Рабочая программа первая младшая группа
рабочая программа (младшая группа)

Рабочая программа первая младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1_mladshaya_gruppa.docx77.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Рабочая программа

Первая младшая группа

Козлова И.И.

Бледнюк.С.В.

с.Леуши

Содержание рабочей программы

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3

1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………………..3

1.3. Значения для разработки и реализации Программы…………………………….4

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы…………….................5

2.Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности………………………………………..7

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы………………………………………………………………………............8

2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………………………………10

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы……………………10

3 Организационный раздел.

3.1.Режим дня…………………………………………………………………………12

3.2.Традиционные праздники, события, мероприятия…………………………….12

3.3.Модель воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе…………………………………………………………………………………. 12

3.4. Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников……………..13

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………………………………………...16

3.6.Описание материально-технического обеспечения Программы………………16

3.7 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания………………17

Приложение

Приложение 1.Возрастные особенности детей 2-3 лет…………………………….20

Приложение 2. Планирование организованной образовательной деятельности…21

Приложение 3.Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-3 лет………………………………………………………………………………………22

Приложение 4.Перечень развлечений и праздников………………………………24

Приложение 5.Перспективное планирование по экологическому воспитанию…25

Целевой раздел программы.

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и отражает особенности содержания и организации воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе.

Цель программы: Создание благоприятных условий детей первой младшей группы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развивать личность ребенка 2-3 лет, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников  таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Задачи программы:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящиеся к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов деятельности, и их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и  наклонностями каждого ребенка;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.

1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы:

  • соответствует принципу развивающего образованию;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности материала;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    
  • основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;  
  •  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
  • взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

1.3.Значения для разработки и реализации Программы.

Дошкольное учреждение функционирует в режиме 12 часового пребывания детей при пятидневный рабочий период с 7.00-19.00 ч.

     Данная рабочая программа реализуется в течении всего времени воспитанников в детском саду. Обязательная часть программы разработана в соответствии с ООП детского сада на 2019-2020 год объем обязательной части составляет 60% и 40% вариативного формирования участниками программы. (Приложение1)

Сведенье о семьях воспитанников.

Возраст

Образование

До 30 лет

31-40

41-50

51-60

Высшее

Средне-специальное

Среднее-общее

Другое

Отцы

%60

40%

-

-

20%

60%

20%

-

Матери

%60

40%

-

-

40%

40%

20%

-

Социальный статус семей (количество)

Статус

Отцы

Матери

Служащие

-

30%

Рабочие

100%

60%

Бизнесмены (ЧП)

-

-

Занятые домашним хозяйством

-

10%

Другое

-

1.4.Планируемые результаты освоения рабочей программы

Планируемые результаты освоения рабочей программы- это целевые ориентиры ДО (4.1. ФГОС ДО) которые представляет собой социально - нормативные возрастные характеристики возможные достижения на этапе завершения рабочей программы.

    Согласно решению Педагогического совета, планируется результаты. Мониторинг проводится два раза в год (первичное с 15 сентября, итоговое с 15 мая).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

2.Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности.

Содержательный раздел программы разработан и сформирован на основе общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

     Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка соответствует программе «От рождения до школы».

Направления развития

Описание образовательных областей

Содержание в контексте программы «От рождения до школы»

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Социализация, развития общения, нравственное воспитание.

Ребенок в семье и обществе.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Формирование основ безопасности.

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей любознательности познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с природным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Развивающая речевая среда.

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Связная речь.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагаетразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность.

Музыкальная деятельность

Физическое развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, направленных на развитие физических качеств, выполнением основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Вариативные формы образовательной деятельности распределена с учетом основных видов детской деятельности дошкольников.

Образовательные направления развития

Содержание образовательных областей

Деятельность модуль

Виды детской деятельности (ФГОС ДО п.2.7.)

Формы и приемы организации образовательного процесса

Социально-коммуникативное развитие

«Социализация»,

«Безопасность»,

«Труд»

Игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр)

Самообслуживание и бытовой труд (в помещении и на улице)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и  сверстниками)

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Познавательное развитие

«Познание»

«ФЭМП»

Познавательно-исследовательская деятельность

Конструктивная деятельность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Речевое развитие

«Коммуникация»

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Развитие речи.

