Театрализованный проект в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Театрализованный проект в детском саду
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».
К.С.Станиславский
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду “на особинку”. Это тот вид деятельности, где игра воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. И в то же время дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки, осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность и пр.
Актуальность темы:
- Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
- С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
- Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
- Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
Задачи:
Выбор спектакля - серьезная задача для детей. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Воспитатели делают так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание. Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми: музыкальным руководителем, руководителем изостудии, воспитателем и швеей. Педагоги стараются сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. Воспитатели испытывают определенные трудности при организации театрализованной деятельности, в частности постановки спектакля, так как приходится заниматься индивидуально с каждым ребенком, продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности. Однако наш опыт свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому что, если предлагаемое не нравится ребенку, не соответствует его внутренним возможностям, он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в стороне: постановка спектакля - дело многогранное. Для каждого найдется работа.
Включить детей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. Любая сюжетно-ролевая игра - это, по сути, спектакль, просто он проходит обыденно, не на показ, не для зрителей. Педагоги детского сада заметили, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником для воспитателей при подготовке и проведении занятий. Трудности, с которым сталкивается педагог при организации обучения, связаны прежде всего с тем, что для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не имеют смысла. Деятельность, построенная на решении непонятных задач, не вызывает интереса у ребенка и, следовательно не играет особой роли в его развитии. Например, знакомя детей с представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. Поверьте, результат будет гораздо эффективнее и знания гораздо прочнее.
В ходе работы над спектаклями создаются условия для речевого развития детей. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
В работе нашей театральной студии принимают участие не только воспитатели, но и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста от взрослых. Кроме того, в такой совместной деятельности можно лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность наших детей в группах, мы учитываем:
- индивидуальные социально-психологические особенности каждого ребенка;
- особенности эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – раздаем билеты, разносим на подносах угощение гостям, при этом звучит музыка, царит праздник.
Срок реализации: средней продолжительности (до двух месяцев).
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: ролево-игровой.
Состав участников: групповой.
Взаимодействие: музыкальный руководитель, воспитатели, специалисты, дети 6-7 лет.
Цель проекта: творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности. Развивать художественно-эстетический вкус, эмоциональные чувства и комфортное пребывание детей в детском коллективе средой театрального искусства.
Ожидаемые результаты проекта:
Театральная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети не зажаты, выразительны и эмоциональны.
Реализация проекта:
Проект «Марья-искуссница»
Приобщение детей 5 - 7лет к музыкально-театральному творчеству в условиях нашего детского сада осуществляется в рамках создания музыкальной сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. И конечно, умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.
Процесс создания (постановки) музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий от педагогов кропотливой работы. Основной целью создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира. Рассмотрим основные этапы создания музыкальной сказки «Марья-искусница».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап «Выбор произведения»
Сказка - работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен быть коллективным. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит на обсуждение известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива. Так как на подготовку сказки требуются большие временные и творческие затраты.
Как режиссёр и сценарист, многие сценарии к спектаклям я пишу сама, сочиняю песни, подбираю музыкальное сопровождение. Последней театральной постановкой явился спектакль «Марья-искусница». Сказка даёт возможность каждому ребенку побыть артистом и почувствовать свою значимость. Выбор музыкальной сказки не случаен:
- во-первых, тема сказки – сострадание, верность слову, любовь.
- во-вторых, без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – Марья возвращается домой.
- в-третьих, сказка учит не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла
- в-четвёртых, главные герои сказки знакомы ребятам, так как они ходили на экскурсию в библиотеку и там их познакомили со сказкой «Марья-искусница». Узнав о том, что эту сказку им предстоит показать малышам, ребята подготовительной группы принимают решение о ее постановке.
- музыка к сказке написана в лучших традициях российской композиторской школы, что привлекло мое внимание, как педагога.
2 этап « Знакомство с музыкальным оформлением спектакля»
Знакомство с музыкальной сказкой «Марья-искусница» произошло в группе. Дети впервые услышали сказку с музыкальными номерами, которые я, предварительно записала на магнитофон. Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного
3 этап «Какой он - сказочный герой?»
Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры. В процессе работы, я опиралась на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Предлагала рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректировала и помогала, подсказывала наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. В этом мне помогали:
Этюды на мимику
- работа с карточками эмоций с кратким их описанием: «заколдованная Марьюшка», «Хитрая Непогодушка», «Премудрый Водокрут», «Добрый солдат», «Опечаленный Иван», «Простоватый Квак»
- прием «Выбери карточку», «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.
4 этап «Создание сценического пространства»
Создание сценического пространства требует от детей умения ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия. Знать стороны: лево, право, назад, вперед, по диагонали. Определять середину и края. Развитию ориентировки способствуют упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов – заменителей). Педагогу остается, не навязывая своего видения, совместно “обжить” с детьми пространство. Элементы декорации, реквизит находят свое точное место на площадке во время репетиции эпизодов (мизансцен). А элементы костюма находят своего исполнителя.
5 этап «Формирование актерского состава (распределение ролей)»
Дети на протяжении некоторого времени погружались в волшебный мир музыки и сказки, сами создавали его, научились смотреть и слушать. За это время сформировались:
- группа солистов;
- актерская группа;
- танцевальная группа.
Обозначились детские желания, круг интересов, выявились пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли. Проводится последняя костюмированная репетиция.
6 этап «Премьера»
Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкальной сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.
Формируется чувство ответственности за общее дело…
…Афиша готова. Артисты волнуются. Зрители в ожидании. Итак, премьера! Сказка была показана всем воспитанникам детского сада и родителям. С нетерпением и дети, и взрослые ждали телевизионную версию сказки. Увидеть себя по телевизору, да еще в серьезной драматической роли – это настоящий успех! Аплодисменты и сладкие слова благодарности не вскружили головы маленьким музыкантам, впереди гастроли (повторные показы), а это значит, что нужно продолжать трудиться…
7 этап «Повторные показы»
Получив оценку родителей и оценив себя, исполнители желают рассказать сказку неизвестному зрителю. Закрепляя, полученные навыки и умения каждый ребенок индивидуально проявляется, раскрываются его творческие способности.
Результаты проекта:
Работа над постановкой музыкальной сказки «Марья-искусница» способствовала
- развитию у детей интереса к музыкальной и театральной деятельности;
- личностному росту детей, воспитанию сильной, трудолюбивой творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и общему развитию детей;
- повышению профессионального уровня педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».
«Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...
Педагогический проект "Театрализованная деятельность в детском саду"
Этот педагогический проект направлен на развитие у детей артистических способностей и решает ряд задач: 1. Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Последовательно знакомить д...
Проект "Театрализованная деятельность в детском саду".
Проект "Театрализованная деятельность в детском саду" - проект долгосрочный,игровой, творческий....
Проект по организации театрализованной деятельности в детском саду "Театр для всех"
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностны...
Проект "Театрализованная деятельность в детском саду"
Презетация проекта для страшей группы "Театрализованная деятельность в детском саду"...
Приложение к презентации ПРОЕКТ «Театрализованная деятельность в детском саду с детьми 5-7 лет»
Приложение к презентации "Проект «Театрализованная деятельность в детском саду с детьми 5-7 лет»...