Рабочая программа первая младшая группа
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа первая младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_mladshaya_gruppa.docx | 77.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
Рабочая программа
Первая младшая группа
Козлова И.И.
Бледнюк.С.В.
с.Леуши
Содержание рабочей программы
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………………..3
1.3. Значения для разработки и реализации Программы…………………………….4
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы…………….................5
2.Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности………………………………………..7
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы………………………………………………………………………............8
2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………………………………10
2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы……………………10
3 Организационный раздел.
3.1.Режим дня…………………………………………………………………………12
3.2.Традиционные праздники, события, мероприятия…………………………….12
3.3.Модель воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе…………………………………………………………………………………. 12
3.4. Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников……………..13
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………………………………………...16
3.6.Описание материально-технического обеспечения Программы………………16
3.7 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания………………17
Приложение
Приложение 1.Возрастные особенности детей 2-3 лет…………………………….20
Приложение 2. Планирование организованной образовательной деятельности…21
Приложение 3.Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-3 лет………………………………………………………………………………………22
Приложение 4.Перечень развлечений и праздников………………………………24
Приложение 5.Перспективное планирование по экологическому воспитанию…25
Целевой раздел программы.
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и отражает особенности содержания и организации воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе.
Цель программы: Создание благоприятных условий детей первой младшей группы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развивать личность ребенка 2-3 лет, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Задачи программы:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящиеся к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, и их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.
1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы:
- соответствует принципу развивающего образованию;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности материала;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
- взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
1.3.Значения для разработки и реализации Программы.
Дошкольное учреждение функционирует в режиме 12 часового пребывания детей при пятидневный рабочий период с 7.00-19.00 ч.
Данная рабочая программа реализуется в течении всего времени воспитанников в детском саду. Обязательная часть программы разработана в соответствии с ООП детского сада на 2019-2020 год объем обязательной части составляет 60% и 40% вариативного формирования участниками программы. (Приложение1)
Сведенье о семьях воспитанников.
Возраст | Образование | |||||||
До 30 лет | 31-40 | 41-50 | 51-60 | Высшее | Средне-специальное | Среднее-общее | Другое | |
Отцы | %60 | 40% | - | - | 20% | 60% | 20% | - |
Матери | %60 | 40% | - | - | 40% | 40% | 20% | - |
Социальный статус семей (количество)
Статус | Отцы | Матери |
Служащие | - | 30% |
Рабочие | 100% | 60% |
Бизнесмены (ЧП) | - | - |
Занятые домашним хозяйством | - | 10% |
Другое | - |
1.4.Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения рабочей программы- это целевые ориентиры ДО (4.1. ФГОС ДО) которые представляет собой социально - нормативные возрастные характеристики возможные достижения на этапе завершения рабочей программы.
Согласно решению Педагогического совета, планируется результаты. Мониторинг проводится два раза в год (первичное с 15 сентября, итоговое с 15 мая).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
2.Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности.
Содержательный раздел программы разработан и сформирован на основе общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка соответствует программе «От рождения до школы».
Направления развития | Описание образовательных областей | Содержание в контексте программы «От рождения до школы» |
Социально-коммуникативное развитие | Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. | Социализация, развития общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и обществе. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности. |
Познавательное развитие | Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей любознательности познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности. | Формирование элементарных математических представлений. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с природным окружением. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с миром природы. |
Речевое развитие | Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. | Развивающая речевая среда. Формирование словаря. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. |
Художественно-эстетическое развитие | Художественно-эстетическое развитие предполагаетразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. | Приобщение к искусству. Изобразительная деятельность. Конструктивно-модельная деятельность. Музыкальная деятельность |
Физическое развитие | Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, направленных на развитие физических качеств, выполнением основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Вариативные формы образовательной деятельности распределена с учетом основных видов детской деятельности дошкольников.