Художественная литература

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Художественно-эстетическое развитие

«Продуктивная»

Изобразительная деятельность.

Музыкальная деятельность.

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Физическое развитие

Физическая культура

Двигательная

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Вариативность форм образовательной деятельности

Виды деятельности

Возможные формы работы

Игровая

Сюжетные игры. Игры справилами.

Коммуникативная

Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры. Игры с правилами.

Трудовая

Совместные действия. Дежурства. Поручение. Задание. Реализация различных проектов.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Прогулка. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Моделирование. Игры с правилами. Проектная деятельность. Коллекционирование.

Продуктивная

Мастерские продуктов  по изготовлению детских творческих работ. Реализация проектов.

Музыкально-художественная

Импровизация. Музыкально-дидактические игры. Слушанье. Исполнение. Подвижные игры с музыкальным сопровождением. Имитация движений.

Двигательная

Подвижные игры разной направленности. Игры с правилами. Игры-эстафеты. Соревнование. Игровые упражнения с элементами видов спорта.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Разучивание произведений и фольклора. Чтение художественной литературы. Театрализованная деятельность Реализация проектов. Обсуждение художественной литературы. Постановка проблемной ситуации.

Система образовательной деятельности педагога

Образовательная деятельность

В ходе режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

НОД

Игры разной направленности. Проектная деятельность

Беседы, чтение художественной литературы, подвижные и спортивные игры, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, прогулки.

Сюжетно-ролевые игры, спортивные, подвижные, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованная деятельность

Участие в управлении ДОУ и группы(родительский комитет группы, ДОО),коллективные индивидуальные формы взаимодействия, совместные мероприятия, мониторинг семей и пр.

     Вариативные формы образовательной деятельности распределены с учетом основных видов детской  деятельности дошкольников.

     Решение программных задач осуществляется в процессе организации разных видов детской деятельности: режимных моментах, самостоятельной деятельности, взаимодействие семьей воспитанников и социальными партнерами.

2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентированно на разностороннее развитие дошкольников в первой младшей группы с учетом индивидуальных особенностей. (Приложение 2)

2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.

Использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.

Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.

Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети».

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее-зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей;

     Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том     числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. (Приложение 3)

3. Организационный раздел.

3.1 Режим дня.

Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

Подготовка к образовательной деятельности

8.50 – 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 – 09.30

Самостоятельная и организованная детская деятельность

09.30-10.00

2-й завтрак

10.00 – 10.15

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.15 – 11.20

Возвращение с прогулки, игры

Подготовка к обеду, обед

11.20 – 12.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00 – 15.00

Постепенный подъем, гимнастика после сна

15.00 – 15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30 – 16.00

Игры, самостоятельная деятельность детей

16.00 – 16.20

Подготовка к вечерней прогулке, прогулка

16.20 – 17.20

Подготовка к ужину, ужин

17.20 – 17.30

Игры детей

17.30 – 18.45

Уход детей домой

18.45 – 19.00

Режим работы в период карантина.

Система мероприятий с целью распространения инфекционных заболеваний из эпидемиологического очага и ликвидации очага.

Эпидемиологический процесс характеризуется сезонными изменениями, вспышками возникающие которые поражают 20% детей общего количества. Сроки продолжительности карантина устанавливаются на основе данных. Карантинные мероприятия в группе предполагаются карантинным режимом.

3.2. Традиционные праздники, события, мероприятия.

Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников 2-3 лет по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие,  способствует формированию умения занимать себя. (Приложение 4)

3.3 Модель воспитательное-образовательного процесса в первой младшей группе.

При осуществлении воспитательное-образовательного процесса с воспитанниками учитываются (климатические, культурно-исторические, национально-культурные, этнокультурные и пр.) формы образовательной деятельности, исходя из состава детей, родителей и сотрудников. (Приложение 5

3.4 Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников.

