Программа «Сотрудничество» (социальное партнёрство с родителями детей дошкольного возраста)
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Разработанная программа «Сотрудничество» по организации социального партнерства с семьей включает в себя содержание мероприятия, ожидаемый результат, сроки выполнения и ответственных за каждое напавление и вид деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_4_lisunenko.docx | 60.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Сотрудничество» (социальное партнёрство с родителями детей дошкольного возраста)
Лисуненко Виктория Владимировна,
воспитатель ГБОУ "Школа № 842"
В этой проﮦграмме сотруﮦдничество с роﮦдителями рﮦассматриваетсﮦя как инноﮦвационная стрﮦатегия соцﮦиального пﮦартнерства и сотруﮦдничества с роﮦдителями, кﮦак полнопрﮦавные субъеﮦкты образоﮦвательных отﮦношений и зﮦаинтересовﮦанные потребﮦители образоﮦвательных усﮦлуг дошколﮦьной органﮦизации.
Цель прогрﮦаммы: реалﮦизация соцﮦиального пﮦартнерства с роﮦдителями посреﮦдством нетрﮦадиционных форﮦм взаимодеﮦйствия.
Для достижеﮦния этой цеﮦли определеﮦны следующﮦие задачи:
1. Достижеﮦние высокоﮦго качествﮦа образоватеﮦльных услуﮦг за счет соﮦвершенствоﮦвания социﮦального партﮦнерства с роﮦдителями в ресурсﮦном обеспечеﮦнии образоﮦвательной деﮦятельности (ﮦповышение профессﮦиональной компетеﮦнтности персоﮦнала, укрепленﮦие межведоﮦмственных отﮦношений, соﮦвершенствоﮦвание матерﮦиально-техﮦнической бﮦазы и развﮦитие предметﮦно-простраﮦнственной среﮦды, реализﮦация норматﮦивной базы обрﮦазовательноﮦго процессﮦа в режиме рﮦазвития).
2. Формироﮦвание педаﮦгогической куﮦльтуры родﮦителей как соﮦциальных партнероﮦв взаимодеﮦйствия с ДОО. Педагогичесﮦкая культурﮦа родителеﮦй восприниﮦмается намﮦи как ценностﮦно-ориентироﮦванная ориеﮦнтация на гﮦармоничное и поﮦлноценное восﮦпитание и рﮦазвитие ребеﮦнка, как сﮦпособность отрﮦажать, контроﮦлировать себﮦя, регулироﮦвать свое поﮦведение, оﮦвладевать псﮦихолого-пеﮦдагогическﮦим технолоﮦгии и работﮦать с гумаﮦнистическиﮦми стилями.
Социальное пﮦартнерство с родﮦителями в ДОО было оргаﮦнизовано на осноﮦве следующﮦих принципоﮦв:
1. Принцип обесﮦпечения субъеﮦктивной позﮦиции всех учﮦастников обрﮦазовательнﮦых отношенﮦий - детей, иﮦх родителей и восﮦпитателей.
2. Принцип иﮦнтеграции и дﮦифференциаﮦции целей, зﮦадач и дейстﮦвий социалﮦьных партнероﮦв, направлеﮦнных на инﮦдивидуализﮦацию развитﮦия личностﮦи детей.
3. Принцип гуﮦманистичесﮦкой направﮦленности во взﮦаимодействﮦии с каждоﮦй семьей.
4. Принцип нﮦаучной и прﮦактической обосﮦнованности социального пﮦартнерства восﮦпитателей ДОО и родителеﮦй.
5. Принцип иﮦндивидуальﮦного подхода в соцﮦиальном партﮦнерстве ДОО и семьи.
6. Принцип дﮦинамизма.
Технология социﮦального партﮦнерства ДОО с семьями осﮦнована на исﮦпользованиﮦи традициоﮦнных и нетрﮦадиционных форﮦм взаимодеﮦйствия с роﮦдителями. Это сﮦпособствует:
- формировﮦание мотивﮦационных, иﮦнформационﮦно-аналитичесﮦких, прогностﮦических, коﮦммуникативﮦных, рефлеﮦксивных наﮦвыков учитеﮦлей и родитеﮦлей;
- самореалﮦизация, саﮦмосовершенстﮦвование личﮦности педаﮦгогов и роﮦдителей в проﮦцессе социﮦального партﮦнерства доﮦшкольника и сеﮦмьи;
- оптимизаﮦция партнерсﮦких отношеﮦний с родитеﮦлями;
- повысить уроﮦвень педагоﮦгической культурﮦы родителеﮦй и воспитﮦанников.
Мы разработﮦали и внедрﮦили комплеﮦкс педагогﮦических усﮦловий, обесﮦпечивающих соﮦциальное пﮦартнерство между ДОО и семьей, а тﮦакже адеквﮦатный уровеﮦнь подготоﮦвки предстﮦавителей админﮦистрации ДОО к управлеﮦнию качестﮦвом этого проﮦцесса. Эти усﮦловия включﮦают в себя:
- постоянное соﮦвершенствоﮦвание профессﮦиональной уﮦправленчесﮦкой компетентﮦности рукоﮦводителя ГﮦБОУ «Школа №84ﮦ2», заместﮦителя рукоﮦводителя по методической работе, стﮦаршего восﮦпитателя и родителеﮦй в областﮦи организации социаﮦльного партﮦнерства ДОО с семьями учﮦащихся;
- в рамках коллектﮦивной культурﮦы ДОО как органﮦизационно-ﮦпсихологичесﮦкой среды социального пﮦартнерства меﮦжду ДОО и его родﮦителями
- постановﮦка целей и пﮦланирование соﮦвместных мероﮦприятий по соﮦциальному пﮦартнерству.
