Кружок "Умелые руки"
методическая разработка (подготовительная группа)
Формирование художественно-эстетического развития детей в процессе овладения приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
administratsii_gorodskogo_okruga_saransk.docx | 91.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации городского округа Саранск
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
Рассмотрена и одобрена Утверждено
на заседании заведующей МДОУ
педагогического совета «Детский сад №5»
протокол № Антоновой Л.В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
Возраст детей: от 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Каштанова Е.П.
г.о. Саранск 2019-2020 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы |
Ст.3 |
2. | Пояснительная записка |
Ст.5 |
3. | Учебно-тематический план |
Ст.14 |
4. | Содержание изучаемого курса |
Ст.17 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
Ст.30 |
6. | Список литературы |
Ст.37 |
7. | Приложения |
Ст.39 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» (далее-Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель Каштанова Елена Петровна |
Организация-исполнитель программы | МДОУ «Детский сад №5» |
Адрес организации исполнителя | 430033, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Севастопольская, 86, тел.55-13-25 |
Цель программы | Формирование художественно-эстетического развития детей в процессе овладения приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов. |
Направленность программы | Художественно-эстетическое |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы | Адаптированная |
Уровень реализации программы | Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; Практическую работу осуществляет педагогический коллектив. |
Ожидаемые конечные результаты программы | - Овладение детьми разными приёмами работы с бумагой ; умение использовать в работе разные материалы. - Более глубокие знания детей о техниках работы с бумагой и другими материалами (основные элементы и базовые формы). -Формирование чувства композиции, умение соблюдать пропорции частей изображаемых предметов, сочетать цвета для более выразительной передачи изображаемых объектов и явлений. -Умение детей создавать сюжетные и декоративные композиции. -Развитие и коррекция психических процессов: восприятие (зрительное и слуховое), мышление, память, воображение. -Развитие эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства; -Развитие у детей зрительно-пространственной координации, умения слушать воспитателя, принимать поставленную задачу и находить способ её решения, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей.
Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно – потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».
Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание.
Одним из универсальных средств является ручной труд.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.
Содержание программы «Умелые руки» предполагает развитие творческих способностей детей при работе с бумагой и использовании и других материалов.
Программа построена « от и трансформируя их. простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разных техник (объёмные поделки из бумаги, скручивание полосок, торцевание, айрис фолдинг, бумагопластика, квиллинг, коллажи из разных материалов, силуэтное вырезывание )
В процессе реализации программы формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям.
Занятия интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою поделку он может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.
2.1 Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы:
По тематической направленности-художественно-эстетическая,
По функциональному предназначению-познавательная,
По форме организации-кружковая,
По времени реализации-годичная.
2.2 Новизна.
Учитывая, что современному обществу нужны всесторонне развитые, уверенные в себе личности, а личность, как известно, формируется с самого раннего возраста, перед педагогами и родителями возникает проблема адаптационного периода «домашних» детей к детскому саду (начальной школе), недостаток трудового опыта, неумение оценить свои силы часто приводят к тому, что дети сначала теряют уверенность в своих силах, а затем и интерес к творчеству. Программа призвана помочь детям с самого раннего возраста стать уверенными и творчески мыслящими людьми, – в этом состоит её актуальность.
Общеразвивающая образовательная программа «Умелые руки», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха» и выразить себя как личность.
2.3 Актуальность программы.
Актуальность программы дополнительного образования в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
2.4 Отличительные особенности программы.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
2.5 Педагогическая целесообразность.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
2.6 Цель программы.
Формирование художественно-эстетического развития детей в процессе овладения приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов.
2.7 Задачи программы.
1. Обучающие:
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник работы с бумагой.
- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой.
- Формировать у детей умение следовать устным инструкциям.
- Учить создавать композиции с изделиями выполненными в различных техниках
работы с бумагой.
- Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях. Формировать оценочное отношение к результатам деятельности (своей и сверстников)
2. Развивающие:
- Развитие речи детей, умение выражать своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать словарь детей специальными терминами
- Развитие у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие.