Образовательные направления развития | Содержание образовательных областей | Деятельность модуль | |
Виды детской деятельности (ФГОС ДО п.2.7.) | Формы и приемы организации образовательного процесса | ||
Социально-коммуникативное развитие | «Социализация», «Безопасность», «Труд» | Игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр) Самообслуживание и бытовой труд (в помещении и на улице) Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Познавательное развитие | «Познание» «ФЭМП» | Познавательно-исследовательская деятельность Конструктивная деятельность | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Речевое развитие | «Коммуникация» | Восприятие художественной литературы и фольклора. Развитие речи. Художественная литература | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Художественно-эстетическое развитие | «Продуктивная» | Изобразительная деятельность. Музыкальная деятельность. | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Физическое развитие | Физическая культура | Двигательная | Совместная образовательная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. |
Вариативность форм образовательной деятельности
Виды деятельности | Возможные формы работы |
Игровая | Сюжетные игры. Игры справилами. |
Коммуникативная | Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры. Игры с правилами. |
Трудовая | Совместные действия. Дежурства. Поручение. Задание. Реализация различных проектов. |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение. Прогулка. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Моделирование. Игры с правилами. Проектная деятельность. Коллекционирование. |
Продуктивная | Мастерские продуктов по изготовлению детских творческих работ. Реализация проектов. |
Музыкально-художественная | Импровизация. Музыкально-дидактические игры. Слушанье. Исполнение. Подвижные игры с музыкальным сопровождением. Имитация движений. |
Двигательная | Подвижные игры разной направленности. Игры с правилами. Игры-эстафеты. Соревнование. Игровые упражнения с элементами видов спорта. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Разучивание произведений и фольклора. Чтение художественной литературы. Театрализованная деятельность Реализация проектов. Обсуждение художественной литературы. Постановка проблемной ситуации. |
Система образовательной деятельности педагога
Образовательная деятельность | В ходе режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями воспитанников |
НОД Игры разной направленности. Проектная деятельность | Беседы, чтение художественной литературы, подвижные и спортивные игры, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, прогулки. | Сюжетно-ролевые игры, спортивные, подвижные, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованная деятельность | Участие в управлении ДОУ и группы(родительский комитет группы, ДОО),коллективные индивидуальные формы взаимодействия, совместные мероприятия, мониторинг семей и пр. |
Вариативные формы образовательной деятельности распределены с учетом основных видов детской деятельности дошкольников.
Решение программных задач осуществляется в процессе организации разных видов детской деятельности: режимных моментах, самостоятельной деятельности, взаимодействие семьей воспитанников и социальными партнерами.
2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентированно на разностороннее развитие дошкольников в первой младшей группы с учетом индивидуальных особенностей. (Приложение 2)
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.
Использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.
Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.
Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети».
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее-зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. (Приложение 3)
3. Организационный раздел.
3.1 Режим дня.
Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 8.50 |
Подготовка к образовательной деятельности | 8.50 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00 – 09.30 |
Самостоятельная и организованная детская деятельность | 09.30-10.00 |
2-й завтрак | 10.00 – 10.15 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.15 – 11.20 |
Возвращение с прогулки, игры Подготовка к обеду, обед | 11.20 – 12.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, гимнастика после сна | 15.00 – 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30 – 16.00 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 16.00 – 16.20 |
Подготовка к вечерней прогулке, прогулка | 16.20 – 17.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.20 – 17.30 |
Игры детей | 17.30 – 18.45 |
Уход детей домой | 18.45 – 19.00 |
Режим работы в период карантина.
Система мероприятий с целью распространения инфекционных заболеваний из эпидемиологического очага и ликвидации очага.
Эпидемиологический процесс характеризуется сезонными изменениями, вспышками возникающие которые поражают 20% детей общего количества. Сроки продолжительности карантина устанавливаются на основе данных. Карантинные мероприятия в группе предполагаются карантинным режимом.
3.2. Традиционные праздники, события, мероприятия.
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников 2-3 лет по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. (Приложение 4)
3.3 Модель воспитательное-образовательного процесса в первой младшей группе.
При осуществлении воспитательное-образовательного процесса с воспитанниками учитываются (климатические, культурно-исторические, национально-культурные, этнокультурные и пр.) формы образовательной деятельности, исходя из состава детей, родителей и сотрудников. (Приложение 5
3.4 Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников.