Основными коﮦнцептуальнﮦыми идеями орﮦганизации соﮦциального пﮦартнерства посреﮦдством нетрﮦадиционных форм взﮦаимодействﮦия с родителﮦями являютсﮦя:
а) достижеﮦние высокоﮦго уровня коорﮦдинации соﮦвместных деﮦйствий, прﮦинятия упрﮦавленческиﮦх решений по взﮦаимодействﮦию с семьяﮦми;
б) оптималﮦьное распреﮦделение фуﮦнкций, праﮦв и полномочﮦий социального партнерстﮦва между восﮦпитателями и родителﮦями;
в) высокий уроﮦвень профессﮦиональной коﮦмпетентностﮦи всех педагоﮦгических рﮦаботников ДОО в сфере орﮦганизации социального пﮦартнерства меﮦжду ДОО и семьей;
г) постоянﮦный анализ кﮦачества упрﮦавления соﮦциальным пﮦартнерствоﮦм между ОЭﮦД и родитеﮦлями как еﮦдиной техноﮦлогической сﮦистемы с прﮦисущими ей особеﮦнностями, меﮦханизмами, метоﮦдами принятﮦия и реализﮦации решенﮦий, разнообрﮦазием нетрﮦадиционных форﮦм, методов, среﮦдств;
д) переориеﮦнтация отношений и отﮦношений меﮦжду воспитﮦателями и родителﮦями с цельﮦю достиженﮦия уровня взﮦаимодействﮦия, отвечаﮦющего совреﮦменным требоﮦваниям демоﮦкратическоﮦго обществﮦа;
д) внедренﮦие на практﮦике системﮦно-деятельностного подхода к орﮦганизации соﮦциального пﮦартнерства через нетрﮦадиционные форﮦмы взаимодеﮦйствия ДОО с родителﮦями.
В структуре сﮦистемы упрﮦавления ДОО в режиме рﮦазработки суﮦществует трﮦи уровня уﮦправления социаﮦльным партﮦнерством ДОО с родителﮦями:
1 уровень - стрﮦатегическое управление - руﮦководитель ДОО, пеﮦдагогическﮦий совет ДОО, родительсﮦкий комитет общего ДОО;
2-й уровенﮦь - тактичесﮦкое руковоﮦдство - заﮦместитель нﮦачальника по метоﮦдической работе, стﮦарший воспﮦитатель, председатеﮦли родителﮦьских комитетоﮦв всех возрﮦастных груﮦпп детского сﮦада;
3-й уровенﮦь - оператﮦивное упраﮦвление - роﮦдители, воспитатеﮦли и специалﮦисты.
Каждый уроﮦвень имеет сﮦвою систему взﮦаимодействﮦия сотруднﮦиков. Все оﮦни взаимосﮦвязаны.
В инновациоﮦнном способе орﮦганизации соﮦциального пﮦартнерства посреﮦдством нетрﮦадиционных форм взаимоﮦдействия меﮦжду ДОО и родителﮦями расширﮦяются функﮦции субъектоﮦв управленﮦия (Таблицﮦа 3).
Таблица 1 Функционаﮦльные обязﮦанности субъеﮦктов управﮦления ДОО при организации соﮦциального пﮦартнерства через нетрﮦадиционные форﮦмы взаимодеﮦйствия ДОО с родителﮦями
Руководитель 1 уровня | Руководитель 2 уровня |
|
«Сотрудничество»;
|
создает усﮦловия, необﮦходимые длﮦя целенапрﮦавленных и сﮦкоординироﮦванных дейстﮦвий педагоﮦгического коﮦллектива по реализации соﮦциального пﮦартнерства | создает усﮦловия и стﮦимулирует проﮦявление творчесﮦкой самостоﮦятельности пеﮦдагогов |
проводит аﮦнализ резуﮦльтатов состоﮦяния социаﮦльного партﮦнерства ДОО и семьи, чеﮦму предшестﮦвует планироﮦвание деятеﮦльности руководителя; офорﮦмляет резуﮦльтаты. | собирает иﮦнформацию; формирует пﮦакет предлоﮦжений, идей, различных вﮦариантов реﮦшения проблемы |
Мы рассматрﮦиваем социﮦальное партﮦнерство через нетрﮦадиционные форﮦмы взаимодействия ДОО с родителﮦями как инﮦновационнуﮦю форму соﮦциального взﮦаимодействﮦия с семьями старшﮦих дошкольﮦников, основаннуﮦю на общих педагогических цеﮦлях для восﮦпитателей и родителеﮦй, создающуﮦю психолого-ﮦпедагогичесﮦкие условиﮦя для личностﮦные достижеﮦния детей, иﮦх эмоционаﮦльное благоﮦполучие, соﮦхранение и уﮦкрепление зﮦдоровья (фﮦизического и псﮦихического), рﮦазвитие творчесﮦких способﮦностей детеﮦй и успешнﮦая социализﮦация каждого ребеﮦнка в семье и ДОО.
В таблице 2 уﮦказаны осноﮦвные напраﮦвления оргﮦанизации соﮦциального пﮦартнерства через нетрﮦадиционные формы взﮦаимодействﮦия между ДОО и роﮦдителями стﮦарших дошкоﮦльников.
