"Знакомим дошкольников с многозначными словами"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей "Знакомим дошкольников с многозначными словами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_o_mnogoznachnyh_slovah.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с многозначными словами.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слово, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Работа по развитию связной речи детей включает в себя: формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
При работе над лексикой ребенка дошкольного возраста основная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы активизировать природную языковую способность ребенка, развить внимание к слову, показав его в совокупности разнообразных, связанных друг с другом значений.
Одним из способов уточнения и расширения словарного запаса дошкольников является ознакомление детей с таким явлением, как многозначность слова. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. В отличие от омонимов, в значении которых нельзя найти ничего общего, многозначные слова образуют смысловое единство. Название одного предмета, действия или признака может по какому-то сходству переноситься на другой предмет, действие, признак, и слово в этих случаях употребляется не только в прямом, но и в переносном значении.
Переносы наименований происходят:
- на основе сходства по форме: баранка – руль автомобиля и пшеничный хлебец в виде кольца; по цвету: лисичка – лисица и гриб; по внутренним свойствам и качествам: морж – северное морское животное и человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоемах;
- по смежности (пространственной, временной, логической): группа – помещение в детском саду и дети, посещающие детский сад;
- по функции: дворник – человек, поддерживающий чистоту во дворе и на улице, и очистительное устройство на ветровом стекле автомобиля.
Является ли слово одно- или многозначным, можно узнать в толковом словаре. Слово в изолированном виде всегда воспринимается в своем основном значении, т.е. в том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в сочетании с другими словами.
Глухой старик – основное значение «ничего не слышащий».
Другие значения:
глухой переулок;
глухой лес;
глухая стена.
Явление многозначности можно наблюдать у различных частей речи: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.
Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения, позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.
Работа над многозначными словами носит практический характер и состоит из следующих этапов:
1) наблюдения, которые подводят детей к осознанию многозначных слов в тексте;
2) упражнения в определении данного лексического понятия в тексте;
3) использование многозначных слов детьми в собственной речи (составление словосочетаний, предложений с разными значениями одного слова, пересказ рассказов).
Наряду с новым материалом идет повторение таких тем, как «Слово-предмет», «Слово-действие», «Слово-признак». Закрепляются понятия слово, предложение, рассказ.
При изучении темы была проведена работа с родителями и воспитателями. Подготовленные для этого тематические ширмы приносят большую пользу в коррекционной работе с детьми, так как на них оформлен как основной, так и дополнительный материал. Текст ширм сопровождается иллюстрациями, важные моменты и возможные варианты ответов детей выделяются ярким цветом.
В процессе работы был подобран речевой материал по теме «Многозначные слова». Речевой материал группировался с учетом того, что многозначные слова могут обозначать предметы, действия или признаки. С учетом этого идет и ознакомление детей с явлением многозначности слов. Непосредственно лексические упражнения сочетаются с работой над словосочетанием, предложением, формированием у детей диалогической и монологической речи.
При работе над темой используются два способа толкования лексического значения многозначных слов: наглядный и контекстуальный.
Наглядный способ толкования лексического значения многозначных слов заключается в подборе к слову картинок, которые определяют его разные значения. С помощью нескольких разных картинок на карточке дети определяют, какое многозначное слово они обозначают, и называют это слово (шляпка, крыло, гребешок, пятачок, нос, колокольчик, яблочко, батарея, песок, ствол).
Дети подбирают картинки к предложениям, загадкам.
По данной теме можно подобрать наглядный материал в виде предметных картинок на карточках, красочные иллюстрации для фланелеграфа – опорные картинки, используемые при пересказе детьми рассказов.
Контекстуальный способ обычно применяется при уточнении смысла многозначного слова. Сущность его заключается в том, что в контексте реализуется только одно из значений многозначного слова.
Вова набрал полную корзину лисичек. (Грибы.)
У лисичек были длинные хвосты. (Звери.)
Можно предложить следующие разновидности контекстуального толкования многозначных слов.
1. Составление по образцу логопеда словосочетаний с данными многозначными словами.
Колокольчик (душистый, железный).
Бежит (ручей, время).
2. Составление предложений с данными многозначными словами. В целях повторения детям предлагается составлять схемы предложений и указывать на схеме многозначное слово или определять, каким по счету в предложении стоит многозначное слово.
У Кати в пенале лежит новая ручка.
У малыша забинтована ручка.
3. Составление предложений, в которых о морозе, ветре, реке, дожде говорилось бы как о живых предметах.
Мороз рисует на окнах узоры.
Река заснула под крепким льдом.
4. Пересказы текстов с многозначными словами, выборочные пересказы от первого лица, пересказы небольших текстов по ролям.
Для пересказов можно предложить следующие рассказы: М.Пришвин «Золотой луг», В.Донникова «Золотая речка», Э.Киселева «Молоко убежало».
Наблюдая за работой детей, можно сделать вывод о том, что занятия по данной теме приводят к активизации их творческих способностей, формируют более чуткое отношение к родному языку, привлекают внимание к разным языковым явлениям, разным значениям слов, дифференцированному употреблению слов в собственной речи.
Сознательному осмыслению явления многозначности слов способствует интересный лексический материал, задания, направленные на развитие мышления детей, красочные иллюстрации и дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами
Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....
Обучение пониманию многозначности слов дошкольниками
Часто слово имеет в языке не одно, а сразу несколько значений. Такие слова называются многозначными. Знание достаточного количества значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать ...
Формируем у дошкольников знания о многозначности слов
В статье даны рекомендации для педагогов и родителей при формировании у детей знаний о многозначности слов. Дан примерный перечень многозначных слов и их описание....
Знакомство дошкольников с многозначными словами.
Одним из способов уточнения и расширения словарного запаса дошкольников является ознакомление детей с таким явлением, как многозначность слова....
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...
Презентация мастер-класса «Использование технологии проблемного обучения при ознакомлении старших дошкольников с многозначными словами»
В презентации представлен опыт работы по использованию проблемного обучения с детьми старшегодршкольного возраста...
"Знакомим дошкольников с родственными словами" (в рамках темы "Зима")
Предлагается материал для знакомства старших дошкольников с родственными словами....