Месяц | Форма работы | Цель | Оформление дополнительного материала | Ответственные исполнители |
Сентябрь | - Родительское собрание «Давайте познакомимся» - Оформление наглядно – текстовой информации: «Уголок для родителей»; режим дня; сетка занятий; возрастные характеристики детей 2-3 лет; Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей. Анкета «Адаптация малыша» | Знакомство родителей с общеобразовательной программой. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Создание родительского комитета. | Объявление, анкеты, опрос «Вопросник», информационный плакат, наглядность, список необходимых для группы обновлений. | Воспитатели |
Октябрь | - Фотовыставка «Будем знакомы!» с рассказом о семье. - Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения». | Узнать о семьях, их интересах, занятиях. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле | Семейные фото, общее оформление выставок; подготовка информационного плаката «Совместный труд ребенка и взрослого». | Воспитатели Родители |
Ноябрь | Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!» Досуг «В гости к Айболиту» | Привлечение родителей к профилактики заболеваемости. Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осеннее – зимний период. | Информирование родителей – объявление; наглядность, оформление стенда. | Воспитатели Родители |
Декабрь | - «К нам шагает новый год» привлечение родителей к праздничному украшению группы. - Выставка поделок «Новогодний калейдоскоп!». Привлечение родителей к уборке от снега участка. | Формировать у детей и родителей интерес и желание совместно украсить группу к празднику. Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству. Получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность. | Приобретение и изготовление в группу украшений; оформление выставки; костюмы, стихи, подарки. | Воспитатели Родители Дети |
Январь | - Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения». - День добрых дел «Снежные постройки». | Познакомить родителей с развлечениями детей на улице в зимнее время. Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками. Положительные эмоции всех участников, оздоровление. | Изготовление наглядно – информационного материала; подготовка объявления. | Воспитатели Родители |
Февраль | - Изо выставка в рубрике «Военная техника». - Фотогазета «Самый лучший папа мой!» Привлечение родителей к уборке от снега участка. | Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. Привлечь родителей и детей к оформлению выставки–поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. | Папка с информацией по изо материалам. Выставка рисунков; фото рассказы, рисунки детей, стихи, пожелания. | Воспитатели Родители Дети |
Март | - Совместно проведённый весенний праздник. - Совместное создание в группе огорода. (посадка лука) - | Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности. Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | Наглядность, стихи, атрибуты праздника, подарки мамам; наглядность, пластиковые бутылки, земля, семена; Подбор групповых игр, домашних игр, ситуации, проблемные вопросы. | Воспитатели |
Апрель | - Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!» - Оформление наглядно – текстовой информации: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка». Физкультурный досуг «В поисках колобка» | Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах. Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Выставка, стихи, игры – рисунки, подготовка выставки и наглядно – информационного материала. | Воспитатели Родители |
Май | - Родительское собрание «Наши достижения». - Оформление наглядно – текстовой информации: «Уголок для родителей»: «Что должен знать и уметь выпускник младшей группы». | Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года. | Наглядность, консультация, подбор игр. | Воспитатели Родители |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитании детей дошкольного возраста.
Выделяется микро и макро среда.
Микросреда- внутреннее оформление группы.
Макросреда-ближайшая среда детского сада, ближайшая территория.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:
• Содержательно-насыщенной, развивающей;
• Трансформируемой;
• Полифункциональной;
• Вариативной;
• Доступной;
• Безопасной;
• Здоровьесберегающей;
• Эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды
Оборудование группы должно быть безопасным, здоровьесберегающим, развивающим и привлекательным. Предметно-пространственная среда должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей. Пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Оснащение центров должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров могут выступать:
• Центр для сюжетно-ролевых игр;
• Центр ряженья;
• Центр книги;
• Центр театрализованных игр;
• Центр настольных игр;
• Центр изобразительной деятельности;
• Центр природы;
• Спортивный центр;
• Центр игры с песком и водой;
• Центр для разнообразных видов самостоятельной деятельности (конструктивной, музыкальной);
• Игровой центр для девочек, мальчиков.
Оснащение меняется с тематическим планированием.
3.6.Описание материально-технического обеспечения Программы.