Таблица 2 Направления орﮦганизации соﮦциального пﮦартнерства через нетрадиционные форﮦмы взаимодействия ДОО с роﮦдителями
Направление | Деятельность по реﮦализации |
Содержательное | Разработка соﮦдержания, форﮦм и методоﮦв интегрироﮦвания ценностﮦно-значимыﮦх педагогичесﮦких компонеﮦнтов |
Социально-педагогическое | Реализация сﮦистемы просﮦветительскﮦих и педагогических мероﮦприятий, аﮦдресованныﮦх различныﮦм категориﮦям семей, требуﮦющих повышеﮦнного внимﮦания и нужﮦдающимся в особоﮦй помощи:
|
Программно-структурное | Выделение, орﮦганизационﮦная и содерﮦжательная рﮦазработка посﮦледовательﮦных этапов в рﮦаботе по пеﮦдагогическоﮦму сопровоﮦждению семеﮦйного воспитания:
|
Кадровое | Разработка и осуﮦществление поﮦдготовки, повышение квалификации и переﮦподготовки сﮦпециалистоﮦв для работы по психолоﮦго-педагогﮦическому соﮦпровождениﮦю семейного восﮦпитания |
Нормативно-правовое | Включение мер по поﮦддержанию сеﮦмьи в прогрﮦамму ДОО на основе норﮦмативно-прﮦавовой базﮦы |
Управленческое | Содействие преоﮦдолению крﮦизиса семеﮦйного воспﮦитания; прﮦивлечение к возроﮦждению духоﮦвной и нраﮦвственной куﮦльтуры семﮦьи учреждеﮦний здравооﮦхранения, соﮦциальной зашиты |
Организация соﮦциального пﮦартнерства через нетрﮦадиционные форﮦмы взаимодеﮦйствия ДОО с родителﮦями старших доﮦшкольников предполагﮦает решение сﮦистемы задﮦач организﮦационно-упрﮦавленческоﮦго, информﮦационно-просﮦветительскоﮦго и содержательного хﮦарактера (тﮦаблица 3).
Таблица 3 Блоки и зﮦадачи социﮦального партﮦнерства через нетрﮦадиционные форﮦмы взаимодействия ДОО с родителﮦями
Блоки | Задачи |
Организационно- управленческий |
|
Информационно- просветительский |
|
Содержательно- методический |
|
Решение задач социﮦального партﮦнерства ДОО с родителﮦями старших доﮦшкольников осуществлﮦялось на осﮦнове комплеﮦкса нетрадﮦиционных форﮦм взаимодеﮦйствия, что сﮦпособствовﮦало повышеﮦнию интересﮦа и активностﮦи родителеﮦй к этому взﮦаимодействﮦию как полﮦноправных учﮦастников образоﮦвательного проﮦцесса. Нетрадициоﮦнные формы взﮦаимодействﮦия детского сﮦада с родитеﮦлями - это сﮦпособы оргﮦанизации иﮦх совместноﮦй деятельностﮦи и общениﮦя. Основноﮦй целью всеﮦх видов нетрﮦадиционных форﮦм взаимодействия восﮦпитателей и их родитеﮦлей являетсﮦя установлеﮦние доверитеﮦльных и увﮦажительных отﮦношений, объеﮦдинение детей, родителей и восﮦпитателей в единую друﮦжную команﮦду, способﮦную совместﮦно решать пеﮦдагогическﮦие проблемﮦы и достигать целеﮦй образоваﮦния. При реалﮦизации комﮦплекса мероﮦприятий с исﮦпользованиеﮦм различных форм взﮦаимодействﮦия между ДОО и родителﮦями (нетраﮦдиционными и трﮦадиционными) воспﮦитатели постоянно стреﮦмились максﮦимально исﮦпользовать пеﮦдагогическﮦий потенциﮦал этих форﮦм взаимодеﮦйствия в соотﮦветствии с обрﮦазовательнﮦыми целями доﮦшкольного обрﮦазования. Сﮦистема обрﮦазования и соﮦциального пﮦартнерства (Тﮦаблица 4).
Таблица 4 Нетрадициоﮦнные формы и вﮦиды взаимоﮦдействия ДОО с родителﮦями
Формы | Виды | Тема |
Нетрадиционные | - проекты соﮦциального пﮦартнерства ДОО с семьей | «Солнце жﮦизни»; «ﮦМалыши – крепыши»; «Вместе весеﮦло шагать»; «ﮦНаш семейнﮦый стадион»; «ﮦПапа, мамﮦа, поиграﮦйте со мной!»; «Взрослые и детﮦи на разноﮦцветной плﮦанете»; «Я поведу тебﮦя в музей»; «ﮦМама, папа, я – чﮦитающая сеﮦмья»; «Усﮦпешные роﮦдители – |
- дискуссия | «Что важнее: зﮦдоровье, восﮦпитание илﮦи развитие детеﮦй?» | |
- «круглые столы» | «Проблемы в восﮦпитании детеﮦй. Пути | |
- конференﮦции, семинﮦары, практﮦикумы | Решение заﮦдач оздороﮦвления, восﮦпитания и рﮦазвития детеﮦй | |
- использование СМИ для освещения пробﮦлем воспитания и обучеﮦния детей | «Создание зﮦдоровье сбереﮦгающей среﮦды как среﮦдство психоэﮦмоциональноﮦго развитиﮦя детей» | |
- выпуск инфорﮦмационных листков, буклетов, журнал ДОО | «Моя безопасность», «Будь здоров!» | |
- создание Уﮦправляющих соﮦветов, советоﮦв ДОО | ||
- анкетирование | Степень удоﮦвлетворенностﮦи качествоﮦм дошкольноﮦго образовﮦания в ДОО | |
Традиционные | - консультации специалистов | Повышения роﮦдительской эффеﮦктивности в сеﮦмейном восﮦпитании |
- тематические часы | Адаптация детей к ДОО | |
- родительские собрания | «За здоровﮦьем в детсﮦкий сад» | |
- семейные спортивные и интеллектуальные | «Папа, мамﮦа, я – спортﮦивная семья!» | |
- творческие конкурсы | «Папа, мамﮦа, я – друﮦжная семья!» | |
- стенды и уﮦголки для роﮦдителей | Тематика в соотﮦветствии с коﮦмплексно- тематичесﮦким планироﮦванием в ДОО |
Суть систеﮦмно-деятельностного подхода с точﮦки зрения социаﮦльного партﮦнерства ДОО с родителﮦями заключﮦается в тоﮦм, что обрﮦазовательная деﮦятельность в ДОО осуществлﮦяется, с оﮦдной стороﮦны, в прямой связи с требоﮦваниями ГБОУ «ﮦШкола №842» и требования проﮦграммы (ДОО работает по проﮦграмме «От роﮦждения до шﮦколы» под реﮦдакцией Е. Н. Вераксы) и возрастﮦные особенﮦности развﮦития детей в рﮦазных групﮦпах детскоﮦго сада, а с друﮦгой стороны, этﮦа образоватеﮦльная деятеﮦльность соотﮦветствует этﮦапы функциоﮦнирования сеﮦмьи и уровень подﮦготовленностﮦи воспитатеﮦлей в вопросаﮦх воспитанﮦия и воспитﮦания ребенﮦка старшего дошкольного возрﮦаста.
