Программа профилактики и развития психологического здоровья детей дошкольного возраста "Путешествие в мир психологии"
учебно-методический материал

Овчинникова Анна Викторовна

Программа представляет собой свод знаний для детей старшего дошкольного возраста и является общеразвивающей.  Дошкольный возраст несет в себе достаточно высокий  творческий потенциал. Известно, что дети вначале легче  и лучше усваивают абстрактные отношения  величин  нежели конкретику эвклидовой математики. Поэтому психическое развитие ребенка осуществляется по линии от абстрактного к конкретному. Данная программа позволяет перенести психические знания в ранний онтогенез человека (старший дошкольный возраст). Ребенок в легкой и доступной форме получает новую интересную информацию.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Детям  зачитываются главы книги  « Путешествие в мир психологии», а от них требуется обратная связь, задаются вопросы, объясняется  непонятое, выполняются тесты и упражнения. Структура была  разработана  с  учетом  возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

          Участники программы: воспитанники подготовительных групп.

Ограничением и противопоказанием для участия в программе является: отказ ребенка, отказ родителей от включения ребенка в программу.                                              

Основная цель программы - расширить кругозор ребенка, помочь познать сферу детского бытия и детской психики.

Задачи программы:

1. Усвоить необходимые сведения о собственном психическом мире.

2. Приобрести простые навыки саморегуляции.

3. Простимулировать развитие познавательных процессов и свойств ребенка (ощущение и восприятие, память, мышление, внимание).

4. Сформировать навыки релаксации и расслабления.

5. Научиться решать и составлять тесты.

6. Развить процессы самопознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_psihologii.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение  «Детский сад №28 «Надежда»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Программа профилактики и развития психологического здоровья детей дошкольного возраста

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПСИХОЛОГИИ»

(по авторской разработке В.В. Селиванова

 «Путешествие в мир психологии»).

Разработчики: педагог-психолог Овчинникова А.В.

                                                учитель-логопед Матенкова А.Б.

                                  Место работы: МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Пояснительная записка.

Программа представляет собой свод знаний для детей старшего дошкольного возраста и является общеразвивающей.  Дошкольный возраст несет в себе достаточно высокий  творческий потенциал. Известно, что дети вначале легче  и лучше усваивают абстрактные отношения  величин  нежели конкретику эвклидовой математики. Поэтому психическое развитие ребенка осуществляется по линии от абстрактного к конкретному. Данная программа позволяет перенести психические знания в ранний онтогенез человека (старший дошкольный возраст). Ребенок в легкой и доступной форме получает новую интересную информацию.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Детям  зачитываются главы книги  « Путешествие в мир психологии», а от них требуется обратная связь, задаются вопросы, объясняется  непонятое, выполняются тесты и упражнения. Структура была  разработана  с  учетом  возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

          Участники программы: воспитанники подготовительных групп.

Ограничением и противопоказанием для участия в программе является: отказ ребенка, отказ родителей от включения ребенка в программу.                                              

Основная цель программы - расширить кругозор ребенка, помочь познать сферу детского бытия и детской психики.

Задачи программы:

1. Усвоить необходимые сведения о собственном психическом мире.

2. Приобрести простые навыки саморегуляции.

3. Простимулировать развитие познавательных процессов и свойств ребенка (ощущение и восприятие, память, мышление, внимание).

4. Сформировать навыки релаксации и расслабления.

5. Научиться решать и составлять тесты.

6. Развить процессы самопознания.

Научные, методологические и методические основания программы.

Теоретико-методологическим основанием программы является культурно–историческая концепция развития Л.С. Выготского;

Формы работы:

   Занятия проводятся с  детьми  подготовительной группы (фронтально).

 

Содержание  работы

Количество занятий в месяц

Занятия по тематическому плану

                                     2

Тематическое планирование занятий

Тема

Педагог-психолог цели

Учитель–логопед цели

Занятие №1

«С чего всё начиналось».

-Познакомить детей с персонажами книги;

-В сказочной форме объяснить некоторые психологические свойства и понятия.

- Формирование умения аргументировать свой ответ;

 

- развитие связной речи.

Занятие №2 «Что изучает психология».

- Привить интерес каждого из ребенка к его собственному психическому миру.

-Развитие и активизация словаря;

- формирование умений запоминать и воспроизводить информацию.

Занятие №3

«Было время. Психика животных».

- Знакомство детей с особенностями жизни динозавров;

- Узнать о психики животных, об отличии психики животных и людей.

- Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,

- формирование умений запоминать и воспроизводить информацию.

Занятие №4

«Психология человека. Понятие о личности»

- Объяснить ребятам, что же такое психология человека;

- Изучить понятие личности и то, что оно в себя включает.

- Развитие и обогащение словарного запаса.

- развитие грамматического строя речи.

Занятие №5

«Мир ваших потребностей».

- Определить какие потребности имеет ребенок;

-Научиться удовлетворять свои потребности.

- Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию.

Занятие №6

«Ощущение и восприятие».

- Стимуляция и развитие у детей ощущения и восприятия;

- Научиться самостоятельно выполнять упражнения;

- Узнать о зрительном восприятии и о его особенностях у животных и у людей;

- Укрепить зрение с помощью упражнений.

- Расширять словарный запас;

-  развитие связной речи;

- развитие познавательных процессов.

Занятие №7

«Память».

- Определить что же такое память;

- С помощью картинок и упражнений развить собственный процесс памяти.

- Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию.

Занятие №8

«Как люди думают».

- Узнать о мышлении людей;

- Развитие процессов самопознания и мышления с помощью разнообразных тестов и заданий.

- Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,

- формирование умений запоминать и воспроизводить информацию.

Занятие №9

«»Внимание».

- Познакомиться с таким понятием как внимание;

- С помощью заданий и тестов развить  процесс  внимания у детей.

- Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,

- формирование умений запоминать и воспроизводить информацию.

Занятие №10

«Чувства и эмоции в нашей жизни».

- Узнать о чувствах и эмоциях, которые испытывает каждый человек;

- Закрепить полученные ранее знания.

-Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию). Научить отражать эмоции в рассказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.  Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь...

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) практически в этом возрасте складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Самое главное для ребенка – общения со взрослыми, мамой, папой, бабу...

Таблицы диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста

Таблицы диагностики психологического здоровья детей...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....