В соответствии с ФГОС, материально-технического обеспечения программы включает в себя учебно-методический, оборудование, оснащение (предметы).
Учебно-методический комплект к программе.
- примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
- комплексно-тематическое планирование;
- пособие по управлению организации работы в дошкольной организации;
- методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка
- наглядно-дидактические пособия;
- комплект для творчества;
- вариативные парциальные (авторские) программы;
- электронные образовательные ресурсы.
Здания и помещения дошкольного учреждения имеет базовый уровень.
3.7 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа. Авторы-составители: АтарщиковаН.А., Осина И.А., Горюнова Е.В. - Издательство: Учитель, 2012
- Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа Авторы-составители: Мезенцева В.Н., Власенко О.П. - Издательство: Учитель, 2012
- Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа /Авт.сост.Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. - Издательство: Учитель, 2012
- «Физкультура первая и вторая младшие группы» под ред. М.А. Фисенко, Корифей, Волгоград, 2008.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), М.,2005
- Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 2-5 лет. М., 2005
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / под ред. Т. С. Яковлевой. — М.: Школьная пресса, 2006.
- Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. — М.: Просвещение, 2002.
- «Занятия по правилам дорожного движения» под ред. Н.А. Извекова, Творческий Центр «Сфера», 2008.
- «Дошкольники на прогулке» под ред. А.С. Галановой, Педагогическое общество России, Москва, 2005.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Социально-коммуникативное развитие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.
- «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
- А.Н. Малышева Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева.- Ярославль: Академия Холдинг,2004
- «Математика в детском саду» под ред. В.П. Новиковой, Мозаика-Синтез, 2007.
- «Мы» программа экологического образования детей. Под ред. Т.А. Шеленок, «Детство-ПРЕСС», 2004.
- «От осени до лета. Для воспитателей детских садов» под ред. Л.А. Владимирской, «Учитель», Волгоград, 2003
- «Экологические занятия», под ред. Т.М. Бондаренко, ТЦ «Учитель», 2004.
- «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», под ред. А.И. Иванова, «Сфера», 2004.
- Изобразительная деятельность детей в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации» под ред. И.А. Лыковой, «Сфера», М., 2007.
- «Конструирование и художественный труд в детском саду» под ред. Л.В. Куцаковой, Технический центр СФЕРА, 2008.
- «Занятия по развитию речи», под ред. В.В. Гербовой, Мозаика-Синтез, 2008.
- «Занятия по развитию связной речи дошкольников «Сказкотерапия» под ред. О.А. Шохова, «Сфера, М., 2009.
- «Конспекты занятий во второй младшей группе» под ред. Н.А. Карпухиной, «Педагогика нового времени», Воронеж, 2007.
- «Материал по занятию по развитию речи», под ред. Т.И. Подрезовой, Ариас-ПРЕСС, Москва, 2008.
- «Воспитание сказкой» под ред. Л.Б. Фесюковой, Филио.Москва, 2004.
- Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. — М.: Сфера, 1998.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика- Синтез, 2005
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия . 2-4 года / Сост. В.В. Гербова В.В., Ильчук Н.П. и др.- М.: , 2005.
- Т.М. Бондаренко Комплексные занятия в детском саду / Т.М. Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.
- Г.В. Вихарева Художественно-эстетическое развитиельные сценарии для детей.- СПб.: «Детство-Пресс» 1999
- Г.В. Вихарева Песенка звени.- СПб.: «Детство-Пресс» 2001
- Ветлугина Н. А. Художественно-эстетическое развитиельное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.: ноты. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
- Дзержинская И. Л. Художественно-эстетическое развитиельное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1985. — 160c.: ноты.
- Петрова В. А. Мы танцуем и поем. — М.: Карапуз, 2003.
- Петрова В. А. Художественно-эстетическое развитие и малыш.- М.: Карапуз, 2001.
- Н.Ю. Картушина Развлечения для маленьких детей -Изд. Сфера М.:
Приложение 1
Возрастные особенности детей 2-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Приложение 2
Планирование организованной образовательной деятельности.
