Проектная деятельность
проект
Презентация о лаборатории "Знайка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_znayka.pptx | 2.06 МБ |
proekt_labaratoriya.docx | 92.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Принято Советом педагогов Протокол № 1 от « » августа 2019г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с № 10 ______________ Л.В.Ганичева « » августа 2019г. |
Программа проекта
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок»
«Лаборатория юного исследователя»
г. Зеленогорск – 2019 г.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект
Познавательно-исследовательская деятельность – эффективный способ самореализации, самораскрытия человека. Познавательная деятельность детей ориентирована на становление исследовательской позиции ребенка, развитие его мотивационной направленности, на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром. В результате мониторинга усвоения образовательной области «Познавательное развитие» установлено 30 % воспитанников старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №10 затрудняются в установлении причинно – следственных связей, умении делать выводы и умозаключения, на основании собственных представлений об окружающем мире. В основной части ООП ДОУ познавательно - исследовательской деятельности отведено менее часа в неделю. В основу проекта вошли методики Г.П.Тугушевой и А.Е.Чистяковой, Н.А.Рыжовой. Реализация проекта «Лаборатория юного исследователя», в формируемой части ООП будет способствовать формированию у воспитанников любознательности, умения ставить исследовательские задачи и прогнозировать результат, делать собственные выводы, разрабатывать самостоятельный алгоритм действия, устанавливать причинно-следственные связи, проводить опыты и эксперименты, делать выводы, умозаключения, фиксировать результаты наблюдений.
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) на основе детского экспериментирования.
Задачи:
- Расширять представления воспитанников о свойствах, качествах предметов, природных явлениях, объектах, некоторых физических явлениях (звук, свет, магнетизм, температура).
- Формировать у дошкольников умение ставить исследовательские задачи и прогнозировать результат, делать собственные выводы, разрабатывать самостоятельный алгоритм действия, устанавливать причинно-следственные связи, проводить опыты и эксперименты, делать выводы, умозаключения, фиксировать результаты наблюдений.
- Формировать умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью, доводить начатое до конца.
- Развивать исследовательские, поисковые умения воспитанников 6 – 7 лет в процессе экспериментальной деятельности.
- Воспитывать культуру безопасного поведения при проведении опытов, и экспериментов.
- Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, стимулировать инициативную активность дошкольников.
Целевая аудитория.
Проект рассчитан на возрастную категорию детей от 6 – 7 лет (старший дошкольный возраст). В старшем возрасте расширение содержания познавательно-исследовательской деятельности осуществляется в практической деятельности. Дети осваивают такие понятия как магнетизм, температура, звук, свет, сила, кислотность; изучают взаимодействие живой и неживой природы. Образовательные задачи старшего дошкольного возраста рассчитаны на выявление скрытых свойств предметов, явлений и выбор оптимального способа экспериментальных действий на основе самостоятельной деятельности или взаимодействии со сверстниками. Проект реализовывается в процессе совместной образовательной деятельности (специально организованная образовательная деятельность, в рамках работы кружка «Лаборатория юного исследователя»), в самостоятельной деятельности (свободное посещение Лаборатории), а также на основе взаимодействия с семьями (родительские мастер – классы, квесты, фестиваль науки).
В детском саду создана экспериментальная лаборатория, а также центры познавательно – исследовательской деятельности в каждой дошкольной группе. Экспериментальная лаборатория представляет собой помещение площадью с оборудованием и материалами для экспериментальной деятельности. Помещение лаборатории доступно для воспитанников старшего дошкольного возраста на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. Групповые экспериментальные лаборатории оборудованы в соответствии с возрастными образовательными задачами.
Формы реализации:
- кружок (1 раз в неделю, совместная деятельность педагога и детей);
- центры познавательно-исследовательской деятельности (ежедневно, совместная и самостоятельная деятельность);
- квест (1 раз в месяц, дети + родители + педагоги);
- игровая площадка «Лаборатория юного исследователя» (лаборатория открыта ежедневно во вторую половину дня, самостоятельная деятельность детей);
- фестиваль науки (октябрь, апрель; презентация результатов собственных исследований).
