Картотека
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
(стоят в парах липом друг к другу, взявшись за руки)
ловят «грибы»
(заключить в
свой круг).
Труд в природе
Обрезка сухих веток с кустарников.
Индивидуальные физические упражнения
Пройти по листикам, четко наступая
на выложенную дорожку
ОСЕНЬ
Карточка No 11 Наблюдаем за дождливой погодой
Цель
: познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени
—
дождливой погодой. Уточнить название и назна
чение предметов одежды.
Наблюдение:
В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послу
шат
ь,
как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на
дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут
часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи.
Детям в дождливую погоду предложить посмот
рет
ь на землю: она стала темной,
уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи,
резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?
Художественное слово
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице
—
смотри, смотри!
—
Он пускает пузыри
.
3. Александрова
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца...
А
Плещеев
Дождик, дождик, что ты льешь, Погулять нам не даешь?
(Русская народная
потешка)
Загадки
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не пойду,
П
окуда он гуляет.
(Дождь)
Дидактическая игра
. «Придумай предложение»
-
дети составляют предложения
со словом «дождь».
Цель
–
научить составлять предложения с заданным словом.
П
альчиковая игра
.
"Вышел дождик погулять".
Раз, два, три, четыре, пять,
Удары по
коленям пальцами обеих рук. Левая
—
начиная с мизинца, правая
—
с большого пальца.
Вышел дождик погулять.
Беспорядочные удары.
Шел неспешно no привычке
,"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
Ритмично удар
яют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: "Ох!"
Часто и ритмично бьют в ладоши.
И ушел. Газон засох.
Ритмичные хлопки по коленям.
Подвижная игра
«Удочка»
Цель
-
научить перепрыгивать через скакалку.
Ход игры. Водящи
й в центре круга ведет скакалку, дети должны перепрыгнуть
через нее, кто не успел
–
становится водящим.
Труд в природе
Опрыскивать комнатные цветы.
Индивидуальные физические упражнения
Пройти по извилистой дорожке,
выложенной из скакалок.
ОСЕНЬ
Карт
очка No 12 «Знакомимся с осенними цветами»
Цель:
Познакомить детей с названиями цветов
–
ноготки (календула), космея,
настурция. Закрепить понятия «высокий
–
низкий» (цветок), «короткий
–
длинный» (стебель)
Наблюдение:
Обратить внимание детей на осен
ние цветы, растущие на клумбах,
узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как
нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать).
Закре
пить понятия «цвет», «высота», «длина». Помочь детям выделить основные
части растения, предложить им провести пальцем и назвать «стебель, листья,
цветок»
Художественное слово.
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно еще доцветает
Настурции в нем огненный куст
. (А. Майков)
Загадки.
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы)
Дидактическая игра
"Какой цветок?"
—
описать предложенный цветок.
Цель
-
развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.
Пальчиковая игра
"Цветы"
Наши алые цветы
Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки
.
Распускают лепестки.
Перед лицом, затем раскрывают в виде чаши.
Ветерок чуть дышит,
Кисти дел
ают движения по часовой и против часовой
стрелки
.
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Кисти рук наклоняются вправо и влево.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Подвижная игра
«Вейся, венок!».
Цель
-
научить детей водить хоровод. Мате
риал: веночки с цветами и лентами.
Ход игры. Дети, выбирая обо
док
-
веночек, называют цветок, его окраску.
В
оспитатель расска
зывает, что на полянке выросли цветы (дети). Все вместе
отбирают цветы по названиям. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбе
жались
по поляне. Приходит девочка и говорит. «Вейся, венок! Завивайся, венок!» Дети
должны образовать круг. Вм
есте с воспи
тателем малыши водят хоровод, поют
любую песенку. Игра повто
ряется 2
-
3 раза.
Труд в природе
Собрать семена растений.
Индивидуальные физические упражнения
Прыжки на двух ногах с
продвижением вперед вокруг клумбы.
ОСЕНЬ
Карточка No 13
Что такое воздух
Цель
: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его
свойствами.
Наблюдение:
Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко
–
глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (
Воздух)
Но что же
такое в
оздух? Кто
-
нибудь его видел?
(Мы его не видим, но он всегда вокруг нас)
.
Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой?