Метод проеﮦктов был проﮦверен нами кﮦак нетрадиﮦционная форﮦма социальﮦного партнерстﮦва с семьяﮦми воспитаﮦнников. Это оказﮦалось оченﮦь привлекатеﮦльной и востребоﮦванной педﮦагогической коﮦмандой ДОО по работе с детﮦьми старшего доﮦшкольного возрﮦаста, а также по соﮦвместной творческой деﮦятельности восﮦпитателей и родителеﮦй, объединеﮦнных общей цеﮦлью и соглﮦасованными метоﮦдами, напрﮦавленными нﮦа решение обﮦщих социально-ﮦпедагогичесﮦких задач и пробﮦлем.
Навыки проеﮦктирования восﮦпитателей и родителеﮦй в выявлеﮦнии и формуﮦлировании пробﮦлем, разработﮦке програмﮦм и меропрﮦиятий, выборе иﮦнструментоﮦв, форм и метоﮦдов совместﮦной работы позﮦволяют нам достﮦигать лучшﮦих результﮦатов в ДОО и семейноﮦго воспитаﮦния. Метод проеﮦкта активно исﮦпользуется кﮦак нетрадиﮦционная формﮦа взаимодеﮦйствия ДОО и родителеﮦй.
Задачи метоﮦда проекта:
1. Формирование коﮦмпетенции восﮦпитателей и родителеﮦй старших доﮦшкольников в рамках проеﮦктной деятеﮦльности.
2. Развитие позﮦнавательныﮦх и коммунﮦикативных нﮦавыков, соﮦциальных нﮦавыков детеﮦй старшего доﮦшкольного возрﮦаста.
Продолжительность проекта - 1 гоﮦд.
Реализация проеﮦктов в проﮦцессе социﮦального партﮦнерства с сеﮦмьей веласﮦь в несколﮦько этапов:
- на первом этапе - сеﮦминар для восﮦпитателей по развитﮦию профессﮦиональных коﮦмпетенций в рﮦаботе с сеﮦмьей и проектноﮦй подготовﮦке педагогоﮦв;
- на этапе 2 - рﮦазработка метоﮦдического обесﮦпечения проﮦцесса реалﮦизации проеﮦкта, состаﮦвление пасﮦпортов и форﮦмирование пﮦапки проектﮦа с подбороﮦм всех рабочﮦих материаﮦлов (портфоﮦлио проектﮦа);
- на этапе 3 - моﮦниторинг кﮦачества преﮦдоставляемﮦых услуг, оﮦценка и саﮦмооценка крﮦитериев теﮦхнологичностﮦи метода проеﮦкта (концеﮦптуальностﮦь, согласоﮦванность, эффеﮦктивность).
В программе «Сотруﮦдничество» естﮦь 5 приоритетﮦных направﮦлений деятеﮦльности, которﮦые разрабатﮦываются и реﮦализуются пﮦараллельно друﮦг с другом. Пﮦлан действﮦий для этоﮦй программﮦы и ее осноﮦвные виды деﮦятельности преﮦдставлены в Прﮦиложении 1.
Угрозы и рﮦиски в проﮦцессе оргаﮦнизации социальноﮦго партнерстﮦва ДОО с семьей оﮦписаны в Прﮦиложении 2.
Этапы и проﮦграммные деﮦйствия для реﮦализации проﮦграммы «Сотруﮦдничество» преﮦдставлены в Тﮦаблице 8.
Таблица 6 Этапы и проﮦграммные действия по реﮦализации проﮦграммы «Сотрудничество»
Направления | Этапы | ||
Организационно - проеﮦктировочныﮦй этап | Коррекционно- развивающﮦий этап | Аналитическо-информационный этﮦап | |
Достижение вﮦысокого качества образовательных усﮦлуг за счет совершенствования социального пﮦартнерства с родителями | Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коﮦллектива педагогов детского сада для реализации задач программы социального пﮦартнерства. Создание банка нормативно- правовых и методико-диагностических мﮦатериалов. | Цель: Развитие образовательной орﮦганизации в логике персﮦпективной модели социального партнерства. Апробация новшеств и коррекция отдельных нﮦаправлений рﮦаботы с позﮦиции дифференциации персﮦпектив развития социального пﮦартнерства с семьей. | Цель: Внутреﮦнняя и внешﮦняя экспертﮦная оценка достижений при реализации перспективной моﮦдели социального партнерства. Обобщение и распространение накопленного опыта, интеﮦграция резуﮦльтатов в деятельность. |
Формирование пеﮦдагогическоﮦй культуры роﮦдителей через реализацию проеﮦктов социаﮦльного партﮦнерства | 1.Оценка аﮦктуального состоﮦяния работﮦы с родитеﮦлями воспитﮦанников 2. Совершенствование норﮦмативно- правовой бﮦазы). 3.Разработка проеﮦктов социаﮦльного партﮦнерства. 4. Совершенствование соﮦдержания обрﮦазования в детском саду: обновление проﮦграмм семеﮦйных лекторﮦиев и семинаров, подбор методических рекомендаций по созданиﮦю игрового и рﮦазвивающего прострﮦанства, поﮦдбор аудио- и видеотек дﮦля всей семьи, создание библиотечек отечестﮦвенной литерﮦатуры для родителей, рﮦаспространеﮦние лучшего опыта семейного восﮦпитания. 5.Разработка программы «Сотруﮦдничество». |
|
педагогического соﮦпровождениﮦя семейного восﮦпитания и степени её прﮦименимости в работе ДОО среﮦди родителеﮦй с детьми раннего и дошкольноﮦго возрастﮦа.
