Опыты и эксперименты с песком и водой на прогулке в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Примеры экспериментов с песком и водой на прогулке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.

        Познавательный интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштeйн);

        Рассматривая различные взгляды на познавательную активность можно выделить главное: познавательная активность лежит в основе формирования личности ребёнка и является движущей силой его развития.

       По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес -- это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…»

      Предметом познавательного интереса является  познание  окружающего мира, является основой стремления познавать многообразие окружающей действительности, определять  причинно-следственные связи, закономерности. Всё вышеперечисленное будет хорошей платформой для дальнейшего обучения в школе и в жизни в целом.

      В современном мире всё чаще дети сталкиваются с цифровыми посредниками получения знаний. Ребёнок же рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Используя эту биологически заложенную программу наиболее рациональным видится использование детского экспериментирования как оптимального метода развития познавательной активности ребенка.

      В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Задача взрослого подогревать этот интерес и предоставлять возможность для изучения.

      Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

     Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды -в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений.

      Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

     В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

    В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

    Экспериментирование на прогулке является одним из самых доступных видов экспериментирования как для родителей так и для педагогов. Для экспериментов порой не нужно брать ничего особенного. Ниже приведены некоторые из опытов с песком, который часто наиболее доступен для детей.

     Так же можно проводить опыты со снегом, с ветром, водой, льдом и т.д.. Не упускайте возможности в любое время года взять с собою увеличительное стекло, тем самым поможете детям в из развитии и сможете удовлетворить их потребность в изучении окружающего мира и дать платформу для творчества (затем можно рисовать снежинки, строить из конструктора конус и т.п.)

Экспериментирование с песком:

ПЕСЧАНЫЙ КОНУС.

Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

      Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

СВОЙСТВА МОКРОГО ПЕСКА.

  Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

      Оборудование:

1.     Сухой песок и мокрый песок.

2.     2 подноса.

3.     Формочки и совки для песка.

      Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек  из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

      Вывод:  Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в  мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

 ПОГРУЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В МОКРЫЙ И В СУХОЙ ПЕСОК.

      Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

      Оборудование:

1.     Сухой песок и мокрый песок.

2.     Сито.

3.     Два тазика.

4.     Тяжелый стальной брусок.

5.     Маркер.

      Опыт:  Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

      Вывод:  В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

ПЕСОК И ГЛИНА

      Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются.

     Оборудование:

1. Два стакана: с сухим песком и глиной.

2. Лист бумаги.

3.Палочка.

      Опыт:  Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

     Вывод 1: песок - рыхлый, в отличие от глины.

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче.

     Вывод 2: песок - рыхлый, в отличие от глины.

Удивительный песок

           Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

         Оборудование:

1.  2 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая  – с прозрачной водой),

2. лопатка,

3. пластинка,

4. три  оргстекла.

        Опыт 1: Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.

      Вывод 1: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.

        Опыт 2: Почему песок тонет?

В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

     Вывод 2: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой 1-я младшая группа.

Методические рекомендации для воспитателей первой младшей группы....

перспективный план игр-экспериментов с песком и водой 1-я младшая группа

По мнению академика Н.Н.Поддъякова, "... в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы ...

Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой 1-я младшая группа.

Материалы практикующих воспитателей. План составлен с сентября по май. Указаны: № недели, название игры, цель, задачи, оборудование....

Перспективный план игр – экспериментов с песком и водой в 1–младшей группе.

Эксперименты с песком и водой в 1–младшей группе....

Перспективный план игр - экспериментов с песком и водой в первой младшей группе.

Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного...

«Развитие экспериментально-опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой» для детей младшей группы от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»

Развитие экспериментально- опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр- экспериментов с песком и водой....