Обучающие:
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник работы с бумагой.
- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой.
- Формировать у детей умение следовать устным инструкциям.
- Учить создавать композиции с изделиями выполненными в различных техниках
работы с бумагой.
- Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях. Формировать оценочное отношение к результатам деятельности (своей и сверстников)
3. Воспитательные:
-Воспитание у детей интереса к работе с бумагой и другими материалами
-Воспитание у детей эмоционально-эстетические чувства, эмоциональную
отзывчивость при восприятии произведений искусства.
-Воспитание аккуратности в работе, желание доводить начатое дело до конца.
2.8 Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – подготовительный дошкольный возраст (6-7 лет).
2.9 Сроки реализации программы
Срок реализации: программа рассчитана на девять месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Длительность одного периода НОД в группе 6-7 лет (первый год обучения) – 30 мин. (СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26).
2.10 Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек.
Формы организации занятий:
-совместная игровая-художественно-эстетическая деятельность взрослого и детей.
-индивидуальная-беседы;
-занятия формирования и закрепления знаний и умений.
Организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МДОУ Детского сада №5.
Форма детского образовательного объединения-секция.
Продолжительность занятия | Периодичность занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество | |
Часов в год | Занятий в год | |||
Старшая группа 30 минут. | 1 раза | 30 минут | 930 | 31 |
2.11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
С позиций компетентностного подхода у воспитанников должны быть сформированы следующие компетенции:
- информационно-познавательная (умение создавать творческие работы и разыгрывать воображаемые ситуации; самостоятельно выбирать интересующий вид деятельности на практических занятиях);
-социокультурная (умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения; любовь к природе, животным, родителям; умение давать правовую оценку поступкам других людей и оценивать свои действия);
- коммуникативная (умение адаптироваться в детском сообществе; слушать и анализировать информацию, получаемую от педагога)
2.12 Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера,
недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня. Показ презентации, создание журнала образцов - нетрадиционные техники рисования «Чем мы только не рисуем».
Освоение детьми содержания программы изучается в процессе продуктивной деятельности детей (заполняются карты наблюдений автор Казакова Т.Г.); изучаются продукты творческой деятельности детей (диагностика «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.); детские достижения презентуются на выставке детского творчества «Узорных дел мастера».
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Раздел (тема) | Количество часов | ||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
Раздел 1.«Осенняя фантазия» | ||||||||
1.1. | Вводное занятие | 1 занят. | 30мин. | 10 | 20 | |||
1.2. | Аппликация | 4 занят. | 30мин. | 10 | 20 | |||
1.3. | Лепка из пластилина | 2 занят. | 30мин. | 10 | 20 | |||
1.4. | Оформительская деятельность | 3 занят. | 30мин. | 10 | 20 | |||
Раздел 2. «Зимушка-зима» | ||||||||
2.1. | Мастерская Деда Мороза | 4 занят. | 30 мин. | 10 | 20 | |||
2.2. | Искусство оригами | 4 занят. | 30 мин. | 10 | 20 | |||
2.3. | Скрапбукинг | 3 занят. | 30 мин. | 10 | 20 | |||
Раздел 3. «Весеннее настроение» | ||||||||
3.1. |
Лепка из соленого теста | 3 занят. | 30мин. | 10 | 20 | |||
3.2. | Аппликация из полос цветной бумаги | 2 занят. | 30 мин. | 10 | 20 | |||
3.3. | Поделки из ниток | 2 занят. | 30 мин. | 10 | 20 | |||
3.4. | Объемные поделки | 2 занят. | 30 мин. | 10 | 20 | |||
3.6. | Итоговое занятие | 1 занят. | 30 мин. | 10 | 20 | |||
Итого | 31 | 930 | 310 | 620 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Структурные элементы занятий