Формы реализации проекта предполагают последовательное движение ребенка
от совместной деятельности с педагогом и родителями сотворчеству со сверстниками самостоятельной деятельности в центре активности в группе и лаборатории ДОУ представлению результатов своих исследований на фестивале науки.
Последовательность детского экспериментирования.
1.Видеть и выделять проблему
2.Принимать и ставить цель
3.Решать проблемы
4.Анализировать объект или явление
5.Выделять существенные признаки и связи
6.Сопоставлять различные факты
7.Выдвигать гипотезы, предположения
8.Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности
9.Осуществлять эксперимент
10.Делать выводы
11.Фиксировать этапы действий и результаты графически.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Ресурсы:
ДОУ обладает достаточным количеством аудиторных площадей:
- методический центр с библиотекой для родителей, сотрудников ДОУ, воспитанников;
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- познавательно-развлекательный центр «Знайка»;
- лаборатория.
Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: 2 проектора, 2 переносных экрана на штативе, 5 персональных компьютеров, 2 ноутбука, 1 нетбук, аудио, фотоаппаратура и оргтехника, 1 комплект гарнитуры для компьютера, безлимитный Internet.
Информация о команде проекта:
Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель
Портнова А.Ю. – воспитатель группы компенсирующей направленности
Юркова О.В. – учитель – дефектолог
Воронина Л.Н. – учитель – логопед
Гук И.Г. – воспитатель
Ожидаемые результаты проекта:
1. Ребенок имеет первичные представления о свойствах, качествах предметов, природных явлениях, объектах, некоторых физических явлениях (звук, свет, магнетизм, температура).
2. Способен ставить исследовательские задачи и прогнозировать результат, делать собственные выводы, разрабатывать самостоятельный алгоритм действия, устанавливать причинно-следственные связи, проводить опыты и эксперименты, делать выводы, умозаключения, фиксировать результаты наблюдений.
3. Выполняет задание в соответствии с поставленной целью, доводит начатое до конца;
4. Ребенок проявляет познавательную активность, инициативу, любознательность, исследовательские, поисковые умения
5. Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
Дальнейшее развитие проекта:
Совершенствование РППС ДОУ: модернизация помещений ДОУ для расширения пространства образования детей; пополнение лаборатории ДОУ и центров познавательно-исследовательской деятельности новыми материалами и оборудованием (привлечение спонсорских средств);
Повышение квалификации педагогов по теме проекта;
Расширение целевой группы за счет снижения возрастных рамок.
Организационный план проекта:
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | Результат мероприятия |
1. | Подготовительный этап (сентябрь 2018г. – август 2019г.) | |||
1.1. | Организация рабочей группы по разработке и реализации Проекта | Сентябрь 2018г. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | Создана рабочая группа (Приказ по МБДОУ) |
1.2 | Анализ проблемы и постановка цели | Сентябрь 2018г. | Рабочая группа | Определение цели и задач Проекта |
1.3 | Составление календарного плана реализации Проекта | Сентябрь 2018г. | Рабочая группа | Разработан календарный план реализации Проекта |
1.4 | Сбор и изучение информации, научных и учебно-методических разработок по теме проекта. | Сентябрь 2018 г. - август 2019г. | Рабочая группа | Создан электронный и печатный кейс с научными и методическими материалами |
1.5 | Анализ имеющихся ресурсов (имеющиеся и потенциальные кадровые, технологические, материальные ресурсы, SWOT анализ) | Октябрь 2018г. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | Проанализированы ресурсы, имеющиеся в ДОУ для реализации Проекта. Выявлены дефициты, разработан план их устранения |
