Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеобразовательного вида детский сад «Березка»
Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела воспитатель:
Петрова Анастасия Владимировна
г.Вихоревка
2018г.
Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста»
Слайд 2
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Слайд 3
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста.
Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.
Слайд 4
Логические блоки Дьенеша используются для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
- Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
- Развития творческих способностей.
Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет до восьми.
Слайд 5
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером и толщиной.
Блоки Дьенеша, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Слайд 6
Прежде чем дать детям коробку с блоками, необходимо их с ними познакомить, дать рассмотреть, изучить фигуры.
Можно поиграть в игру «Чудесный мешочек» – для закрепления материала и индивидуальной работы с детьми. Все фигурки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Слайд 7
Также не менее интересная игра «Цепочка» или «Дорожки»
Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Можно нарисовать или напечатать на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, ребенок выкладывает фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.
Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.
Слайд 8
Также можно сортировать блоки с использованием логических карточек – это развивает умение кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. С помощью карточек ребенок учится устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
Для такого варианта игры нам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:
— блок соответствующей формы
, , - синий, красный, желтый блок
, - большой и маленький блок
, - толстый и тонкий блок
Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства.
Например, - не синий,
- не круглый,
- не толстый,
- не большой и т.д.
В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Но можно их сделать самостоятельно. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.
Слайд 9
С помощью таких карточек фигуры можно рассортировать на группы. Для каждой группы можно использовать одну или несколько логических карточек.
Например, одна группа – красная карточка и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
Слайд 10
Также можно сортировать блоки по отсутствию какого-то одного признака или нескольких. Например, рассортировать фигуры на НЕжелтые и Немаленькие, на НЕкруглые и НЕпрямоугольные.
Вариантов сортировки можно придумать множество.
Слайд 11 альбомы
Для полноценного развития ребенка в игре с блоками Дьенеша ведущие педагоги России разработали специализированные альбомы, помогающие детям решать различные задачи с блоками. Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны для разного возраста детей. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.
Слайд 12
Ребятам очень нравятся такие альбомы. В альбомах есть различные задания с красочными изображениями, разного уровня сложности. В альбоме «Лепим нелепицы» предлагается «оживить» картины художника, делая их объемными с помощью блоков. Для этого нужно выбирать подходящие по цвету и форме блоки и накладывать их на изображение.
Слайд 13
Но не во всех альбомах такие простые задания. Конечно, они усложняются в зависимости от возраста ребенка. Например, в альбоме «Спасатели приходят на помощь», чтобы оживить картины художника, не так просто подобрать фигуру определенного цвета, размера и толщины.
Слайд 14
Ребенку нужно подбирать блоки Дьенеша по закодированным изображениям, где изображены их свойства:
- форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
- цвет обозначается пятном (кляксой);
- величина - силуэт домика (большой, маленький);
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Слайд 15
А также можно использовать альбомы и закодированные изображения блоков для игр «по образцу».
Сегодня я хочу предложить вам самим выложить такую фигуру. Это замок. Чтобы выложить такой замок, используя блоки Дьенеша, вам нужно запомнить обозначения:
Слайд 16
- форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
- цвет обозначается пятном (кляксой);
- величина – силуэт домика (большой, маленький);
- толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Слайд 17
Вы можете проверить себя. Переверните ваши замки. У всех верно получился замок?
Слайд 18
И в заключение хотелось бы сказать:
Авторская идея Золтана Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком. Данная методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золтан Пал Дьенеш (1916-2014) Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Логические блоки Дьенеша
Логические блоки Дьенеша используются для: Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; Развития творческих способностей.
Логические блоки Дьенеша
- Форма фигуры - Цвет фигуры - Величина фигуры - Толщина фигуры
- Форма фигуры - Цвет фигуры - Величина фигуры - Толщина фигуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.
В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....
Статья «Использование дидактических игр в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»
Задача каждого родителя – удовлетворить детскую потребность в активной деятельности. Правильно выстроенное поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, это условия...
Педагогическая технология использования Блоков Дьенеша для развития логического мышления детей
Исследования по теме, варианты игр с блоками Дьенеша...
«Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей«Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»...
Педагогическая технология использования Блоков Дьенеша для развития логического мышления детей.
варианты игр с блоками Дьенеша...
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об...