Месяц

Форма работы

Цель

Оформление дополнительного материала

Ответственные исполнители

Сентябрь

 -  Родительское собрание «Давайте познакомимся»

 - Оформление наглядно – текстовой информации:  «Уголок для родителей»; режим дня; сетка занятий; возрастные характеристики детей 2-3 лет;

  Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей.

Анкета «Адаптация малыша»

Знакомство родителей с общеобразовательной программой.  Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Создание родительского комитета.

Объявление, анкеты, опрос «Вопросник», информационный плакат, наглядность, список необходимых для группы обновлений.

Воспитатели

Октябрь

 - Фотовыставка «Будем знакомы!» с рассказом о семье.

 - Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения».

Узнать о семьях, их интересах, занятиях.

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле

Семейные фото, общее оформление выставок; подготовка информационного плаката «Совместный труд ребенка и взрослого».

Воспитатели

Родители

Ноябрь

 Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!»

Досуг «В гости к Айболиту»

Привлечение родителей к профилактики заболеваемости.

Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осеннее – зимний период.

Информирование родителей – объявление; наглядность, оформление стенда.

Воспитатели

Родители

Декабрь

 - «К нам шагает новый год» привлечение родителей к праздничному украшению группы.

 - Выставка поделок «Новогодний калейдоскоп!».

Привлечение родителей к уборке от снега участка.

Формировать у детей и родителей интерес и желание совместно  украсить группу к празднику.

Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству.

Получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Приобретение и изготовление в группу украшений; оформление выставки; костюмы, стихи, подарки.

Воспитатели

Родители

Дети

Январь

 - Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения».

 - День добрых дел «Снежные постройки».

Познакомить родителей с развлечениями детей на улице в зимнее время.

Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками.

 Положительные эмоции всех участников, оздоровление.

Изготовление наглядно – информационного материала; подготовка объявления.

Воспитатели

Родители

Февраль

- Изо выставка в рубрике «Военная техника».

 - Фотогазета «Самый лучший папа мой!»

Привлечение родителей к уборке от снега участка.

Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

Привлечь родителей и детей к оформлению выставки–поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

Папка с информацией по изо материалам.

 Выставка рисунков; фото рассказы, рисунки детей, стихи, пожелания.

Воспитатели

Родители

Дети

Март

 - Совместно проведённый весенний праздник.

 - Совместное создание в группе огорода. (посадка лука)

 -

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Наглядность, стихи, атрибуты праздника, подарки мамам; наглядность, пластиковые бутылки, земля, семена; Подбор групповых игр, домашних игр, ситуации, проблемные вопросы.

Воспитатели

Апрель

 - Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!»

 - Оформление наглядно – текстовой информации: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка».

Физкультурный досуг «В поисках колобка»

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах.

Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Выставка, стихи, игры – рисунки, подготовка выставки и наглядно – информационного материала.

Воспитатели

Родители

Май

 - Родительское собрание «Наши достижения».

- Оформление наглядно – текстовой информации: «Уголок для родителей»: «Что должен знать и уметь выпускник младшей группы».

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года.

Наглядность, консультация, подбор игр.

Воспитатели

Родители

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитании детей дошкольного возраста.

Выделяется микро и макро среда.

Микросреда- внутреннее оформление группы.

Макросреда-ближайшая среда детского сада, ближайшая территория.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:

•        Содержательно-насыщенной, развивающей;

•        Трансформируемой;

•        Полифункциональной;

•        Вариативной;

•        Доступной;

•        Безопасной;

•        Здоровьесберегающей;

•        Эстетически-привлекательной.

Основные принципы организации среды

Оборудование группы должно быть безопасным, здоровьесберегающим, развивающим и привлекательным.   Предметно-пространственная среда должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей. Пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Оснащение центров должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров могут выступать:

•        Центр для сюжетно-ролевых игр;

•        Центр ряженья;

•        Центр книги;

•        Центр театрализованных игр;

•        Центр настольных игр;

•        Центр изобразительной деятельности;

•        Центр природы;

•        Спортивный центр;

•        Центр игры с песком и водой;

•        Центр для разнообразных видов самостоятельной деятельности (конструктивной, музыкальной);

•        Игровой центр для девочек, мальчиков.