(Воздух
–
легкий,
невидимый).
Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко
рту, затем к носу и подышите. Что в
ы чувствуете?
(Ладошке становится тепло
от вашего дыхания).
Художественное слово
В комнате воздух осенний
-
Влажный, холодный, грибной.
Запахи летних растений
Он забирает с собой.
В комнате воздух осенний
-
Места не стало теплу.
Птиц улетающих тени
Тих
о скользят по стеклу.
Загадка.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (
Воздух)
Дидактическая игра
. «Какой воздух?»
-
дети рассуждают о воздухе, описывают
его.
Цель
–
научить подбирать относит
ельные прилагательные.
Пальчиковая игра
. «Осень».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вод дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки
–
золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Подвижная игра
. «Самолеты».
Цель
—
научить детей бегать в разных направлени
ях, не наталкиваясь друг на
друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры.
Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.
Труд в природе
Уборка участка от листьев.
Индивидуальные фи
зические упражнения
Прыжки на двух ногах с
продвижением вперед вокруг песочницы.
ОСЕНЬ
Карточка No14 Осмотр участка детского сада
Цель:
Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с
известными им цветами, деревьями, кустарниками.
Наблюдение:
Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок
для кого
-
нибудь домом? Для ко
го? Что есть в этом доме для живых обитателей
участка?
(Участок
–
дом для многих растений и они растут, хорошо себя
чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги,
солнечного света и тепла.)
И для детей приятно и полезно для з
доровья гулять на
чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и
посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они
ведут себя сейчас (
осенью)?
Сравнение с летом.
Художественное слово
«Осень
–
Худож
ница».
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Дидактические игра
«Найди дерево».
Цель
—
распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и
внешний вид коры, листь
я, цветы.
Пальчиковая игра
. «Дом пять этажей»
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем
-
семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова
-
очень умная птица.
Ну, ч
то же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата
-
втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Подвижная игра «
Найди свой домик»
Цель:
воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать по одному
всей группой.
Ход игры: Дети сидят в домиках (нарисованы круги)вдоль одной стороны
площадки. «Пойдем гулять»,
-
говорит воспитатель. Дети расходятся группами или
в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой
домик. Игра повто
ряется 3
-
4 раза. Если в начале дети недостаточно
ориентируются в пространстве, можно разрешить забегать в любой домик. Потом
вводится правило
-
занимать только свой домик.
Труд в природе
Заготовка и сушка листьев растений для гербария.
Индивидуальные физиче
ские упражнения
Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев.
ОСЕНЬ
Карточка No 15 Наблюдение за погодой
Цель:
Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.
Наблюдение:
Предлагает рассмотреть небо и сказать, к
акого оно цвета, что на
нем
(облака, тучи, солнце),
идет ли дождь?
Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная,
дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (
ищут признаки, по которым его
можно обнаружить). Дает другое определе
ние погоды: ветреная (тихая).
Далее
обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на
их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение
погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная)
.
Подводится итог.
Художественное слово
«Осень»
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Дидактическая игра
«Угадай по описанию». Цель
—
научить составлять
описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и
различия.
Упражнение «Как шумит вода?».
Цель
-
закрепить произношение звуков [с], [ш].
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из
крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят
волны, набегающие на берег,
—
звук [ш].
Пальчиковая гимнаст
ика
"Вышел дождик погулять".
Раз, два, три, четыре, пять,
Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая
—
начиная с мизинца, правая
—
с большого пальца.
Вышел дождик погулять.
Беспорядочные удары
.
Шел неспешно no привычке
,"Шагают" средним и указательным пал
ьцами
.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками
.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: "Ох!"
Часто и ритмично бьют в ладоши.
И ушел. Газон засох.
Ритмичные хлопки по коленям
.
Подвижная игра «
До
гони мяч»
Цель:
воспитывать умение действовать по
сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.
Ход игры: Воспитатель катит
мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на
другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догон
яют. Игра повторяется 2
-
3
раза.
Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет
мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.
Труд в природе
Помощь в уборке участка группы.
Индивидуальные физические
упражнения:
Брось мяч вверх и поймай
ОСЕНЬ
Карточка No16 Наблюдение за отлетом птиц
Цель:
Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.