№ | Название темы | Краткое описание темы | |
1. | «Вводное занятие» | 1.Знакомство с программой объединения. Правила техники безопасности. Используемые при работе материалы и их свойства. (30 минут) | |
2. | «Аппликация» | 1.Технология изготовления аппликации из цветной бумаги, аппликация из природного материала, аппликация из салфеток. Понятие о шаблоне. Способы вырезания мелких и симметричных деталей (30мин.). 2.Изготовление аппликаций из цветной бумаги 3.«Мухомор» Обрывная аппликация 4.«Золотая рыбка» | |
3. | «Лепка» | 1.Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративно-прикладного творчества. Знакомство со основными деталями и формами. 30 мин. Лепка из пластилина с использованием природного материала 2«Ежик из семечек» | |
4. | «Оформительская деятельность» | 1. Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры (1 час). 2.«Отпечатки листьев» 3.«Стенгазета ко Дню матери» | |
5. | «Мастерская Деда Мороза» | 1.Рассказ об истории Нового года, о традиции дарить подарки своими руками (30 мин.). 2. Изготовление поделок «Белый медведь» 3.«Снеговик из ватных дисков» 4.«Варежка» | |
6. | «Искусство оригами» | 1.Знакомство с основными базовыми формами в технике одностороннего и объемного оригами (30мин.). Одностороннее оригами 2.«Домик» 3.«Грибок») 4.Объемное оригами «Кораблик»
| |
7. | «Скрапбукинг» | 1.Знакомство с техникой скрапбукинг. Показ образцов открыток и коллажей (30 мин.). Изготовление открыток 2. «Дорогому папе» 3.«Любимой маме» | |
8. | «Лепка из соленого теста» | 1.Знакомство с составом соленого теста, его свойствами, техникой работы, инструментами (30 мин.) 2. «Домики» 3. «Подкова на счастье». | |
9. | «Аппликация из полос цветной бумаги» | 1.Знакомство с аппликацией из полос цветной бумаги (30 мин.). 2. «Солнышко» | |
10. | «Поделки из ниток» | 1.Изучение свойств волокнистых материалов, правил работы с нитками (30 мин.). Изготовление поделок 2.«Куклы из ниток» | |
11. | «Объемные поделки» | 1. Беседа об объемных поделках. Показ образцов, знакомство с техникой изготовления (30 мин.). 2. Изготовление объемных поделок «Медвежонок», | |
12. | «Итоговое занятие» | 1. Подведение итогов за год. Организация выставки работ обучающихся |
5. Методическое обеспечение программы
5.1 Формы занятий.
Форма занятий –игровая.
5.2 Приёмы и методы организации.
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:
· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
5.4 Дидактический материал
- Наборов разнофактурной бумаги.
- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
- Соленое тесто.
- Демонстрационного наглядного материала.
5.4 Техническое оснащение занятий.
Магнитофон,
Ноутбук.
Диски
Доска
Фланелеграф
Бумага для черчения формата А4 и А3
Гуашевые, акварельные, акриловые краски
Пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь
Цветной картон разного размера
Соленое тесто
Салфетки бумажные и тканевые
Папиросная бумага
Ватные палочки
Клей ПВА
Штампы фабричного производства
Трафареты из картона
Цветная бумага
Пластилин
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапова И. Давыдова М. Аппликация. - М.: «ЛАДА», 2008. - 192с.
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из бумаги. - М.: Оникс, 2010. - 32 с.
- Выгонов В. В. Игрушки и поделки из бумаги. - М.: Издательский дом «МСП», 2014 - 128 с.
- Выготский Л. С. Психология творчества. - М.: Просвещение, 2016.-125с.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим, как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2011. - 224с.
- Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. - СПб.: Детство-пресс, 2008. - 32с.
- Петрова И.М. Театр на столе. - СПб: Детство-пресс, 2006.-80с.
- Полунина В.Н. Искусство и дети. - М.:Просвещение,2003. -234с.
- Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2008 . - 271с.
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство -пресс, 2008. - 64с.
- Соколова С. В. Сказки из бумаги. - СПб.: ЗАО «Валери», 2013. -224 с.
- Соколова-Кубай Н.Н. Узоры из бумаги. - М.: Культура и традиции, 2006. - 80 с.
- Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. - М.: Айриспресс, 2007. - 160 с.
- Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. - М.: Линка-Пресс, 2004.-200с.
- Халезова Н.Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение,2015.-144 с.
Интернет –ресурсы
10.http://icqprosto.ru/
11.http://irina-vlas.my1.ru/index/kruzhok_quot_ochumelye_ruchki_quot/0-15
12.http://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota/4853-plan-kruzhka-ochumelye-ruchki.html
13.http://stranamasterov.ru/
14.http://www.numama.ru/blogs/podelki-s-detmi
15.http://www.babylessons.ru/category/podelki-s-detmi/
16.http://allforchildren.ru/article/
17.http://www.millionpodarkov.ru/podelki/
18.http://www.alegri.ru/rukodelie/podelki-dlja-detei
19.http://yandex.ru/images/
20. http://icqprosto.ru/lektsii/uroki/kruzhok-ochumelye-ruchki/
7.ПРИЛОЖЕНИЯ
ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья
с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске.
Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на
лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной
отпечаток растения.
Тема: .Осень на опушке краски разводила.
Цели 3анятия:
1 . Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную
отзывчивость на красоту осени.
2. Ознакомить с новым видом изобразительной техники - «печать
растений •.
3. Развивать у детей видение художественного образа и замысла
через природные формы.
4. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
• листья разных пород деревьев (4-5 видов);
• 2 альбомных листа, размер А4;
• набор гуашевых красок;
• кисть;
• стаканчик с водой;
• салфетка;
• репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень» ;
• корзинка для сбора листьев;
• трафареты листьев из цветного картона для игры.
Предварительная работа: наблюдения за осенней природой
во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа
о приметах осени, рассматривание Иллюстраций с изображением
осенней природы.
Учить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам
материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
В учебный процесс можно включить размазывание краски
пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так
далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные
изобразительные техники.
Ход занятия:
1. Организационная часть
Педагог предлагает детям послушать сказку о листике:
.. в одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все
листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев
были не тяжелые - лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце.
А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком
мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал.
Видит, идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул
в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принес он листик домой. В до
ме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим
друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернется в трубочку
и его выбросят. Тогда листик закричал: .. Ветер, Beтер. Ветер был
его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он
листO't8К И понес его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на
прощание листику: .. Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает,
засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом - парком».
Пeдaгог: -Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление,когда листики опадают?
Дети. это листопад.
Педагог. -Верно. А почему дерево сбрасывает листья осенью? (Становится
холодно , зимой веточкам дерева будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает.)
Педагог уточняет и добавляет ответы детей:
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот
приближается осень - и листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на желтый или красный и опадают. На это есть ряд причин: первая - с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ; вторая - вода в почве зимой замерзает и до веточек и листьев не доходит; ну и третья причина листопада – защитить ветки дерева от тяжести выпавшего зимой снега.
Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам, паркам. На следующий гoд на дереве появляются новые листики.
Листопад
Опавшей лист ваш разговор еле слышен:
- М ы с кленов .. .
- Мы с яблонь .. .
- Мы с вязов .. .
- Мы с вишен .. .
- С осинки ...
- С черемухи ...
- С дуба ...
- С березы ...
Везде листопад:
На пороге - морозы!
Ю. Капотов
Педагог'. Осенью листья на деревьях становятся не только желтыми, но и красными , оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовым и. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья . Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое врем я года художник на ней изобразил.
Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень - великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой -
как хорош ты, лист цветной! . .
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый , золотой . . .
Облетел весь лист цветной! ..
И. Михайлова
Педагог предлагает детям полетать вместе с листиками и ветерком.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели .
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Физкультминутка
«ЛИCТIИКИ»
Дети покачивают листиками в руках над головой. Бег в разных направлениях. Приседают. Встают, поднимают руки с листочками вверх, окачивают ими. Бег в разных направлениях. Возвращаются на свои места.