Оснащение меняется с тематическим планированием.

3.6.Описание материально-технического обеспечения Программы.

В соответствии с ФГОС, материально-технического обеспечения программы включает в себя учебно-методический, оборудование, оснащение (предметы).

Учебно-методический комплект к программе.

  • примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
  • комплексно-тематическое планирование;
  • пособие по управлению организации работы в дошкольной организации;
  • методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка
  • наглядно-дидактические пособия;
  • комплект для творчества;
  • вариативные парциальные (авторские) программы;
  • электронные образовательные ресурсы.

Здания и помещения дошкольного учреждения имеет базовый уровень.

3.7 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа. Авторы-составители: АтарщиковаН.А.,  Осина И.А., Горюнова Е.В. - Издательство: Учитель, 2012
  3. Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа Авторы-составители: Мезенцева В.Н., Власенко О.П. - Издательство: Учитель, 2012
  4. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа /Авт.сост.Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. - Издательство: Учитель, 2012
  5. «Физкультура первая и вторая младшие группы» под ред. М.А. Фисенко, Корифей, Волгоград, 2008.
  6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), М.,2005
  7. Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 2-5 лет. М., 2005
  8. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / под ред. Т. С. Яковлевой. — М.: Школьная пресса, 2006.
  9. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. — М.: Просвещение, 2002.
  10. «Занятия по правилам дорожного движения» под ред. Н.А. Извекова, Творческий Центр «Сфера», 2008.
  11. «Дошкольники на прогулке» под ред. А.С. Галановой, Педагогическое общество России, Москва, 2005.
  12. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Социально-коммуникативное развитие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  13. «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
  14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.
  15. «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
  16. А.Н. Малышева Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева.- Ярославль: Академия Холдинг,2004
  17. «Математика в детском саду» под ред. В.П. Новиковой, Мозаика-Синтез, 2007.
  18. «Мы» программа экологического образования детей. Под ред. Т.А. Шеленок, «Детство-ПРЕСС», 2004.
  19. «От осени до лета. Для воспитателей детских садов» под ред. Л.А. Владимирской, «Учитель», Волгоград, 2003
  20. «Экологические занятия», под ред. Т.М. Бондаренко, ТЦ «Учитель», 2004.
  21. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», под ред. А.И. Иванова, «Сфера», 2004.
  22. Изобразительная деятельность детей в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации» под ред. И.А. Лыковой, «Сфера», М., 2007.
  23. «Конструирование и художественный труд в детском саду» под ред. Л.В. Куцаковой, Технический центр СФЕРА, 2008.
  24. «Занятия по развитию речи», под ред. В.В. Гербовой, Мозаика-Синтез, 2008.
  25. «Занятия по развитию связной речи дошкольников «Сказкотерапия» под ред. О.А. Шохова, «Сфера, М., 2009.
  26. «Конспекты занятий во второй младшей группе» под ред. Н.А. Карпухиной, «Педагогика нового времени», Воронеж, 2007.
  27. «Материал по занятию по развитию речи», под ред. Т.И. Подрезовой, Ариас-ПРЕСС, Москва, 2008.
  28. «Воспитание сказкой» под ред. Л.Б. Фесюковой, Филио.Москва, 2004.
  29. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. — М.: Сфера, 1998.
  30.  Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика- Синтез, 2005
  31. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия . 2-4 года / Сост. В.В. Гербова В.В., Ильчук Н.П. и др.- М.: , 2005.
  32. Т.М. Бондаренко Комплексные занятия в детском саду / Т.М. Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.
  33. Г.В. Вихарева  Художественно-эстетическое развитиельные сценарии для детей.- СПб.: «Детство-Пресс» 1999
  34. Г.В. Вихарева  Песенка звени.- СПб.: «Детство-Пресс» 2001
  35. Ветлугина Н. А. Художественно-эстетическое развитиельное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.: ноты. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
  36. Дзержинская И. Л. Художественно-эстетическое развитиельное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1985. — 160c.: ноты.  
  37. Петрова В. А. Мы танцуем и поем. — М.: Карапуз, 2003.
  38. Петрова В. А. Художественно-эстетическое развитие и малыш.- М.: Карапуз, 2001.
  39. Н.Ю. Картушина  Развлечения для маленьких детей -Изд. Сфера М.:

Приложение 1

Возрастные особенности детей 2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Приложение 2

Планирование организованной образовательной деятельности.