Наблюдение:
Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто
-
нибудь
питается?
(Птицы)
Чем эти
птицы питаются сейчас?
(Этим птицам сейчас
питаться нечем).
Как им быть без пищи? Что же они делают?
(Они собираются к
отлету в теплые края)
Как они ведут себя? Как вы это замечаете?
(Собираясь в
большие стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняяс
ь перед полетом,
то садятся на провода и щебечут, как бы разговаривая друг с другом о дальней
дороге)
Через несколько дней мы их увидим?
(Через несколько дней мы их уже не
увидим, они улетят).
Художественное слово
-
Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь,
подожди.
-
Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дож
дей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там...
Дидактическая игра
«Угадай птицу по описанию».
Цель
-
научить составлять
описательный рассказ, развивать связную речь.
Подвижная игра
«Птички и птенчики»
Цель
: упражнять детей в беге
врассыпную, учить выполнять команды
воспитателя. Ход игры: «Я буду птица, а вы
-
мои птенчики»,
-
говорит
воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое
большое гнездо у птицы! Заходите в него!» Дети входят в круг и присаживаются
на корточки. «Полетели, полетели, птенчики, зернышки искать», говорит
воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица
-
мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут в
круг. Игра повторяется несколь
ко раз.
«Птички, раз! Птички, два!»
Цель
-
научить детей выполнять движения, счету.
Ход игры: Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?
Птички, раз!
Выставляют вперед одну ногу.
Птички, два!
Выдвигают другую ногу.
Скок, скок, скок!
Скачут на обеих ногах.
Птички, раз!
Поднимают одну руку.
Птички, два!
Поднимают другую руку.
Хлоп! Хлоп! Хлоп!
Хлопают в ладоши.
Птички, раз!
Закрывают рукой один глаз.
Птички, два!
Закрывают другой глаз.
Все, улетели!
Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают,
п
ищат
.
Игра проводится 2
—
3 раза.
Труд в природе
Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц.
Индивидуальные физические упражнения
Отбивание мяча от земли.
ОСЕНЬ
Карточка No 17 Наблюдение за туманом
Цель:
Познакомить детей с таким приро
дным явлением, как туман.
Наблюдение:
Как вы думаете, как образуется туман?
(Теплый и влажный воздух
поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар
из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы,
что о
ни не падают, а висят в
воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит
солнышко)
В какое время года часто образуется туман?
(Особенно частые и
густые туманы осенью).
В какое время суток часто бывает туман?
(Утром)
Тепло
или холодно в туманное утро?
(В
туманное осеннее утро на улице сыро и
прохладно)
Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья?
(В густой туман
видимость очень плохая)
Художественное слово
«Туман»
Лес
–
в карман,
Поля
–
в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Спрятал копны и стога,
И лужайки,
и луга.
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Загадка.
Седой дедушка у ворот
Все глаза нам заволок
.(Туман)
Дидактическая
игра
Здравствуй, солнце золотое!
(Руки вверх.)
Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх, не
много разводим, будто хотим обнят
ь
небо.)
Здравствуй, легкий ветерок!
(Покачиваем руками из стороны в сторону.)
Здравствуй, маленький цветок!
(Медленно приседаем, затем встаем.)
Здравствуй, утро!
(Правая рука в сторо
ну.)
Здравствуй, день!
(Левая рука в сторону.)
Нам здороваться не лень!
(Обнимаем себя руками.)
Подвижная игра
«Мой веселый, звонкий мяч»
Цель:
развиваем ловкость, дисциплинированность, терпение, упражняем в беге.
Ход игры:
Взрослый бросает мяч, ребенок по команде «Догони мяч!» бежит за
ним. Взрослый ритмично читает стихотв
орение С. Маршака:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
Труд в природе
Извлечение из земли лук
овиц отцветших растений (гладиолусы, георгины)’
Индивидуальные физические упражнения:
Брось мяч вверх и поймай
Список использованной литературы:
1. Теплюк С.Н. Занятия на
прогулке
с малышами. Для работы с детьми 2
-
4 лет. М.:
-
Мозаика
-
Синтез, 2010
2.
Улан
ова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и
проведение прогулок для детей 3
-
7 лет.
–
СПб.:»ДЕТСТВО
-
ПРЕСС», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...