Контрольная работа ОВЗ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
1.2 Психолого-педагогическое сопровождение детей и
подростков с эмоциональными расстройствами и
нарушениями поведения
Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о
степени отклонения личности от нормального развития, речь идет о
патологических типах характера.
Характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных
особенностей личности, проявляющихся в деятельности, и является результатом
взаимодействия темперамента человека и условий воспитания. Важно
осознавать, что, формируясь на базе основных свойств темперамента, характер
однозначно им не предопределяется. Существенный вклад вносит воспитание и
формирующийся под его влиянием уровень морального, интеллектуального,
эстетического развития человека.
Суть различий между характером и личностью хорошо сформулирована Ю.Б.
Гиппенрейтер: «...черты характера отражают то, как действует человек, а черты
личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы
поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни
и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к
одной и той же цели разными способами».
Характер, его тип самым непосредственным образом обусловливает
успешность социализации, выражающейся в различных формах социально-
психологической адаптации, вплоть до ее патогенных форм.
Все попытки построения типологии характеров, возникавшие на стыке
психологии и психиатрии, в своей основе имели следующие общие идеи:
− формируясь на протяжении онтогенеза ребенка, характер приобретает все
большую устойчивость в своих чертах и поведенческих проявлениях;
− отдельные черты характера образуют устойчивые сочетания, которые
определяют психологические типы людей.
Выраженность характера может быть различной: это может быть средний
«нормальный»
характер,
выраженный
или
акцентуированный
патологический. Последний, являясь причиной серьезных трудностей социально-
психологической адаптации, находится под пристальным вниманием не только
психологов, но и психиатров и носит название — психопатия.
Выделяют три основные признака психопатии:
− тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое присутствие во всех
сферах жизнедеятельности человека;
− относительная стабильность во времени: малая подверженность
изменениям на протяжении жизни человека;
− социальная дезадаптация человека.
Говоря словами П. Б. Ганнушкина, психопатия представляет собой такие
аномалии характера, которые «определяют весь психический облик индивидуума,
накладывают на весь его душевный склад свой властный отпечаток... в течение
жизни не подвергаются сколь-нибудь резким изменениям и
«мешают»
приспособиться к окружающей среде». По ведущим проявлениям, основанным на
типах нервной системы, различают следующие группы психопатий (О. В.
Кербиков).
Возбудимые — для них характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с
выраженной
экстравертированностью,
подозрительностью,
гневливостью,
упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости,
мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой
репертуар достаточно скуден.
Неустойчивые
—
им
свойственна
повышенная
эмоциональная
неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой
интенсивности, склонны к быстрому угасанию. Обладают повышенной
внушаемостью, склонны к фантазированию и нереалистической, основанной на
эмоциях, оценке событий.
Тормозимые
(астенические)
—
характеризуются
утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы,
нерешительны, мнительны, обидчивы. В общении уступчивы, не стремятся к
отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при
общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к новому коллективу.
Психастенические — для них характерно сочетание черт астенической
личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно
испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в
связи с возложенной на них ответственностью. Склонны к созданию различных
ритуалов в поведении, боятся любых изменений.
Шизоидные — им свойственны патологическая замкнутость, слабость
эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в
налаживании неформального общения. В формальном общении более
продуктивны, следуя предписанной роли.
Мозаичные — представляют собой сочетание нескольких.
В подростковом возрасте, когда характер еще не приобрел своей
окончательной системы черт, целесообразно говорить об «акцентуациях»
характера. Акцентуация (от лат. accentus — ударение) представляет собой
наличие выраженных черт того или иного характера. Это хотя и крайний, но
вариант «нормального» характера. В случае акцентуаций перечисленные выше
три признака психопатии могут отсутствовать полностью, а если они
присутствуют, то по отдельности. В отношении детей до 12 лет в специальной
психологии не принято использовать термин «акцентуация характера», а
используется замещающий термин «трудный характер».
В МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике «Эмоциональные
расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском
возрасте» (F90 —F98).
Рекомендации по взаимодействию с детьми и подростками, имеющими
эмоциональные расстройства и нарушения поведения
При разработке данных рекомендаций мы опирались на классификацию
типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста,
разработанную А.Личко5.
Гипертимный тип
Основная черта этого типа – постоянное пребывание в хорошем настроении,
лишь изредка омрачаемое вспышками агрессии в ответ на противодействие
5 Сводная таблица рекомендаций по взаимодействию с данной категорией детей и подростков представлена в приложении.
окружающих, а тем более при их стремлении круто подавить желания и
намерения подростка, подчинить его своей воле.
Им характерны высокая контактность, словоохотливость, оживленная
жестикуляция. Гипертимы движимы жаждой деятельности, общения, впечатлений
и развлечений. Часто проявляют тенденции к лидерству, что подкрепляется
обычно наличием организаторских способностей. Кроме того, гипертимы весьма
инициативны и оптимистичны.
В конфликтные отношения вступают лишь в условиях жесткой дисциплины,
монотонной деятельности, вынужденного одиночества.
Самый лучший способ нейтрализации гипертима на уроках – включение его в
интересную и доступную для него деятельность. Еще лучше, если эта
деятельность с оттенком лидерства: физорг, бригадир, лаборант-киномеханик и
т.д. Эту деятельность необходимо строить под конкретного подростка-гипертима,
учитывая его интеллект, способности, склонности и др.
В то же время они могут быть активными помощниками учителя, лидерами в
подростковых коллективах, организаторами нужных, полезных дел. Весьма
отзывчивы на доброжелательное, уважительное отношение со стороны педагога.
Циклоидный тип
Главная особенность - периодическое (с фазой от нескольких недель до
нескольких месяцев) колебание настроения и жизненного тонуса. В период
подъема циклоидным подросткам присущи черты гипертимного типа. Затем
наступает период спада настроения, резко падает контактность, подросток
становится немногословным, пессимистичным. Начинает тяготиться шумным
обществом, хотя в конфликты вступает редко. Забрасываются прежние
увлечения, теряется интерес к приключениям поиску. Падает аппетит, возможны
проявления бессонницы, а днем, наоборот, – сонливость. Мелкие неприятности и
неудачи, которые учащаются из-за падения работоспособности, переживаются
крайне тяжело. На замечания и укоры подростки-циклоиды могут ответить
раздражением, даже грубостью и гневом, но при этом в глубине души еще больше
впадают в уныние.
Весьма уязвимы подростки-циклоиды к коренной ломке жизненного
стереотипа (смена места жительства и учебы, потеря друзей и близких).
Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное
состояние или вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками к
самоубийству.
Оптимальная позиция близких и педагогов по отношению к подростку,
находящемуся в субдепрессивной фазе – ненавязчивая забота и внимание (при
этом категорически противопоказаны расспросы типа: «Ну почему у тебя такое
плохое настроение?»). По возможности, необходимо уменьшить в этот период
различные требования к подростку. Для него очень важна в такой момент
возможность теплого контакта со значимым для него человеком: родителями,
другом, любимым человеком.
Лабильный тип
Главная черта этого типа
– крайняя изменчивость настроения его
представителей. В той или иной степени это явление присуще всем подросткам,
поэтому о наличии акцентуации данного типа можно говорить лишь тогда, когда
настроение меняется слишком уж круто, а поводы для этих перемен ничтожны.
Кем-то невзначай сказанное нелестное слово, неприветливый взгляд случайного
собеседника, оторвавшаяся пуговица – подобные события способны погрузить
подростка – представителя лабильного типа – в унылое и мрачное расположение
духа, довести до слез. И, наоборот, малозначительные, но приятные вещи
(скажем, обыкновенный комплимент) существенно улучшают настроение такого
подростка.
Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их
переживания. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит,
и трудоспособность, и желание побыть одному или устремиться в шумную
компанию. Так же меняется и отношение к будущему – оно то оптимистично, то,
наоборот, унылое или даже мрачное.
На фоне колебаний настроения возможны мимолетные конфликты со
сверстниками и взрослыми, кратковременные аффективные вспышки, но затем
следуют быстрое раскаяние и поиск путей примирения.
Хотя иногда лабильные подростки кажутся легкомысленными, на самом деле
в большинстве случаев они способны на глубокую и искреннюю привязанность к
родным, друзьям, любимым. В то же время они чрезвычайно отзывчивы на
доброту, можно даже сказать, что они откликаются на понимание, поддержку и
доброту, и тянутся к их источнику, как подсолнечник – к солнечному свету. Иногда
достаточно непродолжительного, но доверительного, ободряющего, ласкового
разговора, чтобы вдохнуть новые силы в «опустившего руки» лабильного
подростка. Нa заботу о себе он ответит благодарностью и исполнительностью.
Если педагог хочет сделать свое воздействие на лабильного подростка
более эффективным, он должен забыть об упреках и наказаниях, действовать
исключительно добротой и лаской.
Астено-невротический тип (застревающий)
Главными чертами астено-невротического типа являются повышенная
психическая и физическая утомляемость, раздражительность, снижение фона
настроения. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях.
Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физическое
напряжения, например, обстановка спортивных соревнований, оказываются
невыносимыми. Раздражительность более всего сходна с аффективными
вспышками при отчетливо прослеживаемом нарастании раздражительности в
моменты утомления.
Накопившееся раздражение по ничтожному поводу легко изливается на
окружающих, порою случайно попавших «под горячую руку», и столь же легко
сменяется раскаянием и даже слезами. В данном случае аффект – всегда
проявление слабости. Именно его ослабленность порождает повышенную
возбудимость, однако, вспылив, астено-невротик быстро теряет силы. Он
«заводится с полуоборота», не ориентируясь в ситуации: сосед по парте, толкнув
его, сидит с невинным видом, в ответ он с криком обиды ударяет его книжкой и,
оказавшись во всем виноватым, плачет за дверью. Педагог должен знать, что
обнаружив эти «особенности» астено-невротика, другие ученики могут часто
провоцировать его на подобные реакции, дабы нарушить ход урока. Наказывать в
этой ситуации «без вины виноватого» – значит подыгрывать провокаторам.
Склонность к ипохондризации также типичная черта астено-невротиков. Они
внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, «улавливают»
малейшее недомогание, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются
осмотрам и обследованиям. Наиболее часто их беспокоят боли (естественно,
психогенного характера) в области сердца и головы.
У астено-невротиков, как правило, заметны суточные «циклы бодрости и
истощенности». Для интенсивной учебной работы с астено-невротиками педагог
должен, по возможности, использовать их лучшие периоды – это второй, третий
урок, начало и середина недели, первая половина четверти
(особенно
мучительная для таких подростков третья четверть).
Необходимо старательно вуалировать большинство промахов и неудач
подростка, если они явно возникают на фоне истощения. И, наоборот, умело
акцентировать внимание на его успехах. Не лишним будет помнить, что астено-
невротики крайне болезненно реагируют на шутку в свой адрес, от кого бы она ни
исходила.
Сенситивный тип (тревожный)
Это прежде всего чрезвычайно высокая впечатлительность, к которой
позднее
присоединяется
резко
выраженное
чувство
собственной
неполноценности.
Школа пугает таких детей скоплением сверстников, шумом, возней и драками
на переменах, но, привыкнув к одному классу, и даже страдая от некоторых
соучеников, они крайне неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно
старательно, но очень, страшатся всякого рода проверок, контрольных,
экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать
смех или, наоборот, отвечают меньше того, что знают, дабы не прослыть среди
сверстников выскочкой или чрезмерно прилежным учеником.
