старшая и подготовительная группы.

Занятие по ознакомлению с окружающим. «Кто такие казаки»? Задачи: Познакомить детей с историей возникновения черноморского казачества; ознакомить с героями-казаками; воспитывать гордость за...

Конспект военно – патриотической игры «ЗАРНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста

Военно - патриотическая игра для детей старшего дошкольного возраста, направлена на формирование представлений о военных профессиях, воспитание  у детей уважения  к Армии, любови  к сво...

Сценарий военно-патриотической игры «Зарница» для детей старших и подготовительных групп

Цель игры: Формировать интерес к занятиям физической культурой.Задачи:Познакомить детей с военно-патриотической игрой «Зарница», закреплять знания детей о воинских специальностях, родах во...

Беседа «Казак, казачка. Культура и традиции амурских казаков» старшая группа

Цель: формировать знания о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Амурского казачества....

Сценарий военно-патриотической игры "Зарница" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий для проведения военно-патриотической игры "Зарница" в зимнее время года на свежем воздухе...

Сценарий военно-патриотической игры "Зарница» для детей старшего дошкольного возраста

Развитие физической подготовки,   формирование интереса к здоровому образу жизни, воспитание патриотизма, коллективизма и взаимовыручки  детей дошкольного возраста....

Занятие в мини – музее «Казачок» «Кто такие казаки» (старшая группа)

ull; Закрепить знания детей о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев;• развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у д...