Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Под грибом"
план-конспект занятия (старшая группа)

Браткова Юлия Фёдоровна

Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы

- Активизировать речевую деятельность детей;

- Побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

- Воспитывать любовь и интерес к авторской сказке;

- Учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

- Развивать образное мышление, актёрские способности;

- Развивать мимическую активность;

- Способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

- Воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pod_gribom.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Дети входят в зал и становятся на полукруг

Воспитатель: 

Мы приветствовать вас рады,
В стенах нашего детсада!
Собрались мы не напрасно,
В этом зале здесь с утра
Интересное занятие,
Показать  нам всем пора!
 

Дети присаживаются на стульчики

Воспитатель: Ребята, мы знаем о том, что человек является частью живой природы. В чём же главное отличие человека от животных? Правильно! Люди общаются между собой при помощи речи, учатся и развиваются. Устная человеческая речь делится на два основных вида: монолог и диалог. Что же это значит?

 Слово монолог произошло от греческого слова МОНО – один, и поэтому этим словом люди стали называть речь одного человека; а слово диалог произошло от слова ДИА – речь или беседа двоих и более людей. Подумайте и скажите, как можно назвать наше с вами общение сейчас, когда я говорю, а вы внимательно слушаете? (монолог) А если я начну задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать, как мы назовём такой вид речи? (диалог)

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки,

Сказок много есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Сказки учат нас добру,
И прилежному труду.
 

И на примере ваших любимых сказок давайте разберём, где диалог, а где монолог (примеры сказок)

Что-то засиделись мы с вами, ребята, и я предлагаю немного прогуляться.

А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Воспитатель: Ой, ребята, мы так с вами увлеклись прогулкой, что не заметили, как оказались в сказочном осеннем лесу. (слайд сказочного леса)

Как же здесь красиво, все деревья в разноцветной листве, а раз лес сказочный, то листочки на деревьях тоже умеют разговаривать, давайте мы послушаем, что они говорят:

1-й ребенок листик дерева:

Как хорошо в гостях у Осени,
Среди березок золотых.
Так много золота набросили – 
Стоит наш лес, багрян и тих.
 

2 -й ребенок листик дерева:

Листья, листья, листопад, засыпают лес и сад.
Будто золото кружатся,
И ковром кругом ложатся.

Воспитатель: А в сказочном лесу только что прошёл дождь, и на полянке вырос гриб. Ребята, скажите, а не знакома ли вам сказка, где вокруг выросшего на поляне гриба развивались очень интересные события? (ответы детей, сказка В.Г.Сутеева «Под грибом») Правильно, ребята, и я вам предлагаю её ещё раз вспомнить, и показать нашим гостям, только теперь это будет совсем другая сказка, ведь мы с вами выросли, обогатили свой словарный запас, научились читать стихи и даже вести друг с другом диалоги.

Выходят дети Капельки дождя

 1-я капелька-дождя: Одну простую сказку.

А может, и не сказку.

 А может, не простую хотим вам рассказать.

2-я капелька-дождя: Ее мы помним с детства.

А может, и не с детства.

А может, и не помним, но будем вспоминать.

Звучит запись шума дождя, выходит гриб, радуется дождику, танцует импровизированный танец и садится на корточки.

Воспитатель: На полянке у берез,
Маленький грибочек рос.
Шляпка, словно зонтик.
И любил он дождик.
Кто-то в поле там бежит?
Весь замёрз, промок, дрожит…
Вот бедняжка Муравей,
От дождя бежит скорей.
Муравьишка опоздал,
От товарищей отстал.
Вдруг грибочек на пригорке,
Муравьишка увидал.

Опять звучит музыка дождя и на сцену выходит Муравей с вязанкой хвороста.

Муравей:

Ой, какой же сильный дождь,
От него и не уйдешь.
Где же спрятаться надежно?
Переждать его, где можно?
Вот я вижу здесь грибок,
Он не низок, не высок.
Здесь я дождик пережду,
А потом опять пойду.

Гриб: 

Ладно, ладно, Муравей,
Забирайся поскорей!
Так и быть, уж я тебя,
Спрячу, скрою от дождя.

Муравей садится под грибок

воспитатель: 

Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
Тут откуда не возьмись,
Бабочка является.

Слышится шум дождя. Согнувшись, бредет мимо гриба Бабочка и обращается к Муравью

Бабочка: 

Милый, милый Муравей.
Пожалей меня скорей.
Ты пусти меня под гриб,
Голос мой совсем осип…
Крылья вымокли мои
Не взлетаю, погляди.

Муравей: Да куда ж тебе здесь встать? Мне здесь негде уж стоять.

Бабочка: Места много не займу. Я тут с краю постою.

Муравей: Прячься, Бабочка, скорей! Вместе будет веселей!

Бабочка прячется под гриб

Воспитатель:Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
Тут откуда не возьмись,
Мышонок появляется.

Шум дождя. Пробегает мимо гриба Мышонок

Мышонок: 

Можно с вами здесь укрыться?
Негде мне от ливня скрыться.
 Я под дождиком промок!
И от холода продрог.