Педагог. В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите
на них; думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем-то отличается от другого: величиной , формой, расцветкой . дети рассматривают листья, выбирают понравившиеся .
Педагог. Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки - веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок - палочку, с помощью которой листики держатся на веточках. Черенок напоминает ствол.
Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.
2. Практическая часть
1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (желтой, красной и т.д.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края . Делать это лучше на отдельном листе бумаги.
2. Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким , смазанным.
3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности
бумажного листа.
4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать
в другом месте композиции. листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным. Можно повторно использовать уже окрашенный листик, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.
5. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать
стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.
З. Итог занятия
Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»
Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит:
.Кленовый листок, лети в мой кузовок •. Дети, у которых в руках листочки
клена, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,
С веточек листву сдувает.
Листья на ветру кружатся
и под ноги нам ложатся.
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем.
Дети берутся за руки и идут по кругу. Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону. Разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают. Опять собираются в кружок.
Педагог. У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми
деревьями. Это листики-отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, eгo свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.
Тема: «Ветка рябины»
Целu 31U1J1mllR:
1 . Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразитель-
ное средство.
2. Учить анализировать натуру, вьшелять ее признаЮf и особенности.
З. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
4. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику
рук.
МатериОА дА.Я 31U1J1mllR:
• альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного
цвета;
• дополнительный лист, размер 1/2 А4;
• набор гуашевых красок;
• кисть;
• стаканчик с водой;
• влажная салфетка;
• фартук;
• гроздь рябины - натура или фотоиллюстрация.
IlpeiJварumельнQЯ работа: наблюдения за рябиной во время прогулок.
Ход Э8IIJIТIIJI
1. ОрraннзациОIDlU часть
Педагог. Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются
заморозки, последние перелетные птицы покинули наши
2* II
края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже не радует
нас разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется .
Если внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски.
Осень
Осыпается весь наш бедный сад,
Л истья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются , там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой
Пeдaroг. Словно девушка-молодушка, тонкоствольная и стройная
, стоит рябинушка в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль
из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Ряби на
- не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтиcь
зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие
и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся
приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды
рябины.
3ara.цкa
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдЯ, его клюют.
Птицы стаей садятся на дерево и склевывают ягоды, часть ягод падает
в снег. Пролежат они под снегом всю зиму, а весной, только
снег начинает таять, птицы вновь находят для себя вкусную еду.
И хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенье
и джемы, делают лекарственные настои , которые спасают от ряда
недугов. Детям ягоды рябинки тоже нравятся, из них они с удовольствием
делают себе украшения: бусы и браслеты.
12
Физкультмииутка
«Рябина-
На тропинке - тень, солнечная
сетка.
Через тын, через плетень свесилась
ветка.
Прибеry,
Прис качу,
На носках привстану,
Поднять руки вверх, nокачать ими влевовправо.
Наклониться вниз, руки - к HOCKOJrI Н(М.
Легкий бег.
Прыжки на месте с наги на ногу.
Привстать на носках.
Ветку за косы схвачу, ягоды
достану.
Хватательные движения руками поочередно.
у плетня посижу и на шелковинку
Осторожно нанижу ягоду-рябинку.
Бусы горькие надень, веточка,
ветка!
На тропинке - тень, солнечная
сетка.
Е. Благинина
Присесть, руки - на колени.
ИмитациJl движения - нанизывание Jlгoд
на HumO'lKY.
Встать, «надет"" бусы на шею.
){лоnки в ладоши.
Педаror. Но невеселая стоит рябинка в осеннем уборе, грусть-печаль
ее , голубушку, гложет.
Говорила рябина рябинке:
- Отчего ты, подружка, в кручине?
Отчего такой пасмурный вид?
Что за боль твое сердце щемит?
Orвечала рябине рябина:
- Orтoгo меня гложет кручина,
Что уже на пороге зима,
Что уже на подходе метели,
Ведь недаром - подумай сама! -
Наши ветки вчера облетели.
Н. Некрасов
2. Практическая часть
Педагог предлагает детя м рассмотреть ветку рябины и украсить
группу красивыми панно с ее изображением.
