Картотека проблемных ситуаций в подготовительной группе
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Использование проблемных ситуаций в работе со старшим дошкольным возрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_problemnyh_situatsiy_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека проблемных ситуаций в подготовительной группе
Подготовила: Сафина Эльвира Рустамовна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», ЯНАО, г. Муравленко
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Проблемные ситуации в подготовительной группе | ||
№ | Ситуация | Задача |
1 | Если расстроилась твоя подруга (друг), что нужно сделать, как помочь? | Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие. |
2 | У тебя сломалась игрушка, как ты поступишь: выбросишь или починишь? | Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам, чувство благодарности за заботу и уход. |
3 | Если ты толкнул товарища, обидел девочку, твои дальнейшие действия? | Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие. |
4 | Что было бы если бы не было строителей, врачей, учителей? | Дифференцированное восприятие трудового процесса. Конкретизация представлений о труде врача, учителя, строителя. Узнавание и называние людей разных профессий. |
5 | Плачет девочка, как её успокоить? | Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников. |
6 | Что будет если откроешь дверь незнакомому человеку? | Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми. Реагирование на негативные действия взрослого человека. |
7 | Ты не уступил место старшему человеку? Правильно ли ты поступил? | Выбор правильной линии поведения по отношению к людям разных возрастов. |
8 | Ты сказал грубое слово близкому человеку, как ты поступишь что бы исправить положение? | Осознанное неприятие проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям. |
9 | Что бы ты делал, если бы увидел брошенного щенка и ли котёнка? | Побуждение воспитателем детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, сочувствию. |
10 | Если в театре выключили свет, твои действия? | Освоение элементарных правил культуры поведения общественных местах. |
11 | Пройдя мимо воспитателя, ты не поздоровался? | Освоение разных форм приветствия, прощания, выражение признательности, обращение с просьбой |
12 | Ты забыл поздравить близкого человека с праздником, что ты будешь делать, что бы исправить положение? | Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие и ответственность |
13 | Ты увидел, что обижают девочку или мальчика незнакомых тебе, твои действия? | Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие. |
14 | Порвалась твоя любимая книга, ты её выбросишь? | Развивать трудолюбие ,ответственность, доброжелательность. |
15 | Оделись на прогулку ,Артем забыл варежки дома… | Развивает отзывчивость к другим ,сочувствие. |
16 | На занятии достались новые краски не всем ,как быть? | Учит не быть жадным по отношению к другим. |
17 | За тобой в детский сад пришла мама, а тебе не хочется уходить… | Учить детей находить способы решения проблем, даже самых незначительных. |
18 | Тебе хочется побегать поиграть ,а мама приболела . | Сопереживание, по отношению к близким. |
19 | Тебе очень понравилась игрушка в магазине … | Развивает терпение. |
20 | Ты заболел, а у друга день рождения как его порадовать? | Умение находить выход из ситуации. |
21 | Тебе хочется завести домашнее животное… | Чувство ответственности :«Мы в ответе за тех кого приручили..» |
22 | К тебе прилетел Карлсон-проказник ,как ты его встретишь? | Развивать чувство доброжелания . |
23 | Тебе хочется мороженое ,а мама не разрешает.. | Понимание по отношению к близким |
24 | Твой друг упал ,а другие смеются… | Сочувствие сопереживание к близким. |
25 | У друга нет носового платочка, надо ли ему дать? | Учит не быть жадным помогать в любой ситуации близким. |
26 | В автобусе нет свободных мест ,а тебе очень хочется сесть | Развивает терпение |
27 | Дети были на весеннем лугу ,и всем захотелось сорвать цветы ,можно ли? | Развивает чувство ответственности |
