Консультация для воспитателей «Технология эмоционального благополучия ребенка в детском саду»
консультация
«Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая технология, предполагающая создание здоровой и благоприятной психологической атмосферы, ориентированной на укрепление психического здоровья дошкольников путем обеспечения для них условий формирования эмоционального благополучия, как в рамках дошкольной образовательной организации, так и в семье, что достигается путем взаимодействия родителей и ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_emotsionalnogo_blagopoluchiya_rebenka_v_detskom_sadu_dlya_vosp.doc | 414 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Технология эмоционального благополучия ребенка в детском саду»
I Этап. Создание положительного эмоционального фона.
Уважаемые педагоги, давайте с вами перенесёмся в мир детства и немного поиграем!
Игра «Землетрясение»
Педагоги образуют пары - домики, и один встает во внутрь пары - жители, один водущий - дает команды. Когда ведущий дает команду - «Домики!», передвигаются только пары, «Жители!» - только внутри стоящий человек, «Землятресение»-все разбегаются и ищут себе пару (домики) или становятся «жителями». Задача водящего занять место, кто остался становится ведущим.
Игра «Клубок»
Педагоги садятся и образуют круг. Затем, передают клубок кому хотят, наматывая себе нить на палец и называя свое любимое занятие. Распутывая клубок , называют любимое занятие предыдущего.
II Этап. Информационный
«Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая технология, предполагающая создание здоровой и благоприятной психологической атмосферы, ориентированной на укрепление психического здоровья дошкольников путем обеспечения для них условий формирования эмоционального благополучия, как в рамках дошкольной образовательной организации, так и в семье, что достигается путем взаимодействия родителей и ДОО.
В диссертационном исследовании Сергеевой Н.Ю., эмоциональное благополучие ребенка интерпретируется, как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в условиях определенной социальной среды (семья, детский сад, неформальные группы и другие), характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении.Если ребенок получает от родителей и педагогов любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на жизненный успех. И, напротив, если ребенок ощущает эмоциональное неблагополучие, то это может проявиться в агрессии, подавленности, в страхах, обидах, изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.
В настоящее время существуют также и различные представления о факторах, влияющих на формирование эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Например, в диссертационном исследовании Бадулиной О.И. на примере детей среднего дошкольного возраста выделяются следующие педагогические условия формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста:
1. удовлетворение потребности ребенка в общении с педагогом на основе личностно-ориентированной модели «рядом», «а не над ребенком»; руководство и организация любой деятельности детей, включая свободную самостоятельную;
2. удовлетворение потребностей ребенка в общении или совместной деятельности со сверстниками, формирование ценностных ориентаций в жизни группы и подлинной общности детей на основе определенных традиций в группе и театрализованной деятельности;
3. формирование положительной самооценки ребенка благодаря «игровой жизненной позиции», которая создает основу для гибкого и жизнерадостного поведения детей в разных жизненных ситуациях.
В диссертационном исследовании Сергеевой Н.Ю. выделены критерии и показатели уровня эмоционального благополучия детей (см. рис)
Опираясь на результаты исследований в этой области Газеевой А.Ф., можно говорить о том, что применение технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, представляет собой системный процесс. Начинать применение данной технологии в условиях дошкольной образовательной организации целесообразно начинать уже в период адаптации ребенка в ДОО. Для того чтобы эффективность применения этой технологии была наиболее высокой целесообразно реализовывать ее в контексте следующего взаимодействия.
Первое появление ребенка в детском саду и правильно организованный процесс адаптации играет очень большую роль в формировании отношения ребенка к детскому саду и к миру взрослых в целом. Приход в садик, физический и эмоциональный отрыв от мамы для многих детей очень большой стресс. В этот момент нужно проявить доброе отношение к ребенку. По наблюдениям специалистов, очень успешно идет адаптации у деток, с которыми работают педагоги с высоким уровнем эмпатии ( сопереживания). В таких группах дети достаточно быстро приспосабливаются к новым условиям, принимают новые правила. Нет страха перед новым воспитателем, перед садиком. Дети очень дорожат такими воспитателями и привязываются к ним. У малышей эта привязанность видна сразу, а у детей постарше можно провести небольшое проективное тестирование и предложить им выполнить рисунок «Я в детском саду». Эта методика очень наглядно отображает восприятие ребенком и воспитателя, и детского сада. Обратите внимание, есть ли на рисунке воспитатель, чем он занят, есть ли на рисунке другие дети, или ребенок один, какую цветовую гамму выбирает ваш воспитанник. Такой анализ позволит сделать определенные выводы, в том числе и об эмоциональном благополучии ребенка и скорректировать свою работу.
