Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ.
статья
О работе с детьми с ОВЗ в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_po_rabote_s_detmi_s_ovz.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности
нескольких условий.
Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор
развития). Сохранность биологической основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом.
Второе условие – благоприятная социально-педагогическая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. Т.е. общения со взрослыми и сверстниками, а так же для развития всех видов деятельности.
Третье условие – активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная,
познавательная, речевая, коммуникативная).
Если нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то дети с проблемами в развитии развернуть свою собственную программу без специальной коррекционной помощи взрослого часто не в состоянии. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них при ведущей роли взрослого.
Изменения в современной системе дошкольного образования касаются
переосмысления принципов, содержания, форм, методов обучения и воспитания.
Особенно данные изменения касаются педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2. Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации»
.Система работы:
1. Принятие ребенка не зависимо от его диагноза.
2. Не делать быстрых выводов. Уметь ждать.
3. Позитивность. Положительное оценивание успехов ребенка. Похвала
потенциальных успехов помогает поверить в себя. Использование авансовых
поощрений стимулирует ребенка к попытке что-либо сделать.
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ.
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы:
1.Снятие страха – «Ничего страшного...»
2.Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что...»
3.Авансирование – «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
4.Говорите это искренне и уверенно.
5.Усиление мотива – «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
6.Педагогическое внушение – «Приступай же...»
7.Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
(«Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Приемы:
1.Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
2.Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
3.Формируйте веру в успех.
4.Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою
точку зрения.
Рекомендации педагогам, работающим с детьми ОВЗ.
Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для
каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.
Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической
безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка,
пониманию его ситуации.
Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов.
Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.
Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную
программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой
программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Классическая схема взаимодействия ребёнка с ОВЗ и взрослого при
выполнении задания:
1. Объяснение ребёнку, что он должен сделать.
2. Оказание помощи.
3. Создание ситуации успеха.
4. Поощрение за выполненное задание.
Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:
предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более
легкими;
включать в программу обучения развития нескольких навыков, которые
способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.
Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Разные подходы вызывают эмоциональный стресс у детей.. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть минимальным.
Воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам. При обучении опираться на сохранные органы чувств: так при нарушениях зрения – объяснять все детально ребенку и научить его сопровождать свои действия речью, при нарушениях слуха – опора делается на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы.
Положительная мотивация к деятельности.
Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью
взрослого.
Открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образов, в поддержке, одобрении: «Давай попробуем сделать это
вместе» или «Не получилось – ничего страшного, можно попробовать еще раз».
Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова,
обращенного к ребенку: «Именно ты можешь передать образ лисы» или «Всем
понравиться, если именно ты исполнишь эту песню».
«Ситуация успеха» создает положительный эмоциональный фон в процессе занятий и других видов деятельности, что благотворно сказывается на формировании у детей инициативы, самостоятельности, проявления интереса к деятельности.
Не стоит забывать, каждый ребенок « особый», у них разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Это делает невозможным работу по стандартным технологиям, каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает, раскрывается в привычной обстановке группы, а кто-то лучше работает один на один , когда никто не мешает сосредоточиться, не отвлекает, с таким ребенком наиболее продуктивной будет работа в кабинете дефектолога.
Люди, работающие с детьми с ОВЗ должны обладать и особыми качествами: колоссальным терпением, способностью сопереживать и понимать, выдумкой, психологической гибкостью.
Именно благодаря этому ребенок с ОВЗ получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам для работы с детьми младшего возраста в адаптационный период с разным типом темперамента
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...
Рекомендации педагогам для работы с детьми старшего возраста по развитию ВПФ
Игры на развитие внимания, памяти...
Рекомендации педагогам для работы с детьми старшего возраста «Готовимся к школе»
Дидактические игры для будущих первоклассников....
Рекомендации педагогам для работы с детьми среднего возраста в адаптационный период
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками...
Рекомендации педагогам для работы с детьми в адаптационный период «Игры с песком»
Примерная тематика построек из песка и предполагаемые действия детей....
Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами
Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....
Рекомендации педагогам по работе с детьми, у которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Здесь представлены рекомендации педагогам по работе с детьми с СДВГ....