Базовая образовательная деятельность

Количество в неделю

Количество

в год

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие»

Физическая культура

2

1 (улица)

72

36

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познавательное развитие

 «Формирование целостной картины мира»

1

36

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Речевое развитие»

Развитие речи

2

72

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие»

- рисование

- лепка/аппликация

1

1

36

36

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие

«Художественно-эстетическое развитие»

Музыка

2

72

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей возраста от 2 до 3 лет допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 10 занятий. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности составляет не более 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Приложение 3

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-3 лет

Месяц

Неделя

Тема

Содержание работы

Сентябрь

1

Здравствуй, детский сад!

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить детей с воспитателями, с детским садом (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, горшок, полотенце, с игрушками и пр.)

2

Осень в лесу

Формировать элементарное представление о осени (сезонные изменения в природе) Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц.

3

Осенние хлопоты человека

Формирование первичных представлений о соре урожая о некоторых овощах, фруктах ягодах, грибах

4

Осенний урожай

Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах. Расширять знания об урожае, о некоторых фруктах.

Октябрь

1

Моя семья

Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностей.

2

Дом в котором я живу

Закреплять знания о семье, о доме в котором живут, об удобствах в быту.

3

Моя Родина

Знакомить детей с родным поселком его названием, объектами (улица, дом магазин, поликлиника).

4

Хлеб - всему голова

Формировать процесс выращивания (кто его выращивает, и люди, каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его.

Ноябрь

1

Поздняя осень

Формировать представление детей с осенними явлениями в природе, о том, какая одежда в осенний период у человека

2

Азбука здоровья

Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строении собственного тела; умение и желание соблюдать правила личной гигиены тела; 

3

День матери

Познакомить детей с праздником - «День Матери». Дать понять, что только женщины, имеющие детей, называются мамами, и в этот день поздравляют только их. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей.

4

В мире профессий

Познакомить с разными профессиями, расширять кругозор детей.

Декабрь

1

Здравствуй зима

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада)

2

Виды транспорта

Познакомить детей с различными видами транспорта. Формировать умение взаимодействовать с игрушками

3

Зимние забавы

Расширять представления о зиме, о безопасном поведении зимой (катание на санках, на коньках, лыжах)

4

Новый год у ворот

Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике.

Январь

1

2

Новогодние праздники

Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике.

3

Одежда и обувь

Расширять представления детей об одежде и обуви (сезонная смена одежды, ее разнообразие)

4

Детская книга

Формировать интерес и любовь к книгам, учить бережно относиться к ним. Дать представление о разнообразии книг.

Февраль

1

Домашние животные и птицы

Познакомить детей с домашними животными и птицами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида.

2

Дикие животные и птицы

Познакомить детей с дикими животными и птицами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида.

3

День защитника Отечества

Формировать первичные представления о мужчинах, как защитниках. Воспитывать внимательное отношение к родным (отцу, дедушке, брату)

4

Народный фольклор

Приобщать детей к традиционной культуре на основе использования русского фольклора, создать эмоциональный настрой, вызывать желания играть в народные игры, поддерживать желание петь и танцевать.

Март

1

8 марта – весенний праздник

Воспитывать чувство любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них.

2

Весна пришла

Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада)

3

Дом и безопасность в нем

формировать представление детей о безопасном поведении в окружающем мире.

4

Волшебница вода

Формировать элементарные представления о свойстве воды

Апрель

1

День смеха

Познакомить детей с праздником, развивать чувство юмора, воспитывать доброжелательные отношения.

2

Космос

Формировать  начальные представления о Космосе 

3

Цветы и растения

Познакомить детей с цветами на участке детского сада, их строением.