Очень положительно влияет на детей разумная занятость. Как то одна из бабушек сказала, что ее внук поделился тем, что в садике ему было «некогда плакать», потому что весь день они чем-то занимались. Дети в садике, в любом возрасте очень откликаются на игры, так как именно игра гармонизирует эмоциональную сферу ребенка и является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Для малышей можно рекомендовать такие игры, как «Солнышко и дождь» (Дети играют. Воспитатель показывает зонт и говорит: «Ой, кажется дождик капает. Дождь пошел. Надо скорее ребяток спрятать от дождя. Ребятки бегите ко мне. Всех спрячу – и Катю, и Ваню! Вот хорошо! Все спрятались! Дождик кончился Можно поиграть. Ой, опять дождик. Прячьтесь ко мне под зонт.») или игра «Раздуйся, пузырь», направленные на сближение детей с воспитателем. Также, это могут быть игры с элементами психогимнастики, направленные на формирования у детей умения различать эмоции, например, изобразить без слов добрых и злых, грустных и радостных человечков, показать добрых и злых кошек (завершаются такие игры всегда акцентом на добрые и положительные эмоции). В игре у ребенка появляется возможность проявить свою физическую активность и выплеснуть отрицательные эмоции.
Работая над созданием эмоционального комфорта для ребенка, необходимо обратить внимание и на взаимодействие в данном вопросе с родителями. С одной стороны, если воспитатель неформально относится к выполнению своих профессиональных обязанностей и проявляет живой интерес к детям, большинство родителей оценивают его по достоинству. Но, воспитатель (как специалист) с первых же дней может обратиться к родителям, которые поднимая авторитет воспитателя, говоря о детском садике только положительно, облегчают адаптацию детей, снимают напряжение и тоже формируют положительный эмоциональный настрой у ребенка, способствую эмоциональному благополучию.
Учеными также выделяются условия применения технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста:
1. В ходе индивидуальной работы с трудно адаптирующимися детьми необходимо проводить специальные игры, направленные на формирование эмоционального контакта с воспитателем;
2. Создание комфортной (одомашненной) предметно развивающей среды в группе. Среди организующих её принципов, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, можно выделить принцип эмоциогенности – обеспечения индивидуальной комфортности, психологической защищённости – доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье), эмоционального благополучия;
3. Создание в группе атмосферы эмоционального комфорта для каждого ребёнка и поддержание положительного эмоционального состояния.
Естественно, данный перечень условий применения рассматриваемой технологии может быть продолжен путем учета факторов, приводящих к эмоциональному дискомфорту пребывания дошкольника в условиях ДОО, их перечень включает:
1) отсутствие у педагога интереса к деятельности ребёнка;
2) отклонение педагогом предложения ребёнка о совместной деятельности;
3) некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребёнка.
Таким образом, ключевые особенности технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста являются: во-первых, ее организация носит системный характер, причем как в области организации взаимодействия между субъектами этой технологии, в числе которых дошкольники, их родители, педагоги и специалисты ДОО, так и в области применения ее методов и средств – они должны соответствовать ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника – игре, а также принципам развития и природосообразности. Теоретические аспекты технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста выступают в качестве базы для ее практического использования.
III Этап. Диагностический.
Предложенная вам ранее методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего — сформирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». И далее: «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков».
Получились следующие результаты.
Очень высокий - 0%
Высокий - 13%
Нормальный - 81%
Низкий - 6%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"
" Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду" - консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор...
Консультация для родителей " Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"
В данной консультации даются рекомендации родителям по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в детском саду....
Консультация на тему: Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
Консультация для педагогов на заданную тему....
Школа младшего воспитателя «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центра...
Консультация для родителей на тему «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
Традиционно уделяя внимание физическому здоровью своего ребенка, некоторые родители до конца еще не осознали значение психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Основным условием про...
Консультация для родителей на тему «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой...
Консультация для педагогов «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенкунужна любовь, уверенность в своих силах, в своей ...