Развивающие музыкальные игры
статья (подготовительная группа)
Музыкальные игры вводят ребёнка в удивительный мир звуков.Музыкальные занятия оказывают положительное влияние на его физическое, психическое и эмоциональное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_muzykalnye_igry.docx | 34.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Голюк Н. М. музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №38 Невского района
Санкт-Петербурга
Развивающие музыкальные игры
Музыкальные игры вводят ребенка в удивительный мир звуков. Музыкальные занятия оказывают положительное влияние на его физическое, психическое и эмоциональное развитие.
С детьми можно проводить хороводные и музыкальные пальчиковые игры, игры с использованием музыкальных инструментов, совместного пения, танцевальных движений и прослушиванием музыки.
Хитрый мышонок
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: научить детей двигаться выразительно, в соответствии с выбранным музыкальным образом.
Необходимое оборудование: любой музыкальный инструмент, на котором играет профессионально обученный взрослый.
Ход игры. Пространство, отведенное для игры, условно делится на две половины. На одной стороне находится «кот», на другой — «мышиные норки», они помечаются мелом. В игре может принять участие любое количество игроков. При помощи считалочки выбирается водящий — вада, который будет «котом». Дети становятся в круг и «считаются»:
Тара-бара, растобара,
Сидит кот у самовара,
А мышонок — под столом.
Вада — ты, из круга — вон!
Под тихую, но ритмичную и тревожную музыку водящий изображает засыпающего «кота». Остальные игроки-«мыши» прячутся в своих «норках». Музыка меняется, становится более спокойной и тихой. Это для «мышей» служит сигналом того, что «кот» наконец заснул. «Мышки» тихонечко выбегают из своих «норок» и подкрадываются к «сладко спящему коту». Они встают вокруг него и начинают двигаться по часовой стрелке. Прижав палец к губам, «мышки» тихо, в такт музыке нараспев произносят:
Тише, тише, тишина...
Укачали мы кота.
Котик сладко спит
И на мышек не глядит.
Стоит только зашуметь,
Кот наш мышек может съесть!..
Если музыка звучит по-прежнему спокойно, дети-«мышки» снова тихо пропевают слова, двигаясь при этом в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки. А потом музыка внезапно становится быстрой и энергичной, и это значит, что «кот» «проснулся». Это сигнал не только для «мышей», но и для «котика»: он должен первым уловить изменения в музыке и предупредить действия «мышат». Он неожиданно вскакивает и пытается поймать возмутителей своего спокойствия. Пойманным считается игрок, не успевший спрятаться в свою «норку», до которого «кот» успел дотронуться.
С окончанием музыки заканчивается и игра. «Кот» пересчитывает свою «добычу».
Примечание. Игра повторяется до тех пор, пока все «мышата» не окажутся пойманными. Тот «мышонок», которому удастся остаться на свободе, объявляется победителем игры. Под звуки торжественного марша и дружные аплодисменты остальных игроков ему присваивается почетное звание «Самый хитрый мышонок».
Мы играем в паровоз
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: развитие музыкального слуха, координации движений, умения соотносить свои движения с изменением темпа музыки. Кроме того, в процессе игры отрабатываются навыки коллективизма и взаимодействия.
Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или магнитофон с записью несложной музыкальной композиции.
Ход игры. Дети становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок — машинист «паровоза», остальные дети — вагончики, они «прицепляются» к машинисту, произнося нараспев считалочку:
Что за чудо-паровоз?
Он без пара и колес!
Прицепляемся друг к другу...
Машинист, давай сигнал!
Отправлений час настал...
С началом музыки «машинист» дает «гудок». «Паровоз» приходит в движение: дети перебирают ногами, изображая движение колес и имитируя их перестук. «Паровоз» трогается с места и едет до «станции» (например, «Ромашкино»), С изменением темпа музыки меняется и «скорость паровоза»: cm идет то медленно, то ускоряет или замедляет ход.
Задача каждого участника — не отцепиться от впереди стоящего ребенка и не отстать, так как «состав» на полном ходу может «маневрировать». Поезд должен прийти к остановке в полном составе.
В конце игры дети исполняют песенку «Паровоз», слова О. Высотской, музыка 3. Компанейца.
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий!
Он вагоны повез,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Кошки пушистые,
Зайцы да мартышки.
Примечание: в игре принимают участие не менее 5—7 детей. Основная задача, стоящая пред игроками, — действовать слаженно и четко, всем коллективом. В игре также могут участвовать команды из 3—5 человек. В этом случае игра становится соревнованием. Победителем будет считаться самый дружный «паровозик», при своем передвижении не потерявший ни одного «вагончика».