4

Посуда

Закреплять знание детей о посуде, ее назначения и использования.

Май

1

День Победы

Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

2

Насекомые

Познакомить детей с насекомыми на участке детского сада, их строением.

3

Лес – наше богатство

Дать представление о лесе и некоторых его обитателях, об особенностях их жизни. Расширять знания о лесных грибах и ягодах. Воспитывать бережное отношение к природе.

4

Скоро лето

Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада)

Приложение 4

Перечень развлечений и праздников

Праздники. Новый год, «Мамин праздник», День защитника отечества, «8 Марта», «Осень», «Весна», «Лето».

Тематические праздники и развлечения. «Осень», «Солнышко-ведрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки».

Театрализованные представления.  «Веселые зайчата», «Теремок», Л. Феоктистова «Ладушки в гостях у бабушки», Л. Исаева «На бабушкином дворе»  

Музыкально-литературные развлечения. Концерт для кукол, представления «Мы любим петь и танцевать».

Спортивные развлечения. «Мы смелые и умелые»

Забавы. Т. Казакова «И-а леса из-за гор», Русская народная песня «Лягушата», Ц. Кюи «Котик и козлик»

Приложение 5

Перспективный план работы по экологическому воспитанию

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

Музыкально – дидактическая игра: «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)

Сентябрь

Пальчиковая игра: «У оленя дом большой»

Сентябрь

Дидактические игры: «Чей домик», «»

Сентябрь

Конструирование: «Ферма», «Бабушкин двор», «Птичий двор»

Октябрь

Чтение   и рассказывание сказок «Снегурушка и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок» и других.

Октябрь

Музыкально – дидактические игры: «Трень – брень, гусельки

Октябрь

Ряженье «Чудесный сундучок»

Октябрь

Настольный театр  по сказке «Курочка ряба», «Маша и медведь»

Ноябрь

Подвижные игры: «Коза», «Кукушка», «У медведя во бору»

Ноябрь

Просмотр презентации: «Мое село»

Ноябрь

Разучивание потешек «Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки»

Ноябрь

Досуг «Польза овощей»,  Оформление книги родителями «Полезные витамины»

Декабрь

ООД: «Белая береза»

Декабрь

Лепка «Зерна для птичек», «Ягоды», «Улитка», «Яйца», «Грибы» и другие.

Декабрь

Аппликация:  Лоскутная аппликация «Дорожка (коврик)», «Заготовки на зиму», «Овощи и фрукты»

Декабрь

Январь

Изготовление кормушки для птиц с родителями

Январь

Презентация: «Животные нашего края»

Январь

Эксперименты «Замерзшая вода», «Тающий лед», «Звенящая вода»

Январь

Рассматривание альбомов в уголке природы

Февраль

Музыкально – дидактические игры: «Полетаем как снежинки», «Изобразим животное» и другие

Февраль

Презентация «Зимушка зима»

«Дикие животные»

Февраль

Чтение рассказов о птицах

Февраль

Циклические наблюдения за птицами на кормушке, в скворечнике. Изготовление скворечников

Март

Праздник: «Масленица»

Март

Аппликация «Первые цветы»

Март

Беседы о диких животных и детенышах

Март

Рассматривание гербария

Апрель

Презентация «Цветные загадки»

Апрель

Экскурсии в парк «Ищем приметы весны»

Апрель

«Насекомые» просмотр презентаций

Апрель

Огород на окне «Во саду ли, в огороде» (посадка семян, полив).

Май

Театрализованная игра: «Котик, котик, поиграй» (с использованием русского народного фольклора).

Май

Отгадывание загадок «Кто спрятался?» (загадки о домашних животных, о весне, воде, солнце)

Май

Наблюдение за первыми растениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа первой младшей группы

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу для ясельной группы ДОУ...

Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года

Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на  возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...

Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015 учебный год

Составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы...

Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015г.

Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования.Приказом Министерства образования и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА первой младшей группы (от 2 до 3 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателями МАДОУ «Золушка».Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, ре...

Рабочая программа первой младшей группы «Капельки» срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.

Содержание программы: I.      Целевой раздел ……………………………………1.1....