Контактность ниже среднего уровня, предпочитают узкий круг друзей. Редко
конфликтуют, поскольку обычно занимают пассивную позицию; обиды хранят в
себе, альтруистичны, сострадательны, умеют радоваться чужим удачам. Чувство
долга дополняется исполнительностью. Однако крайняя чувствительность
граничит со слезливостью, что может провоцировать нападки в их адрес со
стороны невоспитанных или раздражительных людей.
К опеке старших относятся терпимо и даже охотно ей подчиняются. Поэтому
часто слывут «домашними детьми».
Сверстники нередко ужасают их грубостью, жестокостью, циничностью. У
себя они также находят множество недостатков, но это недостатки совсем другого
рода – в основном связанные со слабостью воли.
Они
ищут
самоутверждения
именно
там,
где
чувствуют
свою
неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость и общительность.
Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и
заносчивости, пытаются продемонстрировать свою энергию и волю.
Однако, если педагогу удастся установить с таким подростком
доверительный контакт, то за маской «все нипочем» обнаруживается жизнь,
полная самоукоров и самобичевания. Наиболее ранимы сенситивные подростки в
сфере взаимоотношений с окружающими. Непереносимой для них оказывается
ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в
неблаговидных поступках, когда их подвергают несправедливым обвинениям и
т.п. Это может толкнуть такого подростка на острую аффективную реакцию,
конфликт, спровоцировать депрессию или даже попытку самоубийства.
Тревожно-педантический тип (педантичный)
Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются
нерешительность, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец,
легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей,
представлений.
Страхи и опасения тревожно-педантичного подростка целиком адресуются к
возможному, хотя и маловероятному, в его будущем: как бы не случилось чего-то
ужасного и непоправимого, как бы не произошло непредвиденного несчастья с
ним самим, а еще страшнее – с теми близкими, к которым он обнаруживает
страстную, почти патологическую привязанность.
Особенно ярко выступает тревога за мать – как бы она не заболела или не
умерла, как бы с ней не случился несчастный случай. Даже небольшую задержку
при возвращении матери с работы подросток переносит тяжело.
Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся
специально придуманные приметы и ритуалы: жесты, заклинания, целые
поведенческие комплексы (например, идя в школу, обходить все люки, чтобы «не
провалиться при ответе» и т.д.).
Другой формой «защиты бывает особо выработанный формализм и
педантизм («Если все предусмотреть и многократно перепроверить, то ничего
плохого не случится»),
Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, может стать
предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение
тревожно-педантические подростки должны немедленно исполнить, ждать они не
умеют, проявляя удивительную нетерпеливость.
Нерешительность часто приводит к неожиданной самоуверенности,
безапелляционности
в
суждениях,
утрированной
решительности
скоропалительности действий как раз в тех ситуациях, когда требуется
осмотрительность и осторожность.
Часто допускаемая педагогическая ошибка в отношении подростков
тревожно-педантического типа – поручение им дел, требующих общения и
инициативы. Тенденция давать такие поручения
провоцируется тем
обстоятельством, что если эти подростки не прибегают к гиперкомпенсации, то
обычно восприПоэтому педагог в принципе должен избегать делегировать ответственность
аккуратному тревожно-педантичному подростку, поскольку это может вызвать у
него нервно-психический срыв, усиление депрессивной симптоматики. Хотя в
условиях спокойной, размеренной работы, четко регламентированной, не
требующей инициативы и многочисленных контактов, такой подросток чувствует
себя, как правило, хорошо.
Тревожно-педантичному типу не свойственна (за исключением редких
случаев гиперкомпенсации) склонность к нарушениям правил, законов, норм
поведения, курению, употреблению алкоголя, сексуальным эксцессам, побегам из
дому, суицидам.