13
Педаroт. Панно у нас с вами будет черного цвета, чтобы подчерJCнуть
яркие краски ягод и разноцветных листиков. Ягоды у рябины
собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал,
внутри которого собраны ягоды-кружочки. Они практически одного
размера, как сестры-близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет
их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который
поможет нам с вами успешно справиться с этой задачей . Мы попробуем
напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих
пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть
в красную краску, а затем при макнуть его к поверхности листа . А так
как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить
рядышком, близко друг к другу.
дети упражняются в приеме примаки вания на дополнительном листе,
затем вытирают палеи влажной салфеткой.
Педаroг. Листики у рябины сложные, на одном черенке их несколько:
все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила
листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются
один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть
практически невозможно, как ни приглядываЙся. Чтобы изобразить
листочки, мы воспользуемся самым маленьким пальчиком на
нашей руке - мизинчиком, его боковой стороной. Но теперь пальчик
не будем окунать в краску, а используем кисточку. Наберите
краску любого яркого цвета на кисть и покрасьте боковую сторону
мизинца, а затем прислоните пальчик окрашенной стороной к поверхности
бумажного листа . У вас получился отпечаток одного листочка.
А чтобы выполнить сложный листик полностью, концом
кисти нужно нарисовать палочку-черенок и с обеих сторон напечатать
парные листочки и один непарный - наверху черенка. Чтобы
листики получились многоцветными, на боковую сторону пальчика
можно наложить 2-3 цвета гуаши, при примакивании краски вольются
одна в другую, и вы получите листочки с пестрой окраской .
Отработка приема выполнения листочков
Далее дети выстраивают композицию на тонированном листе,
первоначально кистью нарисовав веточки-черенки, а приемом примакивания
изображая ягоды и листики.
14
в проuессе работы педаroг следит за тем, как рисуют дети . Напоминает,
чтобы они аккуратно и правильно использовали краски,
своевременно вытирали пальuы влажной салфеткой.
3. Итог 381U1ТИJ1
Педаroг. Молодuы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется,
будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой
разноuветный след. Да и рябинка повеселела, теперь ей не страшны
никакие морозы и злые ветра.
На холме стоит рябинка, Потягивания - руки вверх.
Держит ___________прямо,РОВНОСПИНКУ.
Ей не просто жить на свете - Вращение туловищем вправо-влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только г нется, Наклоны в стораны.
Не печалится - смеется.
Вольный ветер грозно дует Дети машут руками, uзoбраЖQR ветер.
На рябинку молодую.
РИСОВАНИЕ МЕТОДОМ ТЫЧКА
Если у детей есть опыт рисования пальчиком , то этот способ не
вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-
либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску
и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться четкий,
определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно,
например по готовому контуру и внутри него, то изображаемый
объект получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично
нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый
силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета,
состоящего из одинаковых элементов.
Ции 3IlIUInШЯ:
1. Воспитывать эстетически -нравственное отношение к природе
через изображение ее образа в собственном творчестве.
2. Расширять знания и представления детей об окружающем мире,
познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих
веток.
3. Познакомить с техникой рисования тычком.
4. Формировать чувство композиции и ритма.
Mameputl.ll iJAя занятuя:
• ветка черемухи или фотоиллюстрация с ее изображением;
• альбомный лист с готовым темным фоном ;
• дополнительный лист, размер 1/2 А4;
• набор гуашевых красок;
• кисть;
• стаканчик с водой;
• 2-3 ватные палочки ;
• салфетка.
ПреiJварuтиьная работа: наблюдение за цветущей черемухой
в ближайшем парке, во дворе.
16
Ход занятия
1. Органиэациониая часть
Пeдaror. Сколько удивительного и интересного можно наблюдать
весной, когда природа просыпается и оживает после долгого зимнего
сна: на веточках дерев ьев и кустарников набухают почки, потом поЯВIIЯются
нежные зеленые листики, а затем душистые соцветия, от которых
невозможно отвести взгляд, до ТОГО они прекрасны. вот с одним
из таких весенних чудес я вас сегодня хотела бы познакомить.
