Программа профилактики и развития психологического здоровья детей дошкольного возраста "Путешествие в мир психологии"
учебно-методический материал
Программа представляет собой свод знаний для детей старшего дошкольного возраста и является общеразвивающей. Дошкольный возраст несет в себе достаточно высокий творческий потенциал. Известно, что дети вначале легче и лучше усваивают абстрактные отношения величин нежели конкретику эвклидовой математики. Поэтому психическое развитие ребенка осуществляется по линии от абстрактного к конкретному. Данная программа позволяет перенести психические знания в ранний онтогенез человека (старший дошкольный возраст). Ребенок в легкой и доступной форме получает новую интересную информацию.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Детям зачитываются главы книги « Путешествие в мир психологии», а от них требуется обратная связь, задаются вопросы, объясняется непонятое, выполняются тесты и упражнения. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Участники программы: воспитанники подготовительных групп.
Ограничением и противопоказанием для участия в программе является: отказ ребенка, отказ родителей от включения ребенка в программу.
Основная цель программы - расширить кругозор ребенка, помочь познать сферу детского бытия и детской психики.
Задачи программы:
1. Усвоить необходимые сведения о собственном психическом мире.
2. Приобрести простые навыки саморегуляции.
3. Простимулировать развитие познавательных процессов и свойств ребенка (ощущение и восприятие, память, мышление, внимание).
4. Сформировать навыки релаксации и расслабления.
5. Научиться решать и составлять тесты.
6. Развить процессы самопознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_psihologii.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Программа профилактики и развития психологического здоровья детей дошкольного возраста
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПСИХОЛОГИИ»
(по авторской разработке В.В. Селиванова
«Путешествие в мир психологии»).
Разработчики: педагог-психолог Овчинникова А.В.
учитель-логопед Матенкова А.Б.
Место работы: МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»
Пояснительная записка.
Программа представляет собой свод знаний для детей старшего дошкольного возраста и является общеразвивающей. Дошкольный возраст несет в себе достаточно высокий творческий потенциал. Известно, что дети вначале легче и лучше усваивают абстрактные отношения величин нежели конкретику эвклидовой математики. Поэтому психическое развитие ребенка осуществляется по линии от абстрактного к конкретному. Данная программа позволяет перенести психические знания в ранний онтогенез человека (старший дошкольный возраст). Ребенок в легкой и доступной форме получает новую интересную информацию.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Детям зачитываются главы книги « Путешествие в мир психологии», а от них требуется обратная связь, задаются вопросы, объясняется непонятое, выполняются тесты и упражнения. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Участники программы: воспитанники подготовительных групп.
Ограничением и противопоказанием для участия в программе является: отказ ребенка, отказ родителей от включения ребенка в программу.
Основная цель программы - расширить кругозор ребенка, помочь познать сферу детского бытия и детской психики.
Задачи программы:
1. Усвоить необходимые сведения о собственном психическом мире.
2. Приобрести простые навыки саморегуляции.
3. Простимулировать развитие познавательных процессов и свойств ребенка (ощущение и восприятие, память, мышление, внимание).
4. Сформировать навыки релаксации и расслабления.
5. Научиться решать и составлять тесты.
6. Развить процессы самопознания.
Научные, методологические и методические основания программы.
Теоретико-методологическим основанием программы является культурно–историческая концепция развития Л.С. Выготского;
Формы работы:
Занятия проводятся с детьми подготовительной группы (фронтально).
Содержание работы | Количество занятий в месяц |
Занятия по тематическому плану | 2 |
Тематическое планирование занятий
Тема | Педагог-психолог цели | Учитель–логопед цели |
Занятие №1 «С чего всё начиналось». | -Познакомить детей с персонажами книги; -В сказочной форме объяснить некоторые психологические свойства и понятия. | - Формирование умения аргументировать свой ответ;
- развитие связной речи. |
Занятие №2 «Что изучает психология». | - Привить интерес каждого из ребенка к его собственному психическому миру. | -Развитие и активизация словаря; - формирование умений запоминать и воспроизводить информацию. |
Занятие №3 «Было время. Психика животных». | - Знакомство детей с особенностями жизни динозавров; - Узнать о психики животных, об отличии психики животных и людей. | - Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря, - формирование умений запоминать и воспроизводить информацию. |
Занятие №4 «Психология человека. Понятие о личности» | - Объяснить ребятам, что же такое психология человека; - Изучить понятие личности и то, что оно в себя включает. | - Развитие и обогащение словарного запаса. - развитие грамматического строя речи. |
Занятие №5 «Мир ваших потребностей». | - Определить какие потребности имеет ребенок; -Научиться удовлетворять свои потребности. | - Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию. |
Занятие №6 «Ощущение и восприятие». | - Стимуляция и развитие у детей ощущения и восприятия; - Научиться самостоятельно выполнять упражнения; - Узнать о зрительном восприятии и о его особенностях у животных и у людей; - Укрепить зрение с помощью упражнений. | - Расширять словарный запас; - развитие связной речи; - развитие познавательных процессов. |
Занятие №7 «Память». | - Определить что же такое память; - С помощью картинок и упражнений развить собственный процесс памяти. | - Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию. |
Занятие №8 «Как люди думают». | - Узнать о мышлении людей; - Развитие процессов самопознания и мышления с помощью разнообразных тестов и заданий. | - Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря, - формирование умений запоминать и воспроизводить информацию. |
Занятие №9 «»Внимание». | - Познакомиться с таким понятием как внимание; - С помощью заданий и тестов развить процесс внимания у детей. | - Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря, - формирование умений запоминать и воспроизводить информацию. |
Занятие №10 «Чувства и эмоции в нашей жизни». | - Узнать о чувствах и эмоциях, которые испытывает каждый человек; - Закрепить полученные ранее знания. | -Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию). Научить отражать эмоции в рассказе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»
В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь...
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) практически в этом возрасте складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Самое главное для ребенка – общения со взрослыми, мамой, папой, бабу...
Таблицы диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста
Таблицы диагностики психологического здоровья детей...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....
Мастер-класс для педагогов «Использование методов кинезиологии в работе педагогов для развития интеллектуальных способностей и сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Знакомство педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе для коррекции поведения...