1.6 | Курсовая подготовка педагогов | Февраль - май 2019г. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | 5 педагогов ДОУ пройдут курсы повышения квалификации «Организация исследования Повышение профессиональной компетентности педагогов в области использования эффективных методов и технологий, способствующих развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. |
1.7 | Анкетирование родителей | Июнь 2019г. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | Анализ спроса на дополнительные мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ |
1.8 | Модернизация «Лаборатории юного исследователя», обогащение РППС групп материалами и оборудованием в центрах познавательно-исследовательской деятельности | апрель 2019г. – июль 2019г. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | «Лаборатории юного исследователя»; Групповые центры познавательно-исследовательской деятельности оснащены современными материалами и оборудованием. |
2. | Основной этап (сентябрь 2019г. - май 2020 г.) | |||
2.1. | Реализация мероприятий проекта | сентябрь 2019г. - май 2020г | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | Достижение планируемых результатов |
2.2 | Проведение теоретических и практических мероприятий для родителей | Август - октябрь 2019г. | Рабочая группа | Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. |
2.3 | Разработка критериев оценки образовательной среды ДОУ в рамках проекта. | Сентябрь 2019 г. | Рабочая группа | Разработаны и апробированы критерии оценки образовательной среды ДОУ |
2.4 | Разработка критериев оценки овладения воспитанниками знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | Январь 2019 г. | Рабочая группа | Разработана диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. |
2.5 | Привлечение родителей к совместным мероприятиям | Сентябрь 2019 г. – май 2020 г. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | Участие родителей в 100% мероприятий в рамках проекта |
2.6 | Текущий контроль качества реализации мероприятий в рамках Проекта | Сентябрь 2019г. – май 2020 г. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | Аналитические отчеты |
3 | Заключительный этап ( июнь - август 2020г.) | |||
3.1 | Анализ достижений цели и решения задач в проекте, соответствия результата замыслу проекта. Оценка качества выполнения плана реализации Проекта | Май 2020г. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | Анализ достижения цели, решения задач Проекта |
3.2 | Разработка рекомендаций по созданию и реализации системы педагогического сопровождения познавательно – исследовательской деятельности детей. | Июль 2020г. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | Кейс методических рекомендаций по реализации Проекта |
3.3 | Определение перспектив использования продукта и развития Проекта | Август 2020г. | Рабочая группа | Определены перспективы использования продукта и развития Проекта. |
3.4 | Реализация мероприятий, направленных на практическое функционирование и распространение опыта Проекта. | Ващенко Ю.Н. – старший воспитатель | Тиражирование успешного опыта реализации Проекта |
Риски проекта
Риски в реализации проекта | Пути их преодоления |
Мотивационная незаинтересованность родительского сообщества в участии в Проекте. | Высокий уровень постановки мотивационных задач. Убедительная аргументация в демонстрации значимости, возможностей и позитивных эффектов Проекта. |
Снижение интереса детей к опытно – экспериментальной деятельности. | Использование разнообразных форм работы с детьми, стимулирующих познавательную активность детей. |
Приложение №1
Анкета для родителей
Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок в ДОУ углубленно занимался опытно – экспериментальной деятельностью?_________________
Проявляет ли Ваш ребенок интерес к экспериментированию?_________________________________________
В чем это проявляется? (нужное подчеркнуть)
Ребенок интересуется опытами.
Пытается экспериментировать самостоятельно.
Просит Вас принять участие в экспериментах.
Интересует ли Вас данная тема?________________________
Хотели бы Вы участвовать в опытно – экспериментальной деятельности совместно со своим ребенком?________________________________
Приложение №2
Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности (6-7 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Занятие | Опыт | Цель | Материал | Литература | |
Сентябрь | I. | «Наши помощники» | Занятие № 1 | «Слушай во все уши» | Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. | Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. | Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68. | |
II. | Занятие №2 | «Как мы чувствуем запахи?» | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования. | Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы). | Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.71. | |||
III. | «Знакомство со свойствами воздуха» | Занятие №1 | «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление. | Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги | Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43 Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94. Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159. | ||
IV. | «Может ли растение дышать?» | Занятие № 1 | «Нужен ли корешкам воздух? « «Есть ли у растений органы дыхания?» «Вверх к листочкам», «Как увидеть движение воды через корешки?» | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений. | Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа. Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.28 | ||
Октябрь | I. | «Вода в природе и в быту». | Занятие № 1 | «Вода – помощница» | Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. | Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.41-42. | |
II. | Занятие №2 | «Вода – источник жизни» | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.43, Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11. | |||
III. | Занятие № 3 | «Откуда берется вода?» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека. | эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода», схема «Круговорот воды в природе», глобус. | Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.70-73 | |||
IV. | Занятие № 4 | «Вода – растворитель» | Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. | Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло. | Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.46, Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.41-42. | |||
Ноябрь | I. | «Магнит – фокусник» | Занятие №1 | «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. | Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки, | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.48-49., Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» №21 стр. 91 (Испытание магнита) | |
II. | «Сила тяготения» | Занятие №1 | «Почему все падает на землю» | Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51 Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.47 | ||
III. | « Хитрости инерции» | Занятие №1 | « Хитрости инерции» | Познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. | Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо. | Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 5,8 стр.48,55. | ||
IV. | «Что мы знаем о времени» | Занятие №1 | «Что мы знаем о времени» | Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время». | глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами» | Тугушева, стр.80 | ||
Декабрь | I. | «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» | Занятие №1 | «Ящик ощущений» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. | Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. | Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23 | |
II. | Занятие №2 | «Живые камни» | Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. | Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. | Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10. | |||
III. | «Как появляются горы?» | Занятие №1 | «Извержение вулкана». | Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. | иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка. | Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 87-91 | ||
IV. | «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?» | Занятие №1 | «Твердая вода» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85; | ||
Январь | I. | «Если зимушка пришла, много снега принесла» | Занятие №1 | «Какие свойства», «Твердые - жидкие» | Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. | емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54. | |
II. | «Огонь – друг или враг» | Занятие № 1 | 1. Как первобытные люди добывали огонь? 2. Человек подчинил себе огонь. 3. Чем тушить огонь? Свеча в баке. | Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. | Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145. | ||
III. | «Кто как видит » | Занятие №1 | 1. Одинаково ли видят оба глаза. 2. Как видят заяц и птица. 3. Какие глаза видят лучше: большие или маленькие? 4. Как видит крот | Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни. | повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных. | А.И.Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр.169. | ||
IV. | «Как увидеть и услышать электричество» | Занятие № 1 | «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 28, стр.106. | ||
Февраль | I. | Занятие № 2 | «Почему горит фонарик?» | Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. | картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 29,стр.110 | ||
II. | Занятие № 3 | «Электроприборы» | Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность. | Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167. | |||
III. | Тайны живой природы | Занятие №1 | Для чего растениям плоды? | Формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования | Комнатное растение, трубочки для коктейля. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением. | Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014. | ||
IV. | «Первоцветы. Как растут растения?» | Занятие № 2 | «Что внутри?»; «Вверх к листочкам» | Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям. | стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.86. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.34. | ||
Март | I. | «Где растения любят жить?» | Занятие № 3 | «Где растения быстрее получат воду», «Хватает ли света?» | Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. | горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.87. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.38. | |
II. | «О чем поют весной птицы?» | Занятие № 1 | «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода» | Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл.презентация. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.104-105. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.40 | ||
III. | «Кто как гнездо вьет?» | Занятие № 2 | «У кого какие клювы», «Без рук, без топора, построена изба» | Развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц. | плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки. Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.104-105. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.32, 40 | ||
IV. | «Солнце, Земля и другие планеты» | Занятие № 1 | «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. | Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы. | Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с прир.объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г. , с.19. Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136. | ||
Апрель | I. | «Этот загадочный космос» | Занятие № 2 | «Этот загадочный космос» | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. Материал: Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Опыт: «Темный космос», «На орбите» | фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка. | Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.55-56 | |
II. | «Рукотворный мир» | Занятие № 1 | «Родственники стекла», «Мир вещей». | Учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла. | предметы из различных материалов, эл.презентация. | Гризик Т.И. Познаю мир. – с. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.59. | ||
III. | «Радуга в небе» | Занятие №1 | «Радуга в небе» | Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать любознательность и внимание. | стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г. | ||
IV. | «Откуда радуга берется?». | Занятие № 2 | «Как увидеть радугу?» | Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. | Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005, с.150. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование .–М., 2005 г., с.63. | ||
Май | I. | «Свет вокруг нас». | Занятие № 3 | «Мыльные пузыри». | Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Цветовой волчок или юла | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 31,стр.115. Опыт: «Волшебный круг». | |
II. | «Волшебный круг». | Занятие № 1 | «Волшебный круг». | Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света. | Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18. | ||
III. | Четыре сезона (природные явления) Спокойной ночи, солнышко! | Занятие №1 | Четыре сезона (природные явления) Спокойной ночи, солнышко! | Формировать начальные представления о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света. | Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014. | ||
IV. | Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Занятие №1 | «Превращения песка и глины» | Познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования | ||||
Июнь | I. | Предметы с секретом
| Занятие №1 | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Деревянный мир. | Продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | Губки, деревянные бруски, емкости с водой. | Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. | |
II. | Предметы с секретом | Занятие № 2 | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Картон. | Познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | Картон. | Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. | ||
III. | Предметы с секретом | Занятие № 3
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Стеклянный мир. | познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, свечка, алгоритм описания свойств материала. | Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016. | ||
IV. | Предметы с секретом | Занятие № 4 | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Какие разные игрушки! | продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М.: АРКТИ, 2015. | |||
Июль | I. | Предметы с секретом | Занятие № 5 | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Поплаваем? | Учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования | Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы - скрепки, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода. | Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014. | |
II. | Предметы с секретом | Занятие № 6 | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). Мыльные сказки. | Учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям | Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, мыльные пузыри. | Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирования, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016. | ||
III. | Предметы с секретом | Занятие № 7 | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Сравнение свойств резины и древесины.
| Закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес | Деревянная палочка, надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма, лист бумаги, карандаши ( на каждого ребенка). | Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М.: АРКТИ, 2015. | ||
IV. | Предметы с секретом | Занятие № 7 | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Магнитная сила. | Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям | Пластмассовая тарелка, фанера, картон, оргстекло, фольга, ткань, бумага, стакан с водой, магнит, мелкие, реагирующие на магнит предметы, емкость с песком и мелкими металлическими предметами. | Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016. | ||
Август | I. | Предметы с секретом | Занятие № 8 | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Ткань «Сминаем - разминаем» | Продолжать знакомить детей со свойствами ткани в сравнении; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | Ткань | Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. | |
II. | Предметы с секретом | Занятие № 9 | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Глиняные превращения. | продолжать учить детей выделять свойства исследуемого объекта (глины), самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | глина, лупа, тарелки, стеклянные банки с песком и глиной, полиэтиленовые крышки с отверстием, резиновая трубочка с грушей, карта – схема. | Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.:Детство-Пресс, 2014 | ||
III. | В цветнике | Занятие № 1 | В цветнике
| Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; закреплять умение формулировать выводы в ходе практических действий; развивать любознательность | Комнатное растение, трубочки для коктейля, лупа, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением | Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016. | ||
IV. | Прилип, как репей! | Занятие № 2 | Прилип, как репей! | закреплять умение детей устанавливать взаимосвязь внешнего вида растений с их приспособляемостью к окружающему; развивать любознательность | Растения, трубочки для коктейля, лупа, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением | Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016. |
Приложение 3
Последовательность детского экспериментирования.
- Видеть и выделять проблему
- Принимать и ставить цель
- Решать проблемы
- Анализировать объект или явление
- Выделять существенные признаки и связи
- Сопоставлять различные факты
- Выдвигать гипотезы, предположения
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности
- Осуществлять эксперимент
- Делать выводы
- Фиксировать этапы действий и результаты графически.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Приложение 4
Механизм оценки результатов
Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.
(6 – 7 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Часть 2 .Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: «Структурно – логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте» Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Творческий Центр «Сфера» М., 2009.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других. | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом) | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание. |
Вывод:
Заведующий МБДОУ д/с №10 Ганичева Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...