Черемуха
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке, веткам и шепча.
Легкая, как облако, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней,
И могла цвести она много- много дней .
- Это чья черемуха?
- Да она - ничья, белая снегурочка
Около ручья ...
з. Александрова
это удивительное дерево любит влажные места, поэтому чаще
всего растет вблизи водоемов, речек и ручьев. Но его можно встретить:
и В городских дворах, скверах и парках, в местах, где много
солнца и света. Расцветает черемуха в мае. На веточках распускаются
душистые гроздья белоснежных цветов, от которых исходит чудесный
аромат.
и вся благоуханная,
Роняя лепестки,
Цветет, цветет черемуха
В OBpare у реки.
С угра до поздних сумерек
Со всех концов земли
К цветам ее торо пятся
Тяжелые шмели.
В. Жуковский
17
Пчелок, шмелей привлекает изобилие нектара в душистых соцветиях,
а вот мухи , комары черемуху облетают стороной, их огпyrивает
чересчур сильный запах. Соловьи распевают свои песни в густых
ветвях дерева.
Черемуха
Звонкой песней скворушка
Веселит простор.
Белая черемуха
Встала на бyroр.
То ли с неба звездочки,
CHer ли на ветвях?
Или в белых сборочках
Кофта на плечах?
Е. Русаков
Люди дивятся и радуются этому весеннему чуду. А вог само дерево
обижается на людей. Послушайте, почему:
Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь . . .
По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою, как
невеста . .. глядите, стар и мал, любуЙтесь. Пусть у вас на душе станет радостноl
А люди - ломать меня.
По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что
ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят - вот уже и осы а-лись
... а цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней mаз веселилаl
Пoa1eюr летом черные ягоды - снова люди ко мне. l1oтиxcн.кy собирали
бы ЯГОДКИ бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают ...
Этакий сорванец на ветке качается, приятелей зовет:
- Эгейl Сюдаl ..
Ну я на хитрость и пустилась.
Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие, рот вяжут.
Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.
Ну и поделом тебе.
Ступай домой и помалкивай.
(Из рассказа .. Черемуха» Э. Шима. )
Пeдaror. Советую вам прислушаться к черемухе. На самом деле
цветущие ветки нежелательно ставить дома, ОГ резкоro запаха
18
может разболеться голова. Да и простоит этот букет недолго, нежные
грозди черемухи быстро облетят в неволе. В природе же после
обильного цветения на дереве появляются ягоды; вначале они зеленые,
а потом плоды созревают и чернеют. Птицы очень рады такому
угощению. На вкус ягода сладковатая и вяжет рот, но пирожки
с начинкой из черемухи тают во рту. Готовят из спелых ягод и душистое
варенье. А еще ягоды черемухи являются лечебными, помогают
при разных заболеваниях. Вот такое это чудесное дерево.
ФИЭКУJJЬтминyrкa
«Черемуха.
Черемуха ду шистая с весною
расцвела
И ветки
золотистые, что кудри,
завила.
Кругом роса медвяная сползает
по коре,
По д нею зелен ь п рян ая сияет
в серебре.
А рядом
у
проталинки, в траве,
между корней,
Бежит струится маленьки й
серебряны й ручей .
Черемуха душистая развесившись
стоит,
А зелень золотистая на солнышке
горит.
Руче й волно й гремучею все
ветки обдает
И
вкрадчиво под кручею ей
песен ки поет.
с. Есенин
Руки nоднять вверх, соединить кончики
пальцев над гол080Й - сделать «КРОНУ».
КpYlO8bIe двuжения указателЬНbl.Afи палЬчиками
около головы - «кудрU».
Наклониться вперед, опустить руки вниз.
Плавно nокачать внизу руками из стороны
в сторону - «ручей».
Встать прямо, руки в стороны - «semKU».
