Формирование толерантности у детей дошкольного возраста
статья
Воспитание толерантности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:
- · детская непосредственность;
- · ограниченный жизненный опыт;
- · детская бестактность и т.д.
Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
«Толерантность» – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и воспитатели должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:
- · формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
- · формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
- · развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
- · развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
- · формирование умения определять границы толерантности.
Основные направления по формированию толерантности у детей:
- · Развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов
- · Изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора
- · Формирование навыков коммуникации
- · Позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности, вероисповедания
Формы воспитания толерантности у дошкольников:
- · проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников, в основе которых лежат сказки народов мира;
- · сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- · русские народные подвижные игры;
- · проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
- · изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
- · знакомство детей с традициями народов разных стран
- · с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
- · игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
- · сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Методы и формы работы с детьми:
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия –образовательная деятельность может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Например, игры и игровые упражнения, направленные на:
- · развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- · развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- · развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- · гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- · развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- · развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- · регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- · проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»;
- · обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, образовательной деятельности, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Этюды и упражнения направленные на:
- · на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- · воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Таким образом, все занятия, беседы, проекты, конструирование, видеопросмотры, экскурсии, целевые прогулки, фольклорные и тематические праздники, театрализованные представления позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении и воспитании.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Можно использовать разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, собрания, консультации, тренинги, семейные игротеки, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, конкурсы, совместные экскурсии, праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста
Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности. Формирование толерантности цедесооюразно начинать с дошкольного возраста. В формировании толерантности необходимо опираться...
Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста
Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений...
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста
Теория, план на год в средней группе, подборка игр...
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста
Консультация по формированию толерантности у детей дошкольного возраста...
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через реализацию образовательного процесса
В данной статье представлен опыт работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста через реализацию образовательного процесса...
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
педагогический проект "формирование толерантности у детей дошкольного возраста"...