Пальчиковые игр
материал (средняя группа)
Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. В настоящей программе представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласование движения рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Разминка
Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
(сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки)
Погладим котенка
- Киса, кисонька, кисуля! –
Позвала котенка Юля .
- Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой.
(одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев)
Моя семья
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок)
Наш малыш
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
( согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Шалун
Наша мама варила кашу,
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
(На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Качели
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
(соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо – пальцы раздвигать. Влево – мягко соединить подушечки пальцев.
Веер
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
(Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
(поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Детки
Раз –два – три – четыре – пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
(Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их кулачок, начиная с большого.
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем – второй, а в заключение – двумя руками.
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
На работу
Большой палец встал один.
Указательный – за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»
На работу им пора.
(сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.
За работу
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.
Пальчики
Раз - два – три - четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз - два – три - четыре – пять –
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Мы считаем
Можно пальчики считать:
Раз - два – три - четыре – пять.
На другой руке – опять:
Раз - два – три - четыре – пять.
(Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
Утята
Раз-два – шли утята.
Три-четыре – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался –
Громко-громко запищал:
-Пи-пи-пи – не пищи!
-Мы тут рядом, поищи!
(Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Здравствуй
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Воздушные щелчки
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугавшись щелчка,
Разбежались кто куда.
(Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3раза). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Коготочки
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…
(сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами»
Комарик
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
(Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это – «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это «лапки»).
Оса
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.
Большой братец
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Вертолет
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
(Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
Человечек
«Топ-топ-топ!» - топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
(указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.
Дождик
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!
(Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Коза рогатая
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
- Кто кашу не ест,
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю!
(Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!» «козу» «напускать» на ребенка.
Зайчик
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
(Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
Улиточка
У улитки – крошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
(Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками»
Кольцо
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.)
Зайчик – кольцо
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое –
Блестит, словно золотое.
(Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
- Пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
- Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Очки
- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали –
Очевидно, их украли!
(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
Стульчик
«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
(Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз», «два».
Флажок
Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажег.
(Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
Домик
Дом мы строим выше, выше!
Есть окошки в нем и крыша.
(Создать угол – «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястье, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом»
Шарик
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
(Кончики пальцев обеих ру прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.
Мизинчик
Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что все это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
(кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Пальчик – мальчик
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем –
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел!
(Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.
Солнце
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
Деревья
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы)
Цветок
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион!
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».
Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного повернуть. Получается большой, раскрытый «цветок».)
Бабочка
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».
Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.)
Птички
Птички прилетели,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.
(Пальцы обеих рук производить движениями вверх-вниз.)
Птенчики в гнезде
Улетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
Веселые маляры
Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
(Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами)
Курочка пьет воду
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
И пила водицу
Прямо из корытца.
(Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки).
Качаем лодочку
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
(Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево- вправо.)
Веселый оркестр
Кот играет на баяне,
Зайка наш – на барабане.
Ну а мишка – на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
(Имитировать игру на разных музыкальных инструментах).
Считалка
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
(Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные – в кулачок.)
Гусь
Гусь сердитый зло гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
(Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»)
Черепашка
- Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней.
(Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.)
Крестики и нолики
У меня на столике
Крестики и нолики.
Захотел Илья Пятков
Сделать их из пальчиков.
И фигуры у него
Получаются легко.
- Захотите – научу
Девочек и мальчиков
Делать их из пальчиков.
(Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:
- Крестики – зацепить безымянный палец за мизинец (или средний – за указательный). Удерживать это положение пальцев как можно дольше;
- Нолики – соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и с мизинцами;
- Одновременно удерживать созданные из пальцев одной руки крестик и нолик.
Братцы
Пошли два братца
Вместе прогуляться,
А за ними еще два братца.
Ну а старший – не гулял,
Очень громко их позвал.
Он за стол их посадил,
Вкусной кашей накормил.
(Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.)
Крючочки
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)
Ладонь – кулак
- Хочешь? Тоже делай так:
То – ладонь, а то – кулак.
(Руки положить на стол:
- Ладони прижать к столу;
- Одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»);
- Разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»).
Для усложнения – увеличить темп движения.).
Предметная деятельность
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
- Застегивание и расстегивание пуговиц;
- Шнурование ботинок;
- Шнурование на специальных рамках;
- Нанизывание колец на тесьму;
- Игры с мозаикой;
- Сортировка мозаики по ячейкам;
- Игры с конструкторами;
- Перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.Пальчиковые игр...
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".
На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....
Сборник пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр.
В сборнике представлены пальчиковые гимнастики и игры для детей средней группы....