Руки nоднять вверх, растопырить пальчики
- «солнечные лучикu».
Покачать nоднятbl.Afи вверх руками влевовправо.
Опустить руки вниз, сесть на место.
Педагог показывает детям веточку черемухи - натуру или фотоиллюстрацию.
Педaroг. На основной ветке расположены листья и цветы. Каждый
листик имеет округлую форму с заостренным концом, листики крепятся
к веточке с помощью тонкой палочки - черенка. А между листиками
на веточках находятся белые мелкие цветы, собранные
в гроздь. Каждый цветочек имеет жеЛ1УЮ серединку, окруженную
белыми лепестками размером с маленькую горошинку. Размер
19
грозди приблизительно такой же, как и листика. Чтобы нарисовать
MHOro мелких цветов с одинаковыми лепестками, мы воспользуемся
необычным для рисования предметом - ватной палочкой. Если ее
кончик oкyнyrb в краску, а потом сделать тычок о бумагу, то на листе
останется отпечаток величиной с маленькую круглую горошину, и
все отпечатки будyr ровными и одинаковыми по размеру. А поскольку
у палочки два конца, то второй можно использовать для другой
краски. При этом в воду палочку опускать не нужно, только в краску,
но не глубоко, а лишь слегка касаясь поверхности гуаши.
Дети упражняются в выполнении тычка на дополнительном листе
разными красками, используя оба конца палочки.
2. ПрактическаJl часть
1 . Гуашью зеленоro цвета по пери метру листа при помощи кисти
нарисовать длинную основную ветку с короткими боковыми.
2. Концом кисти изобразить несколько тонких коротких линий -
черенков, отходящих с разных сторон от основной ветки.
3. Ватную палочку оку нуть в желтую гуашь, тычком изобразить
серединку цветка на конце черенка, друroй конец палочки окунуть
в белую гу ашь и напечатать белые лепестки - горошинки вокруг
желтой серединки. Таким же образом изобразить остальные цветы
по обе стороны черенка в ВИде грозди. Выполнить несколько гроздей
черемухи на основной ветви.
! РеКOJtlеидаЦlI1I дenuuн: при выполнении тычка палочку нужно держать
вертикально, верхний конец должен быть направлен в потолок,
только в этом случае палочка после удара тычка о лист бумаги будет
оставлять четкий, ровный отпечаток, в ином случае тычок 'может
получиться смазаннbI.М и изображение бесформениbI.М.
4. Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листочков,
на конце каждоro черенка нарисовать листик - округлый
у основания и заостренный на конце.
3. Итог 33IUIТIIJI
Педаroг. У вас получились красивые натюрморты , которые могут
стать весенним подарком дл я ваших близких и украсить помеще-
20
ние. Нарисованные веточки черемухи буд yr радоват ь вас в течение
долгого времени , даже тогда , когда в природе она уже от цве т ет.
Черемуха цвeтer
Черемуха душистая цветами убрана
И шепчет солнцу ясному:
« Прохлада мне нужна. Ласкай меня ,
Но с жаркою весной повременю>.
Для милой для черемухи свежее стали дни.
И, вся благоуханная, роняя лепестки ,
Цветет, цветет черемуха в OBpare у реки.
В. Жуковский__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг взаимодействия родителей и детей «Рука в руке»
Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми...
Игровая программа "Рука об руку"
Конкурсная программа для организации внеурочной деятельности. На полу зала чертится схема движения участников игры. Необходимые атрибуты раскладываются рядом с каждым сектором. Все участники стан...
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Конспект образовательного мероприятия по теме "Золотые руки - руки не из золота"
Конспект образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация» в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопиейЦель: формирование смысловой стороны речи.Программное содержан...
Программа родительского клуба "Рука в руке"
Работа с родителями в детском саду - очень важная составлющая. Данна программа поможет начать работу с родителями, обоготить ее и разнообразить....
Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, п...
Коммуникативная игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Коммуникативная игра предназначена для детей от 2 до 7 лет. Цель игры: развивать умение выражать свои чувстсва и понимать чувства другого человека....