Гриб:

Что же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Что-то стало тесновато.
Что-то места маловато.

Вокруг гриба пробегают «Капельки – дождя». Грибок «подрастает» встает на колени.

Муравей: Надо будет потесниться, чтобы всем нам поместиться.

Мышонок прячется под Гриб

Воспитатель:

Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
И откуда не возьмись,
Воробей является.
Воробьишке плоховато и под ливнем мокровато,
Бедный, мокрый воробей хочет спрятаться скорей.

Шум дождя. Скачет мимо Гриба Воробей

Воробей:

Гриб я вижу на пути, надо мне к нему идти!
Места много под грибком, шляпка у него как дом.
Я там дождик пережду,
А потом домой пойду.

Подходит Воробей к Грибу и видит, что под ним прячутся другие его обитатели

Воробей: Можно с вами здесь укрыться? Негде мне от ливня скрыться.

Муравей: Так и быть, уж мы тебя, Скроем, спрячем от дождя.

Вокруг гриба пробегают «Капельки – дождя». Грибок «подрастает» встает на ноги. Воробей прячется под гриб.

Гриб: Ладно, ладно, Воробей, Забирайся поскорей!

Ведущий:

Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
И откуда не возьмись,
Зайка появляется.
Ушки он свои прижал,
Хвостик у него дрожал.
У грибка остановился и под крышу попросился.

Бежит мимо Гриба Заяц, испуганно прячется за дерево

Заяц: 

От лисы я убегаю!
Спрятаться куда 
– не знаю!
Целый день меня гоняла,
Просто жутко напугала,
Обещала прямо здесь
Меня догнать и тут же съесть!

Муравей: Зайка, ты не бойся, Лучше успокойся.

Бабочка: Жалко бедного зайчонка, ведь Лиса бежит вдогонку.

Мышка: Если Зайчика не спрячем, Бедному несдобровать, света больше не видать.

Воробей: Под грибком надежно, спрятаться здесь можно.

Гриб:

Что же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Стало что-то тесновато,
Всем нам места маловато.

Вокруг гриба пробегают «Капельки – дождя». Грибок «подрастает» встает на ступеньку.

Все: Заяц, ты столбом не стой, спрячем быстро за собой!

Заяц прячется под гриб.

Воспитатель:

Поместился весь народ.
Вдруг Лисица к ним идет.
По следам Лиса петляет, где прошел зайчишка, 
– знает.

Лиса ходит по поляне, принюхивается, подходит к Грибу.

 Лиса:                        Ах, кого я вижу!

                                  Подойду поближе! (заходит с другой стороны)

                                   Очень интересно!

                                   А вам тут не тесно?

Звери вместе: Нет!

Лиса:                         Заяц должен быть у вас!

                                    Выдать зайца сей же час! (принюхивается)

                                    Здесь он! Это точно знаю!

                                     Всех сейчас перекусаю!

Муравей (выходит вперед): 

Зайчик с нами, он наш друг!

Не возьмешь нас на испуг!

(Лиса меняет интонацию):

Лиса:                           Ладно, ладно! Ну, простите,

                                      Под грибок меня пустите!

Мышонок:                   Ну-ка, хитрая лиса,

                                       Уходи к себе в леса!

                                        Не пускают под грибок

                                       Тех, кто жаден и жесток!

Звери вместе:              Уходи лиса ты прочь!

Лиса убегает

Воспитатель:                 Тут и дождь грибной прошел,

                                          Солнце в небе засияло.

                                          И тепло, и хорошо

                                          На лесной полянке стало.        

Бабочка:                        Посмотрите, нет дождя!

                                         Выходите все, друзья!

Звери выходят из-под гриба

Муравей:                        Как же места всем хватило?

                                         Одному ведь тесно было!

Воспитатель:                  Лягушонок прискакал,

                                           Очень важно квакать стал:

Лягушонок:                      Квак вы не сообразите:

                                            Гриб-то вырос, посмотрите!

                                            И, ква-нечно, не забыть бы

                                            Вам Грибку сказать «спасибо»!

Звери вместе:                   Спасибо!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в сказочный лес, и я предлагаю вспомнить с чего же мы его начали, а начали мы его с вопросов: что такое диалог и что такое монолог? (ответы детей). Ребята, а в сказке, которую мы только что показали есть монолог? (слова рассказчика), а диалог? (реплики героев). Вот так интересно и увлекательно мы познакомились с новыми понятиями, и я думаю, что теперь вы легко сможете и другим ребятам рассказать, что такое «монолог» и «диалог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»

Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Грибы, ягоды"

Конспект занятяи по развитию речи в старшей группе "Грибы, ягоды"...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе,лексическая тема "Грибы"

Цель:- Уточнить знания детей с ОНР о грибах;Коррекционно-образовательные задачи данной НОД :Обобщение и систематизация представлений о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация слова...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с ТНР "Грибы в осеннем лесу

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  с ТНР "Грибы в осеннем лесу...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Царство грибов"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Царство грибов"...