28 | Мы пришли на почту купить открытку, конверт, что бы поздравить бабушку. | Представление о способах поддержания родственных связей( переписка, разговор по телефону, посещения), проявлений заботы, любви, уважения друг к другу. |
29 | Нужно ли дружить с неряхой, с девочкой которая не моет руки перед едой? | Углубление представлений о детском организме, уходе за ним, о своих личностных качествах и достижениях. |
30 | Каким я вижу себя в будущем? Кем хочу стать? | Представление о видах производственного труда ( шитьё, производство продуктов питания. ,строительство, сельское хозяйство), и обслуживающего труда ( медицина, торговля, образование). |
31 | Где работают твои близкие, родственники и кем? | Представление о ценности труда родителей и близких родственников |
32 | Жизнь детей разных стран. | Расширение представлений о жизни детей в других странах ( игры, любимые занятия, уважение к старшим, любовь к родителям). |
33 | Много ли у тебя друзей? Что интересного умеют делать твои друзья? Как вы помогаете друг другу? | Формирование умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы со сверстниками. |
34 | Как звонить в милицию, вызвать скорую, пожарных? | Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми, укрепление доверия к ним. |
35 | Знаешь ли ты всех, членов своей семьи? Большая ли семья? На кого ты похожа? | Умение задавать вопросы о своих близких, о себе, выражать свои желания, высказываться о себе, своём самочувствии, настроении. |
36 | Если бы я был воспитателем? | Проявление самостоятельности и инициативы в выборе игр. |
37 | Догадайся, почему возникло такое настрое? | Воспитание доброжелательности, инициативности в общении со взрослыми, умения видеть связь между действиями и эмоциональном состоянии взрослых. |
38 | Как ты помогаешь родителям? Что тебе рассказывали дедушка и бабушка о своих родителях? Есть ли у вас в семье семейный альбом? | Формирование представления о том, что в семье все заботятся друг о друге. |
39 | Как вести себя за столом, правила доброты, вежливые слова. | Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками. |
40 | Как ты поступишь, если тебя ударил или обидел твой друг | Реагирование на негативные действия других детей, их последствия |
41 | Почему говорят, что в природе все нужны, что нельзя обойтись без тех , кто делает мед и кто делает яд; кто страшный ,и кто красивый. (стр.20) | Воспитывать любовь к природе, развивать понятие о том, что в природе все важны и все имеют право существовать. |
42 | Как вы думаете? Можно ли приносить птиц и зверей из леса в дом? Почему? (стр.23) | Развивать чувство жалости к птицам, приучать детей не лишать свободы птиц из-за своего комфорта. |
43 | « Как подружить Лису и Журавля?» (стр.41) | Развивать коммуникативные отношения. |
44 | Бывает ли так, что друзья приносят огорчения? (стр.41) | Приучать детей жить в согласии с друзьями и в тоже время не бояться сказать правду о нем ему в глаза. |
45 | «Все друзья ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Помогите. Посоветуйте». (стр.41) | Воспитывать у детей чувство коллективизма, стремление думать, и заботится о тех, кто рядом. |
46 | «Мальчик идет по лесу: в руках магнитофон – громкая музыка, сам сбивает и затаптывает, в птиц и насекомых бросает камни… Что вы ему посоветуете?» | Воспитывать любовь к природе и желание беречь ее, защищать и охранять. |
47 | «Вова купил и ест мороженое. Навстречу идет его друг Витя. Вова спрятал мороженое, а Витя подошел и угостил его конфетой. Что чувствует Вова? Как бы поступили вы?» | Продолжать знакомить детей с чувствами неловкости и стыда, развивать умение быть щедрым |
48 | Вы встретили нищего… Чем закончится ваша встреча? | Формировать умение сострадать и помогать тем, кто в этом нуждается. |
49 | «Что бы вы попросили у золотой рыбки?» | Учить детей соразмерять, кому помощь важнее: тебе или твоим близким и друзьям. |
50 | «Какой путь ты выберешь?» - прямо пойдешь – встретишь старушку, которой нужно помочь - налево пойдешь - встретишь старика, который заблудился, ищет аптеку. - направо – найдешь игрушку, о которой давно мечтал. | Воспитывать желание помогать нуждающимся, слабым и старым людям.
|
51 | «Может ли больной мальчик стать твоими другом? Почему ты так думаешь? Какие игры можно ему предложить?» | Развивать чувство сострадания, учить помогать больным и инвалидам. |
52 | «Нужно ли благодарить ветеранов за победу? Только ли в праздник благодарить?» (стр.124) | Воспитывать чувство благодарности ветеранам ВОВ, стремление им помочь и их порадовать. |
53 | Если бы было 2 школы, одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками. В какой бы ты захотел учиться? | Развивать желание учиться в школе, несмотря на трудности, которые конечно будут встречаться. |
54 | Как сделать, чтобы добрые дела на планете Земля умножались? (самим делать хоть маленькие, на добрые дела). | Учить детей быть добрыми и не на словах, а на деле. |
55 | Мальчик подсматривает в замочную скважину за своей старшей сестрой. Хорошо это или плохо? Любопытство и любознательность. «У любопытного весь лоб в синяках» (стр.85) | Учить различать любопытных детей от любознательных, ценить качество любознательности и понимать плохую сторону любопытства. |
56 | «Оцените поступок» Мальчик на улице встречает заплаканную девочку: она заблудилась. Он не знает, как ему поступить. 1.успокоить, угостить конфетой. 2.помочь найти дорогу. 3.посмеяться над ней. 4.пройти мимо. | Развивать у детей стремление помогать нуждающимся, не проходить мимо тех, у кого беда. |
57 | «Скучен день до вечера коли делать нечего!» 1.Вы скучали, когда- ни будь? 2.Игра «скучно так сидеть, надо пробежаться». (стр.91) «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». | Воспитывать умение занимать себя полезными делами, создавать самим хорошее настроение.
|
58 | «Девочка плачет, требует, чтобы ей купили игрушку. Позаботимся о ней?» | Приучать заботиться о тех, кто действительно нуждается в нашей доброте, а не поощрять капризы. |
59 | «Ежик жил дома, а потом убежал в лес. Надо его возвращать и о нем заботиться?» | Закрепить понятие о том, что животным лучше жить в природе, на свободе. |
60 | Обсуждение сказки «Царь и вечерняя заря» (стр.109) | Воспитывать чувство щедрости |
61 | Что такое страх? Бывает ли он полезным? (Да, если бы не было чувства страха, то: - можно упасть с балкона - впустить в квартиру преступника -попасть под машину; -обжечься -затеять пожар -быть укушенным собакой. . ( стр.115) | Формировать у детей понимание, что страх оберегает людей от необдуманных поступков.
|
62 | Жизнь животных в зоопарке… Для чего построены зоопарки? 1.Где живется животным лучше? 2.Как можно проявить любовь к обитателям зоопарка? 3.Чего нельзя делать в зоопарке? 4.Чтение рассказа «Медвежонок заболел» 5.Рассказ воспитателя об охране белых медведей 6.Заучивание стихотворения Григорьевой «В зоопарке» (стр.150) | Воспитание чувства любви к животным, умение беречь и охранять их, правильно вести себя в зоопарке. |
63 | «Что мы можем сделать для леса?» 1.Рассматривание серии картин «Что случилось с мальчиком?» 2.Чем лес помогает нам? 3.Чем мы поможем лесу? 4.Чтение письма Лесовичка. 5.Призыв: «Сэкономим бумагу - поможем лесу» (стр.141) | Закреплять знание детей о богатствах леса и учить эти богатства преумножать. |
64 | Как выйти из положения, если ты случайно сломал игрушку друга. (стр.76) | Учить ребенка беспокоиться за происходящее, сочувствовать и огорчаться. |
65 | Мальчик давно мечтал увидеть в жизни жука, которого он видел раньше в книге. И вот он встретил его на ромашке. Что он сделает дальше?.. | Учить заботиться обо всем живом, а не уничтожать. |
66 | Расцвел комнатный цветок и вам хочется его сорвать. Как вы поступите? | Показать детям в горшке, что без земли и воды цветок погибнет сразу, а в горшке на окне он долго будет радовать и тебя и всех. |
Источник.
http://loginatatiana.rusedu.net/post/10155/108517
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека проблемных ситуаций, используемых на занятиях по конструированию из строительного материала в первой младшей группе
Здесь вы найдете карточки с текстами проблемных ситуаций, которые можно использовать на занятиях по конструированию из строительного материала в первой младшей группе....
Дидактическая игра с проблемной ситуацией в подготовительной группе. Тема "Я - президент".
Цель игры-формировать у детей представления о Родине, людях, проживающих в России, о традициях и праздниках....
Картотека проблемных ситуаций для среденей группы
Данная картотека содержит проблемые ситуации, которые вы можете предложить детям 4-5 лет...
Картотека проблемных ситуаций по лексическим темам в подготовительной к школе группе
Картотека проблемных ситуаций по лексическим темам в подготовительной к школе группе...
Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Ситуация №1Проблемная ситуация: В детском саду Олег и ...