Базовая образовательная деятельность | Количество в неделю | Количество в год | Интеграция образовательных областей |
«Физическое развитие» Физическая культура | 2 1 (улица) | 72 36 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
Познавательное развитие «Формирование целостной картины мира» | 1 | 36 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» |
Речевое развитие» Развитие речи | 2 | 72 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» |
Художественно-эстетическое развитие» - рисование - лепка/аппликация | 1 1 | 36 36 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие |
«Художественно-эстетическое развитие» Музыка | 2 | 72 | Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» |
По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей возраста от 2 до 3 лет допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 10 занятий. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности составляет не более 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Приложение 3
Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-3 лет
Месяц | Неделя | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | 1 | Здравствуй, детский сад! | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить детей с воспитателями, с детским садом (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, горшок, полотенце, с игрушками и пр.) |
2 | Осень в лесу | Формировать элементарное представление о осени (сезонные изменения в природе) Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц. | |
3 | Осенние хлопоты человека | Формирование первичных представлений о соре урожая о некоторых овощах, фруктах ягодах, грибах | |
4 | Осенний урожай | Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах. Расширять знания об урожае, о некоторых фруктах. | |
Октябрь | 1 | Моя семья | Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностей. |
2 | Дом в котором я живу | Закреплять знания о семье, о доме в котором живут, об удобствах в быту. | |
3 | Моя Родина | Знакомить детей с родным поселком его названием, объектами (улица, дом магазин, поликлиника). | |
4 | Хлеб - всему голова | Формировать процесс выращивания (кто его выращивает, и люди, каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его. | |
Ноябрь | 1 | Поздняя осень | Формировать представление детей с осенними явлениями в природе, о том, какая одежда в осенний период у человека |
2 | Азбука здоровья | Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строении собственного тела; умение и желание соблюдать правила личной гигиены тела; | |
3 | День матери | Познакомить детей с праздником - «День Матери». Дать понять, что только женщины, имеющие детей, называются мамами, и в этот день поздравляют только их. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей. | |
4 | В мире профессий | Познакомить с разными профессиями, расширять кругозор детей. | |
Декабрь | 1 | Здравствуй зима | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) |
2 | Виды транспорта | Познакомить детей с различными видами транспорта. Формировать умение взаимодействовать с игрушками | |
3 | Зимние забавы | Расширять представления о зиме, о безопасном поведении зимой (катание на санках, на коньках, лыжах) | |
4 | Новый год у ворот | Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике. | |
Январь | 1 2 | Новогодние праздники | Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике. |
3 | Одежда и обувь | Расширять представления детей об одежде и обуви (сезонная смена одежды, ее разнообразие) | |
4 | Детская книга | Формировать интерес и любовь к книгам, учить бережно относиться к ним. Дать представление о разнообразии книг. | |
Февраль | 1 | Домашние животные и птицы | Познакомить детей с домашними животными и птицами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида. |
2 | Дикие животные и птицы | Познакомить детей с дикими животными и птицами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида. | |
3 | День защитника Отечества | Формировать первичные представления о мужчинах, как защитниках. Воспитывать внимательное отношение к родным (отцу, дедушке, брату) | |
4 | Народный фольклор | Приобщать детей к традиционной культуре на основе использования русского фольклора, создать эмоциональный настрой, вызывать желания играть в народные игры, поддерживать желание петь и танцевать. | |
Март | 1 | 8 марта – весенний праздник | Воспитывать чувство любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. |
2 | Весна пришла | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) | |
3 | Дом и безопасность в нем | формировать представление детей о безопасном поведении в окружающем мире. | |
4 | Волшебница вода | Формировать элементарные представления о свойстве воды | |
Апрель | 1 | День смеха | Познакомить детей с праздником, развивать чувство юмора, воспитывать доброжелательные отношения. |
2 | Космос | Формировать начальные представления о Космосе | |
3 | Цветы и растения | Познакомить детей с цветами на участке детского сада, их строением. | |
4 | Посуда | Закреплять знание детей о посуде, ее назначения и использования. | |
Май | 1 | День Победы | Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. |
2 | Насекомые | Познакомить детей с насекомыми на участке детского сада, их строением. | |
3 | Лес – наше богатство | Дать представление о лесе и некоторых его обитателях, об особенностях их жизни. Расширять знания о лесных грибах и ягодах. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
4 | Скоро лето | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) |
Приложение 4
Перечень развлечений и праздников
Праздники. Новый год, «Мамин праздник», День защитника отечества, «8 Марта», «Осень», «Весна», «Лето».