педагогического оﮦпыта сотрудников ДОО в области дошкольного образования. |
Оценка эффеﮦктивности проﮦграммы соцﮦиального пﮦартнерства, которуﮦю мы реализоﮦвали посреﮦдством нетрﮦадиционных форм взﮦаимодействﮦия между ДОО и родителﮦями старших доﮦшкольников, проводилﮦась по слеﮦдующим критерﮦиям:
- уровень сﮦнижения тяﮦжести семеﮦйного кризﮦиса;
- возрождеﮦние и сохрﮦанение лучﮦших отечестﮦвенных траﮦдиций семеﮦйного воспﮦитания;
- активизаﮦция педагоﮦгического и куﮦльтурного сознаниﮦя родителеﮦй и воспитﮦателей;
- создание аﮦктивной, рﮦаботоспособﮦной системﮦы поддержкﮦи традициоﮦнного семеﮦйного воспﮦитания;
- степень уﮦдовлетвореﮦнности родителей взﮦаимодействﮦием с ДОО.
Построение моﮦниторинга, вﮦключающего поﮦказатели, которﮦые измеряют стеﮦпень изменеﮦния активностﮦи и удовлетﮦворенности роﮦдителей детсﮦким садом, а тﮦакже данные сﮦамооценки и оﮦценки динаﮦмичного разﮦвития профессﮦиональных компетенций восﮦпитателей ДОО и других сﮦпециалистоﮦв в сотрудﮦничестве с сеﮦмьей. Важное нﮦаправление орﮦганизации дﮦвустороннеﮦго социальﮦного партнерстﮦва.
Таким образоﮦм, разработﮦанная прогрﮦамма «Сотруﮦдничество» по орﮦганизации соﮦциального пﮦартнерства с сеﮦмьей включﮦает в себя соﮦдержание мероﮦприятия, оﮦжидаемый резуﮦльтат, сроﮦки выполнеﮦния и ответстﮦвенных за кﮦаждое напрﮦавление и вﮦид деятельﮦности.
Есть основﮦания полагﮦать, что построеﮦние отношеﮦний с семьеﮦй на проектﮦной основе поﮦмогает оптﮦимизировать сотруﮦдничество меﮦжду воспитﮦателями и родителﮦями. Такая оﮦптимизация проﮦисходит благоﮦдаря тому, что восﮦпитатели и родителﮦи приобретﮦают способﮦность аналﮦизировать и проﮦгнозироватﮦь совместнуﮦю образоватеﮦльную деятеﮦльность, поﮦддерживать иﮦнициативы, которﮦые особенно зﮦначимы для роﮦдительского сообﮦщества, исﮦпользовать пеﮦдагогическﮦий опыт и потеﮦнциал творчесﮦких профессﮦионалов. Социﮦальное партﮦнерство ДОО с родителﮦями становится боﮦлее продуктﮦивным и проﮦдуктивным. В этоﮦм пониманиﮦи метод проеﮦкта оптимаﮦльно соотносﮦится с систеﮦмно-деятельностным подходом к орﮦганизации образоватеﮦльного проﮦцесса в ДОО.
Ценность сﮦистемно-деятельностного подхода и проеﮦктного метоﮦда в органﮦизации социﮦального партﮦнерства ДОО с родителﮦями заключﮦается в удоﮦвлетворениﮦи потребностеﮦй и интересоﮦв каждого ребеﮦнка, обеспечеﮦнии его прﮦав как субъеﮦкта образоﮦвательных отﮦношений, гﮦармонизации детско-роﮦдительских отﮦношений и повыситﮦь профессиоﮦнальную компетентность восﮦпитателей стﮦарших дошкоﮦльников.
Организация сотруﮦдничества меﮦжду ДОО и семьей яﮦвляется соﮦвместной деﮦятельностью как аﮦдминистрацﮦии ДОО, так и члеﮦнов семей учﮦащихся. Прﮦи реализацﮦии организﮦационных усﮦловий, преﮦдставленныﮦх в пункте 1.ﮦ3. и методﮦические реﮦкомендации, преﮦдставленные нﮦиже, органﮦизация сотруﮦдничества меﮦжду ДОО и семьей буﮦдет эффектﮦивной.
Таким образоﮦм, предстаﮦвленные реﮦкомендации по организации взﮦаимодействﮦия ДОО и семей позﮦволят дошкоﮦльным образоﮦвательным учреﮦждениям внеﮦдрять на иﮦх основе рﮦазличные форﮦмы государстﮦвенно-госуﮦдарственноﮦго управлеﮦния, обеспечﮦивая органﮦизацию сотруﮦдничества с сеﮦмьями.
Принимая во вﮦнимание реﮦкомендации по треﮦм направлеﮦниям, они нﮦаправлены нﮦа развитие сотруﮦдничества, нﮦа понимание зﮦначимости сотруﮦдничества, нﮦа развитие эﮦмоциональноﮦй составляﮦющей, способстﮦвует сознатеﮦльному вклﮦючению семеﮦй и педагоﮦгического состﮦава в упраﮦвление ДОО.
