Использование игровых технологий в познавательном развитии младших дошкольников
материал (младшая группа)

Шишкина Елена Александровна

Материалы из моего опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon материалы из опыта работы48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Пчелка» п. Товарково

Использование игровых технологий в познавательном развитии младших дошкольников

(Из опыта работы)

         Воспитатель Шишкина Елена Александровна

                                          2015 год

         В современном обществе перед дошкольными педагогами стоит важная задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. В каждом дошкольном возрасте должны быть созданы наиболее благоприятные условия для усвоения определенных знаний, овладения определенными умениями и навыками.

         Познавательное развитие дошкольников является одним из важнейших направлений в образовательной деятельности детского сада.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание и организация образовательного процесса в ДОУ должны реализовываться, прежде всего, через игровую деятельность дошкольников.

         Игра для детей — это сама жизнь. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления.
        Формирование
познавательной активности необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, так как познавательная активность способствует развитию познавательного интереса, который влияет на процесс и результат учения.

         Принимая это во внимание, в своей работе с детьми младшей группы я решила выявить влияние игровых технологий на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.  Таким образом, были определены цель и задачи: 

Цель: определение влияния игровых технологий на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. 

Задачи:

- систематизировать знания по проблеме развития познавательной    активности детей младшего дошкольного возраста;

- апробировать и охарактеризовать игровые технологии и методы, используемые для выявления и развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

        За период работы с детьми этого возраста я активно использовала, прежде всего, игровые обучающие ситуации, которые имеют определенную структуру:

- короткий и несложный сюжет;

- оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой;

- специально организованное игровое пространство;

- наличие дидактической цели и воспитательной задачи;

- обязательное проведение и руководство игрой взрослым.

         Игровые образовательные ситуации помогают ввести детей в познавательный процесс через естественную для них игровую форму.

         Организация образовательной деятельности проводилась в форме непосредственного партнерского общения с небольшими подгруппами детей. Главный организующий принцип здесь – наличие заинтересованности ребенка.

         В работе по формированию элементарных математических представлений мы использовали игровое моделирование с помощью плоскостных геометрических фигур. Дети очень быстро освоили этот метод, с удовольствием создавали знакомые образы предметов. Особенно им нравится моделировать с помощью крупных деталей на ковре.

        Закрепление представлений о цвете, форме предметов происходит не только в процессе непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, но и в подвижных играх на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике.

        Мы проводили игры: «Найди по цвету», «Собери свой цветок», «Отыщи свой домик». 

        Отдельные занятия проводились с элементами исследования, где предлагалась проблемная игровая ситуация: в игре «Докати до ворот» дети прокатывали шар и кубик в ворота. Ставился вопрос, почему шар легко катится, а куб – нет. Путем рассуждений и обследования предметов дети приходили к правильному выводу.  

          Надо отметить, что организация опытно-исследовательской деятельности является очень важной и действенной образовательной технологией в развитии познавательной активности дошкольников.

          Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Таким образом, он учится наблюдать, сравнивать, делать выводы, сопоставлять.

         Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Желательно соблюдать следующие правила выбора темы:

- быть интересной ребенку;

- быть доступной для изучения;

- принести реальную пользу участникам исследования;

- быть оригинальной;

- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- работа должна быть выполнена относительно быстро.

         Мы проводили опыты с сухим и влажным песком, со снегом «Куда исчез снежок?», с водой «Спрячем рыбку», со льдом «Как освободить бусинки из ледяного плена»? Все эти игры вызвали большой интерес у детей и, конечно, способствовали расширению их знаний о свойствах веществ, формированию умения рассуждать, делать (пусть даже не всегда) правильные, а иногда - очень оригинальные выводы.

         В процессе работы с детьми я активно использую здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные игры, музыкотерапию, дыхательную и пальчиковую гимнастику.

         Одной из инновационных форм игровых технологий является ТРИЗ технология. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Введение игр по системе ТРИЗ нужно проводить поэтапно.

         С детьми младшего возраста я начала использовать некоторые элементы этой методики, в частности игры на нахождение и разрешение противоречий в объектах и явлениях, которые нас окружают: «Хорошо - плохо» (рассматривание объекта с разных позиций),  «Раньше – позже» (ориентировка во времени), «Паровозик» (выстраивается поезд времени из картинок по возрастанию событий). Надо отметить, что игры по системе ТРИЗ, пожалуй, самые сложные из всех игровых технологий, применяемых мною в работе с детьми. Но, я считаю,  если ими заниматься в системе, они помогают добиться у детей хорошего развивающего результата не только в познавательном развитии, но и в формировании многих интеллектуальных качеств, которые так необходимы в дальнейшей учебной деятельности: логическое мышление, фантазию, творчество, умение находить выход из любой ситуации. Я планирую использовать игры по системе ТРИЗ в работе с детьми моей группы и в дальнейшем.

        Несмотря на то, что я работаю с детьми данной группы всего четыре месяца, использование различных игровых технологий в познавательном развитии дало ощутимые результаты. Значительно повысился интерес детей к познавательной деятельности, их познавательная активность проявляется, прежде всего, в желании заниматься, узнавать что-то новое.

Игровая деятельность сплотила детей, они быстро организуются для занятий, так как знают: здесь их непременно ждет что-то новое и интересное, а точнее – очередная увлекательная игра.

 

                                                 Литература:

 Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы». М., Мозаика-Синтез, 2014 г.

 А.Н. Давидчук «Обучение и игра». М.,   Мозаика-Синтез,2004 г.

 Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». М., Творческий центр, 2007 г.

 С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Минск, МВЦ Минфина, 2008г.

 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. М., АРКТИ, 2005 г.

 Е.А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии». Спб, Детство-Пресс, 2012 г.

 Н.В. Тимофеева «Занятия в детском саду». Волгоград, Учитель, 2011 г.

 Т.В. Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании». Спб., Детство-Пресс, 2011 г.

 Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников

Сообщение на тему "Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников"...

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе с младшими дошкольниками»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм...

Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности

Создание полноценной мотивационной основы для формирования компетенций безопасного поведения у дошкольников....

Сообщение из опыта работы на методическом объединении «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии»

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...

Сообщение из опыта работы «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии"

laquo;Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной  технологии». &la...