Использование игровых технологий в познавательном развитии младших дошкольников
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Пчелка» п. Товарково
Использование игровых технологий в познавательном развитии младших дошкольников
(Из опыта работы)
Воспитатель Шишкина Елена Александровна
2015 год
В современном обществе перед дошкольными педагогами стоит важная задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. В каждом дошкольном возрасте должны быть созданы наиболее благоприятные условия для усвоения определенных знаний, овладения определенными умениями и навыками.
Познавательное развитие дошкольников является одним из важнейших направлений в образовательной деятельности детского сада.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание и организация образовательного процесса в ДОУ должны реализовываться, прежде всего, через игровую деятельность дошкольников.
Игра для детей — это сама жизнь. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления.
Формирование познавательной активности необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, так как познавательная активность способствует развитию познавательного интереса, который влияет на процесс и результат учения.
Принимая это во внимание, в своей работе с детьми младшей группы я решила выявить влияние игровых технологий на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, были определены цель и задачи:
Цель: определение влияния игровых технологий на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания по проблеме развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста;
- апробировать и охарактеризовать игровые технологии и методы, используемые для выявления и развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
За период работы с детьми этого возраста я активно использовала, прежде всего, игровые обучающие ситуации, которые имеют определенную структуру:
- короткий и несложный сюжет;
- оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой;
- специально организованное игровое пространство;
- наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
- обязательное проведение и руководство игрой взрослым.
Игровые образовательные ситуации помогают ввести детей в познавательный процесс через естественную для них игровую форму.
Организация образовательной деятельности проводилась в форме непосредственного партнерского общения с небольшими подгруппами детей. Главный организующий принцип здесь – наличие заинтересованности ребенка.
В работе по формированию элементарных математических представлений мы использовали игровое моделирование с помощью плоскостных геометрических фигур. Дети очень быстро освоили этот метод, с удовольствием создавали знакомые образы предметов. Особенно им нравится моделировать с помощью крупных деталей на ковре.
Закрепление представлений о цвете, форме предметов происходит не только в процессе непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, но и в подвижных играх на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике.
Мы проводили игры: «Найди по цвету», «Собери свой цветок», «Отыщи свой домик».
Отдельные занятия проводились с элементами исследования, где предлагалась проблемная игровая ситуация: в игре «Докати до ворот» дети прокатывали шар и кубик в ворота. Ставился вопрос, почему шар легко катится, а куб – нет. Путем рассуждений и обследования предметов дети приходили к правильному выводу.
Надо отметить, что организация опытно-исследовательской деятельности является очень важной и действенной образовательной технологией в развитии познавательной активности дошкольников.
Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Таким образом, он учится наблюдать, сравнивать, делать выводы, сопоставлять.
Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Желательно соблюдать следующие правила выбора темы:
- быть интересной ребенку;
- быть доступной для изучения;
- принести реальную пользу участникам исследования;
- быть оригинальной;
- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- работа должна быть выполнена относительно быстро.
Мы проводили опыты с сухим и влажным песком, со снегом «Куда исчез снежок?», с водой «Спрячем рыбку», со льдом «Как освободить бусинки из ледяного плена»? Все эти игры вызвали большой интерес у детей и, конечно, способствовали расширению их знаний о свойствах веществ, формированию умения рассуждать, делать (пусть даже не всегда) правильные, а иногда - очень оригинальные выводы.
В процессе работы с детьми я активно использую здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные игры, музыкотерапию, дыхательную и пальчиковую гимнастику.
Одной из инновационных форм игровых технологий является ТРИЗ технология. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Введение игр по системе ТРИЗ нужно проводить поэтапно.
С детьми младшего возраста я начала использовать некоторые элементы этой методики, в частности игры на нахождение и разрешение противоречий в объектах и явлениях, которые нас окружают: «Хорошо - плохо» (рассматривание объекта с разных позиций), «Раньше – позже» (ориентировка во времени), «Паровозик» (выстраивается поезд времени из картинок по возрастанию событий). Надо отметить, что игры по системе ТРИЗ, пожалуй, самые сложные из всех игровых технологий, применяемых мною в работе с детьми. Но, я считаю, если ими заниматься в системе, они помогают добиться у детей хорошего развивающего результата не только в познавательном развитии, но и в формировании многих интеллектуальных качеств, которые так необходимы в дальнейшей учебной деятельности: логическое мышление, фантазию, творчество, умение находить выход из любой ситуации. Я планирую использовать игры по системе ТРИЗ в работе с детьми моей группы и в дальнейшем.
Несмотря на то, что я работаю с детьми данной группы всего четыре месяца, использование различных игровых технологий в познавательном развитии дало ощутимые результаты. Значительно повысился интерес детей к познавательной деятельности, их познавательная активность проявляется, прежде всего, в желании заниматься, узнавать что-то новое.
Игровая деятельность сплотила детей, они быстро организуются для занятий, так как знают: здесь их непременно ждет что-то новое и интересное, а точнее – очередная увлекательная игра.
Литература:
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы». М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
А.Н. Давидчук «Обучение и игра». М., Мозаика-Синтез,2004 г.
Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». М., Творческий центр, 2007 г.
С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Минск, МВЦ Минфина, 2008г.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. М., АРКТИ, 2005 г.
Е.А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии». Спб, Детство-Пресс, 2012 г.
Н.В. Тимофеева «Занятия в детском саду». Волгоград, Учитель, 2011 г.
Т.В. Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании». Спб., Детство-Пресс, 2011 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников
Сообщение на тему "Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников"...
Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе с младшими дошкольниками»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм...
Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности
Создание полноценной мотивационной основы для формирования компетенций безопасного поведения у дошкольников....
Проект "Использование ТРИЗ технологий в познавательном развитии старших дошкольников"
Педагогический проект...
Сообщение из опыта работы на методическом объединении «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии»
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...
Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...
Сообщение из опыта работы «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии"
laquo;Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии». &la...