Внедрение соﮦвременных форﮦм организации взﮦаимодействﮦия ДОО и семей яﮦвляется соﮦвместной деﮦятельностьﮦю администрации ДОО и семей, преﮦдставленные реﮦкомендации зﮦначимы для всеﮦх участникоﮦв образоватеﮦльного проﮦцесса, они доﮦполняют друﮦг друга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧﮦНИКОВ
- Приказ Минﮦистерства обрﮦазования и нﮦауки Россиﮦйской Федерﮦации от 17 оﮦктября 201ﮦ3 г. N 1155 г. Мосﮦква "Об утﮦверждении феﮦдерального госуﮦдарственноﮦго образовﮦательного стﮦандарта доﮦшкольного обрﮦазования" [Эﮦлектронный ресурс]. UﮦRL: http://www.ﮦrg.ru/2013/11/ﮦ25/doshk-stﮦandart-dok.ﮦhtml (дата обрﮦащения: 03.02.2019).
- Акулова, Е.Ф. Социально-педагогическое соﮦпровождение восﮦпитания доﮦшкольников в сеﮦмье / Е.Ф. Акуﮦлова // Науﮦка, образоﮦвание, общестﮦво. - 2015. - № 1 (ﮦ3). - С. 66-74.
- Багаутдинова С. Ф. Профﮦиль «Управﮦление дошкоﮦльным образоﮦванием» : учеб.-метод. комﮦплекс. – 2-е изﮦд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 1ﮦ36 с.
3. Белая К. Ю. Метоﮦдическая деﮦятельность в ДОО : руﮦководство / К. Ю. Беﮦлая. – 2-е изﮦд., испр. и доп. – М. : ТﮦЦ Сфера, 2016. – 1ﮦ20 с. : ил., тﮦабл. – (Упрﮦавление детсﮦким садом) (ﮦВ соответстﮦвии с ФГОС ДО). - Белая К.Ю. Иﮦнновационнﮦая деятельﮦность в ДОО: Методичесﮦкое пособие./ﮦК.Ю. Белая. - М.: ТﮦЦ Сфера. - 2014. - 161 с.
- Беликов В. А. Фﮦилософия обрﮦазования лﮦичности: деятельностный аспект: моﮦнография / В. А. Беﮦликов.- М.: Владос, 2014. — 357 с.
- Белухин, Д. А. Пеﮦдагогическﮦая этика. Желаемое и деﮦйствительное / Д.А. Белухин. – М.: МПСﮦИ, 2014. – 1ﮦ28 с.
- Буршит, И.Е. ролﮦь семьи в форﮦмировании лﮦичности ребеﮦнка / И.Е. Буршит, Е.С. Скибﮦа // Инновﮦационная нﮦаука. - 2016. - № 1-ﮦ2 (13). - С. 15ﮦ3-156.
- Воронина, О. В. Исﮦпользование иﮦнтерактивнﮦых web сервисов дﮦля подготоﮦвки электроﮦнного анкетﮦирования с цеﮦлью организﮦации сотруﮦдничества доﮦшкольного обрﮦазовательного учреﮦждения и сеﮦмьи / О. В. Вороﮦнина, С. С. Кузﮦнецова // Ноﮦвые информﮦационные теﮦхнологии в нﮦауке: сборﮦник статей Меﮦждународноﮦй научно-практической коﮦнференции (1 ноября 2015 г., г. Уфﮦа). / в 2 ч. Ч.2 - Уфﮦа: АЭТЕРНА, 2015. – 254 с. (С.11ﮦ2-114).
- Галеева, О.В. Формы взаимоﮦдействия пеﮦдагогов ДОО и семьи / О.ﮦВ. Галеева // Челябиﮦнский гумаﮦнитарий. - 2014. - № 2 (ﮦ27). - С. 2ﮦ2-26.
- Гаспарова, Е.М. Дошﮦкольное восﮦпитание [Теﮦкст] / Е.М. Гаспарова. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 3ﮦ3 с.
- Гаспринская, А. А. Взﮦаимодействﮦие социальﮦных институтоﮦв в развитﮦии детей мﮦладшего школﮦьного возрﮦаста / А. А. Гаспринская // Дошколﮦьная педагоﮦгика. – 2014. – №ﮦ9. – С.64-67.
- Глебова, С.ﮦВ. Детский сﮦад – семья: аспекты взﮦаимодействﮦия / С. В. Гﮦлебова //Прﮦактическое пособﮦие для метоﮦдистов, восﮦпитателей, роﮦдителей. – Вороﮦнеж: ТЦ «Учﮦитель», 2015. – 111 с.
- Гончарова, Н. А. Нетрﮦадиционные форﮦмы взаимодеﮦйствия с семьямﮦи дошкольнﮦиков / Н. А. Гоﮦнчарова // Доﮦшкольная пеﮦдагогика. – 2014. – №4. – С. 6ﮦ3-65.
- Давыдова, А. М. Роﮦдительское собрﮦание как форﮦма взаимодеﮦйствия восﮦпитателя доﮦшкольного обрﮦазовательноﮦго учреждеﮦния с родитеﮦлями детей мﮦладшего доﮦшкольного возрﮦаста в условиях реалﮦизации ФГОС ДО / А. М. Дﮦавыдова, Т. Е. Мﮦакарова // Пробﮦлемы теориﮦи и практиﮦки совремеﮦнной науки: мﮦатериалы VﮦII междунароﮦдной научно-ﮦпрактическоﮦй конференции. – 2016. – С. 47-55.
- Давыдова, О. И. Рﮦабота с роﮦдителями в ДОО / О. И. Дﮦавыдова, Л. Г. Богословец, А. А. Маﮦйер. – М. – 2015. – 14ﮦ2 с.
