Сатья. "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"
статья
В статье рассмотрены основные формы и методы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
Аннотация: в статье рассмотрены основные формы и методы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО.
……………………………………………………………
В современном мире и обществе все большее значение приобретает взаимодействие семьи и учреждения образования, в том числе и дошкольные образовательные учреждения. Именно в этом контексте взаимодействие играет основную роль во всестороннем развитии ребенка – дошкольника.
Так, еще Аристотель отмечал, что семья является первой в общении, при всем многообразии отношений между ее членами, которые в свою очередь создают основу в эмоциональном и нравственном формировании личности ребенка. При этом стоит учитывать что воспитательная функция семьи в условиях современной социокультурной ситуации постоянно понижается. Причиной данного факта являются ряд явлений которые возникают при нестабильности общества, наличии социальной напряженности, эмоциональной нестабильностью.
В данных условиях родители постоянно заняты повседневными заботами и нет времени для занятий с детьми. Ряд родителей перекладывают процесс воспитания на дошкольные образовательные учреждения и при этом воспринимают сам дошкольный возраст как то время когда не требуется особых усилий и внимание. В данном случае дома ребенок чаще всего занят компьютером, телевизором или гаджетами. Не удивительно, что в процессе данного воспитания в семье возникают проблемы в коммуникативной сфере и при взаимодействии. Это также связано с отсутствием компетенции родителей в сфере воспитания детей. Таким образом описанная ситуация воспитания в семье ведет к дефициту общения детей с родителями. Решение данных проблем возможно посредствам вовлечения семьи в процесс эффективного взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Период дошкольного девства - это особенный период в жизни каждого человека, характеризующий формированием здоровья и развитием личности. С другой стороны этот период когда ребенок всецело зависит от взрослых людей – его родителей и педагогов. В ряде исследований можно отметить наличие споров о первоочередности семьи или общества в процессе воспитания ребенка. Некоторые педагоги склоняются в пользу семьи, а другие – отдают первенство учреждениям образования.
При этом современные исследования доказывают, что отсутствие семейного воспитания или его незначительность – ведет к ущербу для развития личности ребенка, так как воздействие семьи является несравнимым и неоспоримым фактом в процессе воспитания.
Отношение к семье и семейному воспитанию менялось в разные эпохи человечества.
В настоящее время отношение к семье в Российской Федерацией находится на высоком и отводится семье больше значение. В Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОО существует в помощь семье. На первый план выходит семья, хотя она рассматривается в тесном взаимодействии с вопросами педагогики.
Чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, сформировать основы полноценной, гармоничной личности, необходимо укреплять и развивать тесные взаимоотношения и взаимодействия детского сада и семьи.
Поэтому активный курс необходим для создания единого пространства для развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье. Для дошкольных учреждений сегодня актуальна проблема дальнейшего углубления существующих представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработки индивидуального подхода к ней.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. В дошкольной педагогике выделяют четыре общих направления работы с родителями:
- традиционное (тематические родительские собрания, консультации, праздники, посещение семьи ребенка, дни открытых дверей и т. д.);
- просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетений, буклеты, «уголки» для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);
- интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, практикумы – семинары и т. д.);
- развитие государственно – общественного управления (работа попечительского совета, родительского комитета).
Таким образом, взаимодействие между семьей и детским садом - это длительный процесс, долгая и кропотливая работа, требующая терпения, творчества и взаимопонимания со стороны педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия (педагог/родитель), основанных на сотрудничестве в режиме общения (игндивидуальные беседы, семейные клубы, дискуссии: круглые столы, обучающие семинары, интерактивные игры, мастер-классы), реализован принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяют педагогам значительно улучшить отношения с семьями, улучшить педагогическую культуру родителей, расширить взгляды детей на различные сферы образования.
Список литературы
- Бухарова И.С. К проблеме взаимодействия ДОО и семьи //Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 4 (24). С. 164-166.
- Ваймер Е.В., Петрова Г.А., Полукчи М.А. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1430-1432.
- Ефремова В.И. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей Сборник научных статей. Ответственный редактор - Т. Н. Семенова. 2015. С. 128-131.
- Зятинина Т.Н., Надежина М.А. Реализация идеи партнёрства ДОО и семьи: выбор форм взаимодействия с родителями // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 629-631.
- Мальцева А.В. Социально-педагогическое проектирования в области педагогического взаимодействия ДОО и семьи как средство возрождения традиций семейного воспитания // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 751-752.
- Наумова Т.В. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания детского коллектива // Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 113.
- Никитина И.М. Программа взаимодействия семьи и детского сада направленная на повышение качества образования в ДОО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 787-789.
- Парфенова О.В. Взаимодействие ДОО и семьи // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей Сборник научных статей. Ответственный редактор - Т. Н. Семенова. 2015. С. 65-68.
- Патрушева З.В. Взаимодействие ДОО и семьи как одно из условий формирования ценностных ориентаций дошкольников // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции. Редакционный совет (НИЦ Апробация):Алиева Б.Ш., Хаджиалиев К.И. 2013. С. 146-148.
- Тимофеева Л.Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации программы // Дошкольная педагогика. 2014. № 7 (102). С. 8-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Социально–педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях"
Социально–педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях. Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест...
Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях
Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...
статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»
В статье затронута актуальная тема , т.к при правильном взаимодействии ГБДОУ и родителей гораздо легче проходит воспитание детей....
Презентация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны зал...
Презентация "Социально педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях"
Создание условий для доверительных, плодотворных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения....
«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»
Основное условие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО являе...
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопред...