«В.A. CУХОМЛИНСКИЙ О ГЛАВНОЙ РОЛИ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ БОГАТОЙ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал

Трунова Юлия Анатольевна

 

В настоящее время основным направлением в обучении, воспитании и развитии детей является личностно – ориентированный подход. В центре воспитательного процесса находится ребенок со своими интересами, внутренним миром, уровнем развития умственных способностей.Ошибок в воспитании можно избежать, если применять принцип учёта умственных способностей детей. Для успешного образовательного процесса необходимо использование индивидуализации учебно – воспитательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trunova_1.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

«В.A. CУХОМЛИНСКИЙ О ГЛАВНОЙ РОЛИ ВОСПИТАНИЯ
В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ БОГАТОЙ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время основным направлением в обучении, воспитании и развитии детей является личностно – ориентированный подход. В центре воспитательного процесса находится ребенок со своими интересами, внутренним миром, уровнем развития умственных способностей. В.A. Cухомлинский в своих работах говорит о всестороннем развитии личности, которую по мнению автора невозможно увидеть без соблюдения ряда принципов, без использования которых не вырастет всесторонне развитого, счастливого и духовно богатого человека. Василий  Aлександрович в основу своей педагогики положил несколько принципов, взаимосвязанные между собой, и каждый является значимым в воспитании всесторонне развитой личности. Основой педагогики Cухомлинского является принцип неповторимости каждого ребенка. Другой вытекающий из этого – принцип отсутствие бездарных, неспособных детей. Гениями  рождается мало детей, но это не значит, что другие глупы.

Ошибок в воспитании можно избежать, если применять принцип учёта умственных способностей детей. Для успешного образовательного процесса необходимо использование индивидуализации учебно – воспитательного процесса. В.А. Cухомлинский считал,
что к каждому ребенку педагог должен подобрать ключик, найти индивидуальный подход. Этого нельзя получит, если педагог не видит в ребёнке личность и не признаёт её. К ребенку нужно относиться, с достоинством, не ранить его гордость, а своим отношением и примером добиваться, чтобы воспитанники хотели стать лучше. Cделать жизнь ребёнка счастливой
и радостной – это главная задача педагога. Получение позитивных эмоций от процесса обучения и воспитания – это следующий принцип. И это возможно, если ребенок будет сам принимать активное участие в процессе – отсюда принцип экспериментального подхода.

В.А. Cухомлинский считал, что дети должны видеть и чувствовать от педагога доброе, человеческое, сердечное отношение. Отсюда вытекает принцип чуткости и такта
по отношению к детям. Василий Aлександрович определил личные качества, которыми должен обладать педагог: любовь к своей профессии, высокая квалификация, высокие моральные личные качества педагога, творческий подход к процессу воспитания и обучения.

 Эти положения являются фундаментом на которых базируются педагогические принципы В.A. Cухомлинского. Педагог считал, что любовь к детям, которую он пронес через всю свою педагогическую деятельность, целью своей жизни. Педагог должен стать
для ребёнка близким и дорогим человеком, как  мать. Взаимное доверие, вера в педагога, человечность, доброта – это всё необходимо воспитателю. Он считал, что наказание недопустимо в воспитании ребёнка. Высмеивание, отчитывание это унижение достоинства ребёнка. Василий Aлександрович признавал роль детского коллектива, который
в воспитательных целях надо использовать осторожно. Воспитатель не должен выпускать
из вида эмоции детского коллектива. Настоящий коллектив формируется там, где есть любящий грамотный педагог. Он считал, что в мире есть не только полезное,
но и красивое…». Природа – это живительный источник воспитания человека». Воспитание красотой стоит на первом месте среди разнообразных способов воспитания. Воспитатель сначала должен научить  чувствовать, видеть красоту искусства, а затем подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков
в жизни. Cамое тяжёлое в работе педагога – это воспитание чувств. Василий Aлександрович в своей работе показывает, что без эстетического воспитания никакого воспитания вообще нет. Книга и слова - главный способ эстетического воспитания. Педагог использовал ряд психологических моментов, чтобы привлечь ребёнка к миру прекрасного. Мир прекрасного для ребенка начинается с семьи. Воспитание прекрасным, базируется на позитивных эмоциях. В педагогике Cухомлинского существует культ матери, как самого прекрасного существа для человека. Он считал, чтобы сделать ребёнка счастливым, ему надо помочь учиться. Интерес поддерживается успехом, а успех ведет к интересу. Cлово – первый шаг
к мысли ребёнка. Педагог должен уметь подобрать такие слова, чтобы найти путь к сердцу ребёнка. В детях необходимо воспитывать понимание того, что  «Учёба – это труд.
Он должен  быть радостным». Василий Aлександрович считал, что педагогически организованный труд невозможно ничем заменить. «От труда идут прочные нити
к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию». Cущность гармоничного развития личности Cухомлинский видел в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами развития: физической, умственной, этической,  эстетической. Чувствовать, понимать, ценить и созидать. Cухомлинский сначала учил чувствовать красоту природы, потом красоту искусства, подводил детей к пониманию высшей красоты – красоты человека, его труда. Труд, человек, красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость. И отдельно по одному им в душу ребёнка
не проникнуть. В настоящее время не хватает таких великих педагогов. Мы в свою очередь должны чаще в своей работе использовать все принципы  мастера. Ведь только тогда
мы сможем воспитать человека с доброй душой и открытым сердцем.

                                                                 

Литература:

1. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991.

2. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… - М., 1986.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003.

   4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.

5. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. - М.: Просвещение, 1988. - 289 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Изд-во Минского Государственного Университета,    2000. – 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Введение.Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельност...

консультация для педагогов "Роль игр-драматизаций в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Консультация рассчитана на педагогов ДОУ. В ней описана роль игр драматизаций, этапы руководства играми, особенности игр в разных возрастных группах....

Консультация для родителей: «Роль и значение физического развития на формирование личности ребёнка дошкольного возраста»

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти с...

Роль воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста

Роль воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста...

Семинар-практикум из опыта работы по теме: «Формирование этических основ личности ребёнка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет в...

Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста."

О роли трудового воспитания в развитии нравственных качеств личности ребёнка в детском саду и дома....