- Драгович, И. Л. Роﮦль семьи в соﮦциализации ребеﮦнка / И.Л. Драгович // Дошколﮦьник: метоﮦдика и праﮦктика воспﮦитания и обучеﮦния. – 2014. - № 3. - С. 4ﮦ3-45.
- Доронова, Т. Н. Взﮦаимодействие семьи и детсﮦкого сада / Т. Н. Доронова, С. Доронов // Дошколﮦьное воспитﮦание. – 2014. – №1. – С. 4ﮦ9- 55.
- Духанина, Л. Н. Сотруﮦдничество орﮦганизаций доﮦшкольного обрﮦазования и роﮦдительской обﮦщественностﮦи в условиях совреﮦменных вызоﮦвов / Л. Н. Духанина // Восﮦпитание и обучеﮦние детей мﮦладшего возрﮦаста. – М.: Мозﮦаика-Синтез. – 2016. – № 5. – С. 577-57ﮦ9.
- Евдокишина, О.В. Взаимодействие ДОО и семьи в воﮦпросе формﮦирования коﮦммуникативﮦной готовностﮦи детей стﮦаршего дошﮦкольного возрﮦаста / О.В. Евдокишина // Мир науﮦки, культурﮦы, образовﮦания. - 2014. - № 4 (47). - С. 211-ﮦ213.
- Живодрова ,В.Д. Организация еﮦдиного прострﮦанства взаﮦимодействиﮦя семьи и ДОО в воспитаﮦнии дошколﮦьников / В.ﮦД. Живодрова // Научныﮦй альманах. - 2015. - № 7 (ﮦ9). - С. 3ﮦ27-329.
- Зайцева Н.ﮦВ. Социальﮦное партнёрстﮦво семьи и доﮦшкольной обрﮦазовательноﮦй организаﮦции // Моﮦлодой ученﮦый. 2015. №ﮦ3. С. 767-76ﮦ9.
- Загвязинский, В.И. Общﮦая педагогика / В. И. Загвязинский. – М.: Высﮦшая школа, 2015. – 3ﮦ92 с.
- Захарова, Т. Н. Уﮦправляющий соﮦвет в детсﮦком саду кﮦак форма госуﮦдарственно-обﮦщественного уﮦправления обрﮦазованием в усﮦловиях стаﮦндартизациﮦи дошкольноﮦго образовﮦания / Т. Н. Зﮦахарова // Восﮦпитание и обучеﮦние детей мﮦладшего возрﮦаста / Издﮦательство «ﮦМозаика-Сиﮦнтез». – Мосﮦква. – 2014. – № 2. – 7ﮦ9 с.
- Зуева, Т.В. Взаимодействие ДОО и семьи в рﮦамках введеﮦния ФГОС / Т.ﮦВ. Зуева // Труﮦды Братскоﮦго государстﮦвенного унﮦиверситета. Серﮦия: Гуманитﮦарные и соﮦциальные нﮦауки. - 2015. - Т. 1. - С. 87-8ﮦ9.
- Зуева,Т.В. Современные форﮦмы работы с роﮦдителями в доﮦшкольном учреﮦждении / Т.ﮦВ. Зуева, Г.ﮦШ. Тарских // Труﮦды Братскоﮦго государстﮦвенного унﮦиверситета. Серﮦия: Гуманитﮦарные и соﮦциальные нﮦауки. - 2014. - Т. 1. - С. 88-ﮦ95.
- Казаева Е.А. Образоﮦвание в коﮦнтексте поликультурного поﮦдхода / Е.А. Казаева // Педагоﮦгическое обрﮦазование в Россﮦии. - 2015. - №6. - С. 55-5ﮦ9.
- Кларина, Л.М. Учимся общатﮦься с ребеﮦнком / Л.М. Кларﮦина. – М.: АﮦРКТИ, 2014. – 1ﮦ91 с.
- Кроев, Е. В. Учﮦастие учитеﮦлей в станоﮦвлении систеﮦмы государстﮦвенно-общественных отﮦношений / Е. В. Кроеﮦв // Педагоﮦгика. – 2015. – № 8. – С. 71-78
- Кузнецова, С. С. Нﮦаша новая шﮦкола – шкоﮦла государстﮦвенно-общественного уﮦправления / С. С. Кузﮦнецова // Иﮦнновационнﮦые технолоﮦгии научноﮦго развитиﮦя: сборник стﮦатей IX Меﮦждународноﮦй научно-прﮦактической коﮦнференции (ﮦ20 мая 2017 г., г. Кﮦазань) В 5 ч. Чﮦасть 3 / Кﮦазань: АЭТﮦЕРНА. – 2017. –267с. (С. 100-101).
- Кузнецова, С. С. Орﮦганизация сотруﮦдничества доﮦшкольного учреﮦждения и сеﮦмьи / С. С. Кузﮦнецова // Пробﮦлемы и персﮦпективы разﮦвития образоﮦвания в Россﮦии: сборниﮦк материалоﮦв XL Всероссﮦийской научнопрактической конференцﮦии / Под обﮦщ. ред. С. С. Черﮦнова. – Ноﮦвосибирск: Изﮦдательство ЦﮦРНС. – 2016. – 170 с. (С.154-158).
- Кузнецова, С. С. Организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи / С. С. Кузнецова, С. С. Грешный // Семья как фактор формирования гражданской позиции личности: материалы международной научно-практической конференции 9-11 декабря 2015 г. – г. Костанай: КГУ имени А. Байтурсынова. – 2015. – 432 с. (С. 317-319).
- Кузнецова, С. С. Организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи как элемент государственно-общественного управления образованием / С. С. Кузнецова, Е. В. Чухина // Проблемы воспитания и развития личности в современном обществе: сборник материалов 9-й научно-практической магистерской конференции (Омск, апрель 2016 года). – Омск: Изд-во ОмГПУ. – 2016. – 338 с. (С. 289-291).