Музыканты
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения.
Необходимое оборудование: для игры понадобятся настоящие музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, металлофон.
Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.
«Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»
Воспитатель просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем воспитатель предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.
Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.
Кто из вас король?
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: игра направлена на развитие реакции и координации движений.
Необходимое оборудование: стул — «трон»; корона, сделанная из фольги.
Ход игры. Дети находятся в 3 м от стула. Под веселую музыку игроки исполняют любые знакомые им танцевальные движения. С окончанием музыки они должны добежать до «трона» и попытаться сесть на него. Побеждает тот ребенок, которому удалось занять королевское место. Он торжественно «провозглашается» королем музыкальной страны. На голову победителю под аплодисменты «придворных королевства» со всеми полагающимися в этом случае почестями водружается корона.
Примечание. Иногда случается так, что силы и возможности у игроков равные. Они вместе подбегают к «трону» и поднимают корону. В этом случае задача воспитателя (музыкального руководителя) — не допустить ссор и обид. Возникший спор разрешается следующим образом: игрокам предлагается еще одно испытание (например, исполнить свою любимую песенку или отгадать музыкальную загадку). Самый сообразительный (или музыкально одаренный) из игроков «коронуется» на «царствование».
Играем в превращения
Возраст: 3 — 7 лет.
Цель игры: развитие воображения.
Необходимое оборудование: музыкальная запись «Ритмическое упражнение», музыка С. Соснина.
Ход игры. Воспитатель задает ребятам вопрос: как они относятся к превращениям? Вряд ли найдется хоть один ребенок, который не мечтает стать сказочным волшебником и счастливым обладателем волшебной палочки. Взрослый говорит о том, что вполне можно обойтись и без магических предметов, достаточно иметь богатое воображение. Он просит детей попытаться «включить» свою фантазию: «Пусть каждый из вас представит, что он сейчас не Петя или Маша, а небольшой красивый мячик. Представили? Какого бы цвета вы желали быть?» Каждый ребенок мысленно подбирает цвет, то есть раскрашивает себя в любимые цвета. Звучит веселая музыка, дети выполняют свободные импровизированные движения: «катятся», «подскакивают», «подпрыгивают» и т. п. Задача игроков: войти в образ мяча, двигаться подобно ему, при этом внимательно слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.
Примечание. Приглашением к игре-разминке могут стать такие слова:
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем мы с тобой играть
В мяч веселый, озорной,
Покатились же, не стой!
Слышишь, музыка звучит?
Мяч на месте не стоит!
Скачем резво: прыг да скок...
Притомился ты, дружок?
Что ж, немного отдохнем
И... опять играть начнем.
Данная игра также может с успехом использоваться на школьной переменке или в детском саду — для чересчур возбужденных или, напротив, излишне апатичных ребят. При помощи музыки и движений легко снять у детей психологическое и мышечное напряжение.
Отыщи игрушку
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: научить ориентироваться в пространстве, координируя свои движения соответственно музыкальной динамике.
Необходимое оборудование: любая небольшая игрушка, музыкальная запись.
Ход игры. Воспитатель, показав ребенку игрушку (например, зайчонка), просит его отвернуться и зажмурить глаза. В это время он прячет вещь. Затем игрок по команде ведущего открывает глаза. Воспитатель объясняет ему правила игры: ребенку необходимо найти спрятанную игрушку. Если игрок продвигается в верном направлении, то музыка и голоса детей, напевающих мелодию, становятся громче. Если он удаляется от игрушки, то музыка и голоса детей звучат тише. Задача ребенка — используя помощь детей, как можно быстрее отыскать спрятанную вещь.
Примечание. В повторной игре участвуют уже два ребенка. Один прячет игрушку, другой ее отыскивает. В качестве музыкального сопровождения используется любая мелодия, которую сидящие на месте дети пропевают на какой-либо определенный музыкальный слог (например на «ля»),
Музыкальная цепочка
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.
Необходимое оборудование: музыкальная запись, мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.
Примечание. В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.
Угадай-ка, кто поет?
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить музыкальную память у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: карточки с изображением различных сказочных персонажей. Для игры также понадобятся магнитофон и запись детских песен из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.
Ход игры. У каждого персонажа сказки есть своя любимая песенка, которая хорошо известна детям. Воспитатель предлагает им сесть за столики, на которых лежат карточки с изображением различных сказочных персонажей. После ознакомления детей с условиями игры им дают прослушать фрагмент первой песни. Затем звук приглушается, ребята выбирают нужную карточку и показывают воспитателю. Усложненная задача: прослушать фрагмент песни и назвать ее исполнителя. Побеждает тот ребенок, который успешно справится с наибольшим количеством заданий.
Примечание. В игре могут использоваться фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, его другом Крокодилом Геной; Винни-Пухом; Емелей; Лисой Алисой и Котом Базилио; Буратино; Крошкой Енотом; Бременскими музыкантами и др.
Кто что услышал
Возраст: 5 — 6 лет.
Цель игры: развить у детей слух, внимание, наблюдательность, умение в обычных вещах и явлениях видеть необычное.
Необходимое оборудование: никакого дополнительного оборудования не требуется.
Ход игры. Дети располагаются на стульчиках или на ковре. Количество игроков значения не имеет. Воспитатель предлагает минуту посидеть спокойно и прислушаться: в тишине можно многое услышать. По истечении условленного времени игроки делятся своими наблюдениями. Кто-то услыхал шум проезжающего транспорта за окном, а кто-то — пение птиц, шум листвы, скрип открываемой двери, обрывки отдаленного разговора и т. д. Задача игроков: за определенное время услышать как можно больше разнообразных звуков. Самый внимательный и активный участник игры получает почетное звание Лучшего наблюдателя этого дня.
Примечание. Во время игры воспитатель (музыкальный руководитель) умышленно может от себя добавить несколько «лишних звуков» (например, уронить книгу, постучать пальцами по поверхности стола или «случайно» нажать клавишу пианино и т. п.).
Танец-импровизация
Возраст: 4 — 8 лет.
Цель игры: развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.
Необходимое оборудование: запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».
Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.
Примечание. Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.
Раз словечко, два словечко — будет песенка
Возраст: 5 — 6 лет.
Цель игры: развитие творческих способностей и задатков у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: запись веселой музыки.
Ход игры. К ребятам за помощью обращается сказочный персонаж, например Баба Яга. Она приглашена на именины к своей закадычной подруге Кикиморе. Решила в подарок спеть ей свои знаменитые припевки, да вот беда — бабуля неграмотная, да и памяти никакой. Песню-то сочинила, а потом половину слов забыла. Яга просит ребят помочь ей вспомнить забытые рифмы. Она начинает напевать:
Елочки-сосеночки,
Колючие... (иголочки).
Без метлы я как без рук,
Без моей ... (метелочки).
Без метлы мне не летать,
Следы нечем .... (заметать).
Горе, горе у Яги,
Коли нет у ней ... (метлы)!
Эх, Баба-Яга,
Костяная ... (нога)!
Я живу уж сколько лет,
Натворила столько... (бед)!
Пойду плясать,
Ноги некуда ... (девать).
Сейчас метлу свою возьму
Да как «барыню» ... (спляшу)!
Примечание. После того как ребята помогут Бабе Яге вспомнить забытые слова, она их сердечно благодарит и исполняет всю песню целиком, сопровождая ее движениями. Количество игроков не ограничено, как говорится, чем больше, тем лучше.
Что умеем, мы покажем
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: игра направлена на развитие навыков коллективного творчества.
Необходимое оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры. Воспитатель, он же и ведущий импровизированного концерта, говорит о том, что на музыкальных занятиях дети учились правильно и красиво петь и двигаться. Теперь настало время продемонстрировать свои знания и умения. В импровизированном концерте ребята исполняют известные им песни, частушки, пляски и танцы. Задача игроков: поразить зрителей своим профессионализмом и артистизмом. Дети выступают в роли как самодеятельных артистов, так и зрителей.
Воспитатель в роли ведущего объявляет первый номер, называя фамилию и полное имя маленького артиста. После каждого выступления, как и полагается, звучат зрительские аплодисменты.
Например, одним из концертных номеров может стать выступление девочек-матрешек, которые исполнят для ребят свои веселые частушки.
Воспитатель.
Вот веселые матрешки,
Обожают петь, плясать.
Пригласили их ребята
На свой праздник выступать.
Матрешки (хором).
Мы платочками взмахнем,
Дружно топнем каблучком.
Эх, раз! Еще раз!
Начинаем перепляс!
Импровизированный танец Матрешек. Когда танец заканчивается, все Матрешки, кроме последней, самой младшей, уходят и садятся на свои места.
