Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петрова Анастасия Владимировна

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеобразовательного вида детский сад «Березка»

Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела воспитатель:

Петрова Анастасия Владимировна

г.Вихоревка

2018г.

Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Слайд 3

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста.

Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.

Слайд 4

Логические блоки Дьенеша используются для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
  • Развития творческих способностей.

Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет до восьми.

Слайд 5

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером и толщиной.

Блоки Дьенеша, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

Слайд 6

Прежде чем дать детям коробку с блоками, необходимо их с ними познакомить, дать рассмотреть, изучить фигуры.

Можно поиграть в игру «Чудесный мешочек» – для закрепления материала и индивидуальной работы с детьми. Все фигурки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Слайд 7

Также не менее интересная игра «Цепочка» или «Дорожки»

Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Можно нарисовать или напечатать на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, ребенок выкладывает фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.

Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.

Слайд 8

Также можно сортировать блоки с использованием логических карточек – это развивает умение кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. С помощью карточек ребенок учится устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры нам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:

Карточки 8Карточки 9Карточки 10Карточки 11— блок соответствующей формы

Карточка 1 , Карточка 2 ,  Карточка 3 - синий, красный, желтый блок

Карточка 4 , Карточки 5  - большой и маленький блок

Карточки 6 , Карточки 7 - толстый и тонкий блок

 Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства.

Например, Карточки 13 - не синий,

 Карточки 14 - не круглый, 

Карточки 15 - не толстый, 

Карточки 16 - не большой и т.д.

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Но можно их сделать самостоятельно. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Слайд 9

С помощью таких карточек фигуры можно рассортировать на группы. Для каждой группы можно использовать одну или несколько логических карточек.

Например, одна группа  – красная карточка и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

Слайд 10

Также можно сортировать блоки по отсутствию какого-то одного признака или нескольких. Например, рассортировать фигуры на НЕжелтые и Немаленькие, на НЕкруглые и НЕпрямоугольные.

Вариантов сортировки можно придумать множество.

Слайд 11 альбомы

Для полноценного развития ребенка в игре с блоками Дьенеша ведущие педагоги России разработали  специализированные альбомы, помогающие детям решать различные задачи с блоками. Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны для разного возраста детей. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.

Слайд 12

Ребятам очень нравятся такие альбомы. В альбомах есть различные задания с красочными изображениями, разного уровня сложности. В альбоме «Лепим нелепицы» предлагается «оживить» картины художника, делая их объемными с помощью блоков. Для этого нужно выбирать подходящие по цвету и форме блоки и накладывать их на изображение.

Слайд 13

Но не во всех альбомах такие простые задания. Конечно, они усложняются в зависимости от возраста ребенка. Например, в альбоме «Спасатели приходят на помощь», чтобы оживить картины художника, не так просто подобрать фигуру определенного цвета, размера и толщины.

Слайд 14

Ребенку нужно подбирать блоки Дьенеша по закодированным изображениям, где изображены их свойства:

  • форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
  • цвет обозначается пятном (кляксой);
  • величина - силуэт домика (большой, маленький);
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Слайд 15

А также можно использовать альбомы и закодированные изображения блоков для игр «по образцу».

Сегодня я хочу предложить вам самим выложить такую фигуру. Это замок. Чтобы выложить такой замок, используя блоки Дьенеша, вам нужно запомнить обозначения:

Слайд 16

  • форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
  • цвет обозначается пятном (кляксой);
  • величина – силуэт домика (большой, маленький);
  • толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Слайд 17 

Вы можете проверить себя. Переверните ваши замки. У всех верно получился замок?

Слайд 18

И в заключение хотелось бы сказать:

Авторская идея Золтана Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком. Данная методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование б локов Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель Петрова А.В.

Слайд 2

Золтан Пал Дьенеш (1916-2014) Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Слайд 3

Логические блоки Дьенеша

Слайд 4

Логические блоки Дьенеша используются для: Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; Развития творческих способностей.

Слайд 5

Логические блоки Дьенеша

Слайд 14

- Форма фигуры - Цвет фигуры - Величина фигуры - Толщина фигуры

Слайд 16

- Форма фигуры - Цвет фигуры - Величина фигуры - Толщина фигуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....

Статья «Использование дидактических игр в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»

Задача каждого родителя – удовлетворить детскую потребность в активной деятельности. Правильно выстроенное поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, это условия...

«Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об...