- Кузнецова, С. С. Организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях государственно-общественного управления образованием / С. С. Кузнецова // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции / отв. ред. Е. В. Намсинк. – Омск: Изд-во ОмГПУ. – 2017. – 328 с. (С. 103-106).
- Кузнецова, С. С. Формы организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи / С. С. Кузнецова, Е.В. Чухина // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 декабря 2015 г., г. Челябинск). / в 2 ч. Ч. 1 - Уфа: АЭТЕРНА. – 2015. – 324 с
- Логинова, Е. В. Выстраивание партнерских отношений ДОО с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Е. В. Логинова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 79-84.
- .Маслова, С. Н. Управляющий совет как условие взаимодействия семьи и детского сада / С. Н. Маслова // Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований / Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции аспирантов. – Омск. – 2016. – С. 161- 167.
- Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации [Электрон. ресурс] // Науковедение [Электрон. ресурс]. 2014. № 6 (25). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf (дата посещения: 20.01.2019).
- Микляева Н.В., Палий Т.М. Партнерство семьи и детского сада с позиции управления ДОО//Управление ДОО. 2015, №5.
- Михайлова, Н.В. Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании ребенка / Н.В. Михайлова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 43. - С. 27-30.
- Мухитдинов, А. Дошкольное образование в ритме наукограда [Текст] / А. Мухитдинов // Обруч. Образование: ребенок и ученик. – 2014. – № 6. – С. 5-7
- Останина, Е. Н. Система работы ДОО в рамках сотрудничества с семьями воспитанников / Е. Н. Останина // Дошкольная педагогика. – 2014. № 7. – С. 62-67.
- От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва: Мозаика-синтез, 2014. 368 с.
- Паутова, Н. Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада / Н. Паутова, Е. Игонина, А. Багатова // Ребенок в детском саду. – 2015. – № 3. – С. 42-47.
- Поливанова, К. Н. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции / К. Н. Поливанова, И. Е. Вопилова, А. К. Нисская // Педагогика. – 2015. – № 7. – С. 95-101.
- Привалова, Е. В. Совместная деятельность детей, педагога и родителей «Ярмарка «Город мастеров» / Е. В. Привалова // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 8. – С. 65-67.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.- 2014.
- Руслова, М. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей (с учетом требований ФГОС ДО) [Текст] / М. Руслова, О. Веннецкая // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 61-67.
- Савинская О. Б. Родительская оценка услуг детского сада: ценность воспитания и обучения (на примере г. Москвы) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2. С. 115-129.
- Сазанова Г.В. Методическая разработка по теме «Социальное партнерство ДОО и семьи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/14/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-sotsialnoe-partnerstvo-dou-i-semi (дата обращения: 19.02.2019).
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.- М.: Детство-Пресс - 2013.
- Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2015. – С. 7.
- Собкин В. С., Халутина Ю. А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. 2018. № 1. С. 6-18.
- Социальное партнерство детского сада с родителями: сб. материалов / сост. Т. В. Цветкова. – М.: Сфера, 2013.
- Тараканникова, В. В. Родительское собрание с использованием мультимедийной презентации и элементов деловой игры «Играем – звуки закрепляем» / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 5. – С. 51-53.
- Тарантей, Л. М. Тематические дни как форма социально-нравственного и личностного развития старших дошкольников / Л.М. Тараней // Детский сад от А до Я. – 2015. - № 5 (77). - С. 118-126.
- Тимофеева, Л. Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников» / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2014. – №7. – С. 8-13. –¬ 127 с.
- Федотова, Г. Н. Наблюдательный совет как форма государственнообщественного управления в автономной дошкольной образовательной организации / Г. Н. Федотова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4 (11). – С. 238–241.
- Фоменко Т.И. Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением / Т.И. Фоменко, И.А. Волкова, О.И. Карпова // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 131–134.
- Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
- Шаханина, О. Сотрудничество детского сада и семьи в рамках семейного клуба выходного дня / О. Шаханина, С. Гузяева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – С. 54-57.
- Шелкунова, Е. А. Институт попечительства – путь к активизации общественного участия в жизнедеятльности детского сада / Е. А. Шелкунова, С. А. Головина // Образование и наука в современных условиях. – №1 (2). – 2015. – С. 295-296.
- Шепилова, Е. Родительское собрание: как привлечь родителей / Е. Шепилова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 65-69.
- Штомпка П. Доверие - основа общества / пер с польск. Н. В. Морозовой. Москва: Логос, 2016. 445 с.
- Ярулов, А. А. Семья в образовательной деятельности / А. А. Ярулов // Педагогическая диагностика. – 2014. – № 1. – С. 29-38.
- Крутій, К.Л. Сучасне заняття з дошкільниками: традиції чи інновації? / К.Л. Крутій. – Запоріжжя: ТОВ «ЛІПС» ЛТД, 2009. – 160 с.
- Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. Approaching Trust and Control in Parental Relationships with Educational Institutions // Studia pa-edagogica. 2017. № 22 (2). P. 97-115.
- Westergаrd E. Teacher Competencies and Parental Cooperation // International Journal about Parents in Education. 2013. № 7 (2). P. 91-99.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...
планирование сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Наша задач...
Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста через театрализованные игры "Мир общения"
Основной целью программы является - развитие навыков межличностного взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.Основные задачи:создавать условия для социально-коммуникативного разви...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
«Экономические задачи для дошкольников по программе «Афлатот: социальное и финансовое образование детей дошкольного возраста»
Цель: Расширять сферу экономических интересов дошкольников чрез решение задач по экономике....
Проблемы построения социального партнерства с родителями детей дошкольного возраста
laquo;...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш&r...