Для сглаживания акцентуированных черт данного типа педагогам и
родителям можно порекомендовать, прежде всего, постоянно придерживаться
оптимистического стиля общения с подростком, избегать методов наказания и
запугивания, шире практиковать поощрение и поддержку проявлений активности и
самостоятельности.
Особенно
желательны
частые
доброжелательности со стороны близких и учителей.
Интровертированный тип (дистимный)
Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость,
отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание
устанавливать контакт, сниженная потребность в общении; характерны также
сочетание противоречивых черт в личности и поведении – холодности и
утонченной мнительности, упрямства и податливости, настороженности и
легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности,
замкнутости и внезапной, неожиданной назойливости.
особенностью
является
также
недостаток
эмпатии
сопереживанию) в межличностных отношениях.
Иногда духовное одиночество даже не тяготит интровертированного
акцентуата, который живет в своем мире, своими необычными для других
интересами и склонностями, относясь со снисходительностью, пренебрежением
или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Тем не
менее, чаще такие подростки сами страдают от своего одиночества,
неспособности к общению, невозможности найти себе друга.нимаются как очень послушные и исполнительные ученики.
Их поступки могут казаться жестокими, но они связаны с неумением
«вчувствоваться» в страдания других.
Некоторые их выходки действительно носят печать чудачества, но
совершаются без цели привлечения к себе внимания – протекают процессы
внутри.
Угрозу для интровертированных акцентуатов представляет алкоголь, к
которому они иногда прибегают в небольших дозах с целью «побороть
застенчивость» и облегчить контакты. Значительное место в жизни
интровертированных акцентуатов занимают увлечения, которые нередко
отличаются постоянством и необычностью. Чаще всего это интеллектуально-
эстетические
хобби
(чтение,
моделирование,
конструирование,
коллекционирование).
Если такой подросток попадает в ситуацию, которая входит в противоречие с
его внутренними принципами, то он может с завидной последовательностью и
стойкостью отстаивать свою позицию
(например, уйти с экзамена, не
согласившись с темой предложенного сочинения).
Особенно бурно они реагируют на неумелые, грубые попытки взрослых
проникнуть в их внутренний мир, «влезть в душу».
Возбудимый тип
Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории
(пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью,
склонностью к агрессии) и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью.
Характерна также напряженность инстинктивной сферы, достигающая в
отдельных случаях аномалии влечений.
Аффективные разряды могут быть следствием дисфории – подростки в этих
состояниях сами могут искать повод для скандала. Но аффект может быть вызван
и теми конфликтами, которые легко возникают у возбудимых подростков
вследствие
их
властности,
стремления
к
подавлению
сверстников,
неуступчивости, жестокости и себялюбия.
Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с
незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка. При
беспрепятственном развитии аффекта бросается в глаза безудержная ярость –
угрозы, циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и
беспомощности противника и неспособность учесть превосходящую силу, В
аффекте очень ярко проявляется вегетативный компонент: побледнение или
покраснение лица, выступает пот, напрягаются и дрожат мышцы лица,
усиливается слюноотделение и т.д.
Отношения с объектом влюбленности почти всегда окрашены мрачными
тонами ревности, с частыми конфликтами и драками с реальными или мнимыми
соперниками.
Как правило, к подростковому возрасту у возбудимых детей происходит
падение мотивации к учебной деятельности, что, тем не менее, часто сочетается
с довольно высокими «претензиями» к своим оценкам. Вообще, ко всему
«своему» они чаще всего относятся с педантичной аккуратностью (в том числе и к
своему здоровью, что удерживает их от употребления «вредных» токсических и
дурманящих веществ, хотя к алкоголю они прибегают довольно часто, «для
поднятия настроения»).
Возбудимый подросток начинает бороться за «благополучные оценки»
самыми разными способами; от заискивания перед учителем до яростных,
тяжелых конфликтов с ним.