Младшая матрешка.
А я — младшая сестрица,
Петь частушки мастерица.
Я со сцены не уйду,
Пока частушку не спою.
Как немного подрасту,
Сразу в школу я пойду.
Буду петь, плясать,
Дискотеки посещать.
Моя мама дорогая,
Не волнуйся за меня.
Я — девчонка боевая,
Вся, мамулечка, в тебя!
Перед вами пройдусь
Да три раза поклонюсь
(Кланяется на три стороны).
Я б еще повыступала,
Да вот что-то вдруг устала.
Как немного отдохну,
Песни петь опять начну!
Эх, раз! Еще раз!
Я на сцене целый час!
Спасибо за внимание,
До скорого свидания!
Малышка вприпрыжку убегает. На проигрыш все Матрешки выходят на поклон.
Композиторы
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: игра рассчитана на совместное музыкальное творчество детей и взрослых.
Необходимое оборудование: «живое» музыкальное сопровождение.
Ход игры. В игре принимают участие взрослый, владеющий любым музыкальным инструментом, и несколько детей. Перед игрой необходимо объяснить ребятам, кто такой композитор, после чего детям предлагается попробовать свои силы в сочинении мелодии. Перед игроками ставится задача: совместными усилиями сочинить мелодию к новогодней песенке. В этой игре побеждают совместное творчество и дружба.
После объяснения правил игры воспитатель (музыкальный руководитель) знакомит детей со словами песенки:
Я песенку веселую спою для вас, друзья!
И попрошу мне подпевать,
При этом можно танцевать —
Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла-ла!
При этом танцевать!
Слова у этой песенки
Понятны и просты.
Запомним их и повторим:
«Тирлим-тирлим, тирлим-тирлим!» —
Запомним, повторим.
Мы песенку задорную
Поем на все лады:
«Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим!
Ла-ла-ла! Тирлим!» —
С начала повторим.
Потом возьмемся за руки и встанем в хоровод,
И с песенкой веселой той
Мы встретим Новый год!
Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим-тирлим!
Ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Встретим Новый год!
Примечание. После того как мотив придуман, взрослый подбирает аккомпанемент и дети исполняют всю песню — с начала и до конца с движением. После ее исполнения сами себе аплодируют. Данную песенку можно исполнить на новогоднем празднике, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.
Музыкальный театр
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: пробудить у детей устойчивый интерес к музыкальному творчеству.
Необходимое оборудование: запись музыки Э. Тамберга «Танец колдуньи».
Ход игры. Игра проводится с группой детей. Задача игроков: попытаться пантомимой передать содержание и настроение музыки. Ребенок, в ходе игры проявивший себя наиболее ярко и эмоционально, получает звание народного артиста.
Игрокам предлагается прослушать пьесу и попробовать с помощью движений, жестов и мимики передать ее содержание. Для более успешного вхождения в образ зачитываются стихотворные строки, характеризующие сказочного персонажа музыкального произведения.
Заклинание ведьмы
Не пыли, дорожка,
Не шуми, трава.
Замолчите, птицы,
Не греми, гроза!
Вы не дуйте, ветры,
Солнце, не свети.
Живность вся земная,
Ты на миг замри!
Час для заклинаний
Наконец настал!
Приготовлю зелье,
Колдовской отвар...
Забурлит и вспенится
Варево мое.
На людей обрушится
Все мирское зло!
Примечание. При желании ребята сами могут красочно проиллюстрировать музыку Э. Тамберга, придумав к ней свой сюжет.
Игралки-повторялки
Возраст: 5 — 6 лет.
Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.
Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).
Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.
Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие музыкальные игры
Более 70 развивающих музыкальных игр. Цели, задачи, полное описание игры....
Консультация "Развивающие музыкальные игры в семье"
Консультация для родителей...
Статья " Развивающие музыкальные игры" Статья знакомит читателей с значением музыки и музыкальных игр в жизни детей
Статья знакомит читателей с значением музыки и музыкальных игр в жизни детей . В статье имеютсяи развивающие музыкальные игры для детей младшего возраста....
Развивающие музыкальные игры для музызицирования
О музыке в ДОУ...
"Развивающие музыкальные игры в дестком саду
Консультация для воспитателей ДОУ....
Развивающие музыкальные игры
Таким образом, музыкальные игры имеют огромное значение в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.Умение играть возникает у ребенка не путем автоматического переноса в игру усвоенног...
Развивающие музыкальные игры
Развивающие музыкальные игры в детском саду...