Организация проектной деятельности в средней группе по теме: «Кипит самовар, во все стороны пар»
проект (средняя группа)
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще – область прошлого. Но, как ни странно, они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.
Цель: расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proekta_pro_samovar.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в средней группе по теме:
«Кипит самовар, во все стороны пар»
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный (3 неделя)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность:
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще – область прошлого. Но, как ни странно, они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.
Цель:
- расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения;
- развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки;
- обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.);
- развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
- Дополнить уголок по патриотическому воспитанию необходимой атрибутикой по теме проекта, а также всем необходимым для проведения сюжетно- ролевой игры «Чаепитие у самовара»
- побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития;
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- воспитывать уважение к предметам старины.
Предполагаемый результат:
- У детей сформированы элементарные знания о народных традициях.
- Дети заинтересованы темой о самоваре, проявляют познавательную активность.
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Продукт проектной деятельности:
- Сюжетно-ролевая игра « Чаепитие у самовара».
- Мини-выставка «Русский самовар»
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка конспектов занятий.
- Подбор игр по теме.
- Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
- Сбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички).
- Подготовка презентаций для родителей и детей.
- Подготовка ТСО.
- Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «Батюшка Самовар»
- Подготовка консультаций для педагогов и родителей, папок-передвижек для родителей.
II этап – познавательно-творческий
Работа с детьми:
- НОД «Знакомство с самоваром» (ознакомление с окружающим миром).
- НОД «Самоварчик» (изобразительная деятельность – лепка).
- НОД «Золотые завитки на самоваре» (изобразительная деятельность – рисование в технике хохлома)
- Аппликация «Самовар с баранками»».
- Пальчиковые игры «Чайничек», «Пирог», «Пирожки», «Идём в гости», «Помощники».
- Артикуляционные игры «Самовар», «Чашечка», Чаепитие».
- Сюжетно-ролевые игра «Чаепитие у самовара».
- Дидактические игры «Кухонная утварь», «Накроем на стол».
- Дыхательное упражнение «Чайничек».
- Физкульминутки «Посуда», «Чайник», «Пирог», «Чайная ложка».
- Рассматривание картин, иллюстраций, изображающих чаепитие, различные виды и формы самоваров.
- Просмотр презентации «Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции».
- Чтение: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар».
- Прослушивание мелодий: «Пых-пых, самовар», «Барыня – Самовар».
Работа с родителями:
- Папка-передвижка «Самовар».
- Консультация для родителей «Сохраним добрые, народные - обычаи и традиции»
Работа с педагогами:
- Создание альбома «Русский самовар».
- Консультация «Приобщение детей к народным традициям».
III этап – заключительный
- Создание мини-выставки «Русский самовар»
- Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие у самовара»
Вывод:
Проект «Кипит самовар, во все стороны пар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная мини - выставка про самовар и сюжетно-ролевая игра « Чаепитие у самовара». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
Используемая литература:
- Комарова Т.С. – Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Шанина С.А., Гаврилова А.С. – Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. (Готовимся к школе). – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.
- Лещинская В.В., Иевлев А.И. – Развивающие игры с детьми до 3-х лет. (Серия: «Домашняя библиотека»). – ООО «Аделант», 2010.
- Коваленко З.Д. – Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Стефанова Н.Л. – Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Новиковская О.А. – Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.
- Интернет-ресурсы.
Консультация для родителей «Сохраним добрые, народные - обычаи и традиции»
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение, русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Как не вспомнить слова пушкинской Татьяны: «Мне скучно, поговорим о старине». Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть… «Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его. Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию. В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов. В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие – и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла. От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки – обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек, выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб. Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках. Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера. Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу. Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание. В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг. Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка. Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»
Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»...
Особенности организации проектной деятельности в условиях группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием.
в помощь воспитателям...
Статья на тему: Организация проектной деятельности в младших группах.
В данной статье рассказывается о том, как правильно организовывать проекты в младших группах. Виды проектов и их особенности....
Организация проектной деятельности в средней группе по теме «Снеговик – лучший друг Деда Мороза».
Тип проекта: информационно - творческий;Длительность проекта: краткосрочный (2 недели)Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы....
Технологическая карта организации проектной деятельности подготовительной коррекционной группы "Наш новый друг - дубок"
В данной карте мы использовали информационно-коммуникативные, здоровсберегающие, поисково-позновательные и проблемно-игровые технологии....
Технология организации проектной деятельности детей среднего возраста по теме: "Сказочная жар- птица"
Используя в качестве воспитания декоративное искусство, позволяет эффективно развивать у ребенка творческую фантазию, хороший эстетический вкус, а также являясь по происхождению искусством народным, п...
Консультация «Организация проектной деятельности в младших группах»
Консультация «Организация проектной деятельности в младших группах»...