В этих условиях педагогу необходимо, с одной стороны, постараться дать
возможность возбудимому подростку действительно «заработать» хорошую
оценку (реализуя принцип дифференциации в обучении), а с другой стороны,
доброжелательно и доказательно аргументировать выставление подростку той
или иной оценки.
Очень важно также вообще не провоцировать конфликты, учитывая, в
частности легкую эмоциональную заражаемость возбудимых подростков – ни в
школе, ни дома они не в состоянии сохранить безразличие или проявить
выдержку, причем не только в конфликтной, но и в предконфликтной ситуации. На
уроке спровоцировать аффективную вспышку у возбудимого подростка может,
например, раздражительная, несдержанная манера поведения учителя, грубость
его речи (причем совсем не обязательно, чтобы это было адресовано именно
возбудимому подростку).
Одним из способов коррекции поведения возбудимых подростков является
апелляция к их сознанию, анализ и оценка их поведения в процессе
индивидуальной беседы. Речь, конечно, не идет о банальном «Ну, разве ж так
можно!». Такая беседа должна представлять собой устный, а иногда и
письменный, компромиссный договор.
Во-первых, упор нужно сделать на вред, который подросток приносит себе
или своим близким (если у него есть действительно значимые для него близкие).
38
Затем, проявляя искреннюю заинтересованность проблемами подростка,
попытаться в совместном поиске выбрать из всех компромиссных (то есть
устраивающих и других) способов решения проблемы такой, который был бы для
него наиболее приемлемым. Учитывая прагматизм подростков данной группы,
такие соглашения (при четком соблюдении их обеими сторонами) вполне реальны
и довольно действенны.
Очень важно, чтобы в процессе беседы ученик играл активную роль, учился
говорить о своих ощущениях, переживаниях, проблемах, так как бедность речи,
неспособность четко и аргументирование выразить свою мысль может
провоцировать аффективные вспышки возбудимых в конфликтных ситуациях.
Демонстративный тип
Главные черты этого типа: беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда
внимания к своей особе, восхищения и почитания. Подростком предпочитается
даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не
безразличие и равнодушие по отношению к себе.
Все, что приятно, что направлено на приукрашивание своей особы,
демонстративный тип тщательно сохраняет и гипертрофирует; все, что имеет
нейтральное, а тем более, противоположное значение, вытесняется из памяти и
сознания.
Неизменно стремление добиваться для себя всевозможных льгот и
послаблений за счет других (семьи, одноклассников, коллег и т.д.). Попытки его
реализации идут по двум направлениям: во-первых, предпринимаются шаги с
целью вызвать по отношению к своей персоне как можно больше симпатии,
уважения, восхищения и т.д.; во-вторых, если не срабатывает первый способ, со
стороны окружающих стимулируются чувства сострадания и сочувствия.
На случай неудачи резервируется еще и третий путь – эпатаж, паясничание,
нарушения дисциплины, то есть – привлечение к себе внимания через негатив.
Описанным проявлениям демонстративности часто сопутствуют высокая
мимикрия в поведении (в зависимости от специфики среды – школа, улица, дом –
подросток
выступает
в
весьма
различающихся
ипостасях,
включая
патологическую, направленную на приукрашивание своей персоны, лживость).
Отношение к учебе у демонстративных подростков зависит от того, насколько
учебная деятельность способствует удовлетворению ведущей установки
демонстративных (добиться эффекта признания, «блеснуть», тем или иным
образом). Так, при развитом интеллекте успеваемость у таких подростков чаще
всего хорошая, но избирательная: лучше по тем предметам, которые преподают
учителя, сумевшие установить хорошие отношения с подростком (уделяющие ему
особое внимание), и наоборот, масса проблем, вплоть до полной неуспеваемости,
по предметам, с преподавателями которых у демонстративного подростка не
сложились желаемые для него отношения (при этом свои учебные неудачи он
объясняет практически всегда внешними обстоятельствами).