Тематические праздники и развлечения. «Осень», «Солнышко-ведрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки».
Театрализованные представления. «Веселые зайчата», «Теремок», Л. Феоктистова «Ладушки в гостях у бабушки», Л. Исаева «На бабушкином дворе»
Музыкально-литературные развлечения. Концерт для кукол, представления «Мы любим петь и танцевать».
Спортивные развлечения. «Мы смелые и умелые»
Забавы. Т. Казакова «И-а леса из-за гор», Русская народная песня «Лягушата», Ц. Кюи «Котик и козлик»
Приложение 5
Перспективный план работы по экологическому воспитанию
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | Музыкально – дидактическая игра: «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) |
Сентябрь | Пальчиковая игра: «У оленя дом большой» |
Сентябрь | Дидактические игры: «Чей домик», «» |
Сентябрь | Конструирование: «Ферма», «Бабушкин двор», «Птичий двор» |
Октябрь | Чтение и рассказывание сказок «Снегурушка и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок» и других. |
Октябрь | Музыкально – дидактические игры: «Трень – брень, гусельки |
Октябрь | Ряженье «Чудесный сундучок» |
Октябрь | Настольный театр по сказке «Курочка ряба», «Маша и медведь» |
Ноябрь | Подвижные игры: «Коза», «Кукушка», «У медведя во бору» |
Ноябрь | Просмотр презентации: «Мое село» |
Ноябрь | Разучивание потешек «Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки» |
Ноябрь | Досуг «Польза овощей», Оформление книги родителями «Полезные витамины» |
Декабрь | ООД: «Белая береза» |
Декабрь | Лепка «Зерна для птичек», «Ягоды», «Улитка», «Яйца», «Грибы» и другие. |
Декабрь | Аппликация: Лоскутная аппликация «Дорожка (коврик)», «Заготовки на зиму», «Овощи и фрукты» |
Декабрь | |
Январь | Изготовление кормушки для птиц с родителями |
Январь | Презентация: «Животные нашего края» |
Январь | Эксперименты «Замерзшая вода», «Тающий лед», «Звенящая вода» |
Январь | Рассматривание альбомов в уголке природы |
Февраль | Музыкально – дидактические игры: «Полетаем как снежинки», «Изобразим животное» и другие |
Февраль | Презентация «Зимушка зима» «Дикие животные» |
Февраль | Чтение рассказов о птицах |
Февраль | Циклические наблюдения за птицами на кормушке, в скворечнике. Изготовление скворечников |
Март | Праздник: «Масленица» |
Март | Аппликация «Первые цветы» |
Март | Беседы о диких животных и детенышах |
Март | Рассматривание гербария |
Апрель | Презентация «Цветные загадки» |
Апрель | Экскурсии в парк «Ищем приметы весны» |
Апрель | «Насекомые» просмотр презентаций |
Апрель | Огород на окне «Во саду ли, в огороде» (посадка семян, полив). |
Май | Театрализованная игра: «Котик, котик, поиграй» (с использованием русского народного фольклора). |
Май | Отгадывание загадок «Кто спрятался?» (загадки о домашних животных, о весне, воде, солнце) |
Май | Наблюдение за первыми растениями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа первой младшей группы
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу для ясельной группы ДОУ...
Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года
Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...
Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015 учебный год
Составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы...
Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015г.
Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования.Приказом Министерства образования и...
Рабочая программа первой младшей группы на основе программы "Детство"
Рабочая программа первая младшая группа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА первой младшей группы (от 2 до 3 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателями МАДОУ «Золушка».Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, ре...
Рабочая программа первой младшей группы «Капельки» срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.
Содержание программы: I. Целевой раздел ……………………………………1.1....