Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация
учебно-методический материал (младшая группа)

Лизунова Екатерина Алексеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                  Лизунова Екатерина Алексеевна

                                                                                                  Воспитатель ГБДОУ д/с №6

Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования                  ФГОС и их реализация

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из ведущих приоритетов образования является социально  коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции.

Работая последние годы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечается следующая закономерность: все большее количество малышей поступают в детский сад с нарушениями в сфере общения. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Возможно, это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста включают:

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

Коррекция нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

В дошкольном возрасте ребенок получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего он формируется как социальная личность. Неумение ребенка организовать и поддерживать общение, высказать свою точку зрения, вести диалог может привести к личностным и поведенческим нарушениям, появлению замкнутости или чувства отверженности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства.

Работа по коммуникативному развитию детей через использование интерактивных методов была начата с создания предметно-пространственной развивающей среды в группе (с привлечением родителей, как активных участников педагогического процесса).

Был оборудован игровой уголок, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры. В ходе работы постепенно добавлялись новые атрибуты. Оборудован центр театра: изготовлены шапочки – маски сказочных персонажей, различные виды театра, пополнили уголок ряженья.

Изготовлены и подобраны дидактические интерактивные игры, направленные на ознакомление с социальной действительностью, с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей.

Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям, направленным на социально-коммуникативное развитие детей.

В книжном уголке были подобраны книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение. Созданы альбомы с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных. Также был составлен альбом с фотографиями детей с различными эмоциональными состояниями.

В играх дети овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами. Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Дети  наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Формы работы с родителями разнообразны: беседы, консультации, родительские собрания, просмотр видео материалов из жизни детей группы, участие в занятиях. Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по коммуникативному развитию детей посредством интерактивных технологий.

В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству такими играми, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-коммуникативного развития; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей, просматриваем видеосюжеты из жизни детей в группе.

Наблюдая за детьми в группе, можно отметить, что дети с радостью помогают сверстникам (собрать игрушки, одеть обувь). Дети стали интересоваться сверстниками, активно включаться во взаимодействие с ними.

Таким образом, адаптация к условиям ДОУ современных интерактивных методов является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов....

Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"

В данной статье освещен вопрос формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация. Игра – основная деятельность дошкольников, а потому формиро...

Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Статья о формировании коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация....

Требование ФГОС и их реализация в формировании коммуникативных навыков у младших дошкольников

От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Для того чтобы помочь детям справится ...