Если в учебе демонстративному подростку по тем или иным причинам не
удается выделиться, то он выбирает иной способ привлечения внимания к себе:
бравада, паясничание, отклонения в поведении. Успеваемость в таких случаях
падает, наступает полное безразличие к учебе.
Очень часто демонстративные подростки досаждают учителям на уроках
своей болтливостью, постоянными отвлечениями, шутками и т.д. В этой ситуации
хорошо себя зарекомендовал следующий прием:
Вначале педагог идет навстречу потребности демонстративного – подростка
в повышенном внимании: часто хвалит его, делает в его адрес разного рода
нейтральные замечания, обращает к нему свой взгляд, подходит к нему, смотрит
в тетрадь и т.д. В результате подросток сразу же начинает лучше себя вести,
возрастает продуктивность его учебного труда,
На втором этапе, когда закрепились положительные результаты первого
этапа, учитель обращает внимание на демонстративного подростка только тогда,
когда его поведение и деятельность соответствуют ожиданиям педагога,
подкрепляя тем самым положительные сдвиги в его поведении.
Наконец, на третьем этапе, когда положительные тенденции в поведении
демонстративного подростка окончательно закрепились, педагог переходит к
прерывистой схеме подкрепления, – обращает на него внимание лишь в ответ на
проявления положительного поведения, постепенно увеличивая при этом
интервалы между отдельными подкреплениями. Постепенно, в результате
постоянного подкрепления недемонстративного поведения и торможения
проявлений демонстративного поведения, последнее угасает, подросток изживает
свою акцентуацию.
Другим методом модификации поведения демонстративного подростка
являются систематические индивидуальные беседы с ним, формирующие у него
понимание того, что наиболее надежным, устойчивым способом привлечения
внимания окружающих, уважения и заботы с их стороны является социально
ценная, полезная для других деятельность. Это могут быть различные классные и
общешкольные мероприятия, драматический кружок, выставки, конкурсы и другие
дела, где демонстративные подростки получат возможность действительно
«блеснуть», используя свои, часто незаурядные задатки к актерскому
исполнительству и литературному творчеству.
Неустойчивый тип (экзальтированый)
Основная черта представителей этого типа – патологическая слабость воли.
Их безволие, прежде всего, проявляется, когда дело касается учебы, труда,
исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними
родные, старшие, общество. Однако и в развлечениях неустойчивые подростки не
обнаруживают особой напористости, скорее плывут по течению, примыкая к более
активным, инициативным сверстникам.
С этим связаны отсутствие, сложной мотивации поступков, недостаточная
способность тормозить свои влечения, удержаться от удовлетворения внезапно
возникшего желания (если его осуществление не связано с какими-либо
трудностями).
Кроме безвольности, отмечается повышенная внушаемость неустойчивых
личностей, их нецелеустремленная криминальность.
Отмечается, что социальное поведение неустойчивых больше зависит от
влияния окружающей среды, чем от них самих. Психическая неустойчивость
(прежде всего волевая) является почвой, на которой нередко формируются
различные варианты невротических расстройств, алкоголизм, наркомания.
У ребенка полностью отсутствует желание учиться. Только при непрестанном
контроле, нехотя, подчиняясь давлению взрослых, они выполняют полученные
задания, но постоянно стараются отлынивать от занятий.
Образцом для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят
немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения.
Для коррекции поведения экзальтированных подростков чрезвычайно важен
полный контроль за их поведением и деятельностью (прежде всего учебной),
система разумно организованных требований. Это должна быть целая система
контрольных мер в школьных занятиях, в семье (проверка результативности
учебы, совместный труд со взрослыми), наполнение досуга неустойчивого
подростка кружковыми занятиями и т.д.
Очень важно, чтобы ужесточение режимных моментов сочеталось с
искренней заинтересованностью взрослых (педагогов, родителей) в успехах
учащегося, происходило на фоне положительных эмоциональных контактов. Но
как только контроль ослабевает, неустойчивый подросток начинает стремиться в
«подходящую компанию».
Диагностика и коррекция эмоциональных расстройств
и нарушений поведения у детей и подростков
Патологический и акцентуированный характер складываются под влиянием
воспитания, соответственно необходимо как можно раньше установить возможное
направление искажений в личностном и социальном развитии. Имея такие
данные, следует организовать среду воспитания и развития подростка таким
образом, чтобы были учтены его слабые и сильные стороны. Главная задача —
обходя провоцирующие факторы, нивелировать проявление слабых сторон и
путем целенаправленного воспитания усилить сильные стороны, имеющиеся у
каждого человека.
Для педагога основным методом в данном случае является изучение
социальной ситуации развития подростка, наблюдение за его проявлениями в
различных
ситуациях,
требующих
по
разным
поводам
взаимодействия с различными представителями социума (решение учебной
задачи,
конфликтная
ситуация,
распределение
обязанностей,
взаимодействие и т.д.).
Не менее важно использовать все данные, которые предоставляет опрос
родителей и самого подростка, оценивая стиль семейного воспитания, его
адекватность индивидуальным и типологическим особенностям ребенка, а также
адекватность самого ребенка в разных проявлениях жизнедеятельности.
Целесообразно включить в содержание опроса следующие темы: раннее
развитие (включая соматическое и психологическое здоровье ребенка) наиболее
тяжелые события, перенесенные ребенком, и реакции на них; реакция на смену
обстановки и необходимое время адаптации к ней (поступление в детский сад,
школу, изменение состава семьи и т.п.); отношения с различными социальными
группами (сверстниками, близкими взрослыми, чужими взрослыми); отношение к
учебной деятельности (общий знак отношения, любимые и нелюбимые предметы,
значимость учебных достижений и неудач); интересы, увлечения, планы на
будущее, сексуальные проблемы, касающиеся первых влюбленностей, связанных
с ними переживаний в аспекте оценки своей привлекательности.
Подобная беседа может разворачиваться только на фоне доверительного
контакта с подростком. При отсутствии такого контакта не следует настаивать, а
отложить разговор и обследование, продумав его построение на будущее.
Психологическое давление, оказываемое на подростка, может привести к
ухудшению психического состояния и углублению дезадаптивных расстройств.
Необходимо быть очень внимательным ко всем поведенческим проявлениям
ребенка/подростка: контактности или замкнутости, эмоциональным проявлениям,
включая мимику, жесты, преобладающий фон настроения и его изменения при
затрагивании различных тем.
При своевременном распознании предпосылок личностного неблагополучия
возможно предотвратить развитие психопатий
дезадаптивных проявлений, разработать пути оптимальной адаптации в социуме
с учетом индивидуальных и типологических особенностей, а также специфики
социальной ситуации развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка ребёнка к школе" контрольная работа
Психолого-педагогические аспекты личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Рассмотрены вопросы: подготовки ребёнка к школе в семье;Педагогическая помощь детского сада в подгот...
. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»
Контрольная работа по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...
Контрольная работа по предмету "Детская литература". Тема: "Фольклор""
Контрольная работа по предмету "Детская литература" Тема: "Фольклор" Выполнила Рябова Ольга Борисовна.План Введение. Ι Фольклор 1.1. Раскрыть понятие фольклор...
Контрольная работа "Праздник ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в детском саду"
Контрольная работа "Праздник ПРЕСВЯТОВ БОГОРОДИЦЫ в детском саду" выполнила Рябова Ольга Борисовна Содержание: I Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.1. Краткая характ...
Контрольная работа по детской литературе "
контрольная работа для студентов педвузов по детской литературе по теме "В.В.Бианки - творец родной земли и многокрасочного мира природы"...
Контрольная работа по ТиМРР у детей Методика работы с художественной литературой в детском саду
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Произведения литературы способствуют развит...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности»
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению ФФНР (на 3 недели)....