Преимущества для детей с особыми потребностями
консультация

Асямолова Екатерина Андреевна

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

Особенности особых детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении.

Преимущества для детей с особыми потребностями

  • Возникает желание подражать здоровым детям, достигать лучших результатов в учебе, творчестве, желание ничем не выделяться
  • Формируется демократичные установки касательно ценностного отношения к каждому человеку
  • Разрушаются комплексы, возникает свободное общение, ребенок получает опыт в преодолении трудностей
  • Усиливается интерес к жизни, возникает дополнительная мотивация к учебе
  • Появляется возможность развиваться наравне со здоровыми детьми, формируются привычки к жизни в коллективе, исчезает  ощущение одиночества в жизни
  • Происходит процесс самоутверждения как полноценного человека, компенсация своей болезни, преодоление комплекса неполноценности, развитие коммуникабельности
  • Появляется возможность чувствовать себя не изолированным, а полноценным, здоровым и счастливым
  • Происходит подготовка к условиям реалиям жизни
  • Расширяются возможности участия в различных видах деятельности
  • Повышается позитивная самооценка
  • Общение становится разнообразным
  • Возникает дополнительная мотивация

Содержание преимуществ для других детей

  • Возникают моральные чувства к другим
  • Формируется понимание того , что все люди разные, но все равны, несмотря на физические и психические недостатки
  • Возникает чувство ответственности за себя и за других, понимание того, что есть люди, которые нуждаются в помощи, сопереживании, сочувствии
  • Ребенок получает опыт взаимодействия с другими во время общих игр, труда, общения
  • Появляется возможность приобретения опыта морального поведения
  • Формируется способность интересоваться не только собой, но и  проникаться интересами других, учитывать их, понимать их проблемы

Для педагогов

  • Формируются условия для постоянного профессионального совершенствования (педагоги учатся на практике осуществлять индивидуальный подход, составлять индивидуальные учебные программы, апробировать разнообразные методы  обучения и воспитания, учитывать особенности стилей обучения, осуществлять разноуровневое оценивание знаний детей, разрабатывать задания разной степени сложности и т.п.)
  • Формируются  благоприятные условия  для эффективного воспитания всех детей (всегда есть  возможность создать ситуации, в которых дети могут проявлять внимание, терпение, сопереживание)
  • Воспитатель овладевает искусством выстраивания гармоничных взаимоотношений с детьми: не унизить жалостью, не позволить оскорбить, «не испортить» повышенным вниманием

Для родителей с особыми потребностями

  • Появляются возможности лучше понять своего ребенка, его социальную сущность
  • Начинает разрушаться комплекс неполноценности, связанный с рождением и воспитанием больного ребенка
  • Появляется ощущение равновесия, осознание того , что общество приняло тебя
  • Возникает удовольствие от того, что ребенок живет полноценной жизнью, ухоженный и находится среди доброжелательных людей
  • Формируется ощущение собственной причастности к процессу воспитания и обучения благодаря участию в составлении индивидуальных учебных планов, подборе заданий для ребенка
  • Появляется возможность работать, реализовать себя вне семьи(в любимом деле)
  • Появляется возможность взаимодействия с другими семьями, в частности, с семьями, которые воспитывают детей с особыми потребностями
  • Постепенно возникает уверенность в завтрашнем дне (где учиться, что делать дальше), надежда на полноценное детство
  • Имеют возможность постоянно получать информацию о сильных и слабых сторонах своего ребенка и о том, как обучать его дома
  • Убеждается в том, что учебная среда является безопасной для их ребенка

Для родителей других детей

  • Формируются благоприятные условия, в которых можно выявить свою моральную сущность (помочь, поддержать)
  • Формируются благоприятные условия для воспитания у своих детей практических умений проявлять сочувствие , милосердие, доброжелательность
  • Начинает разрушаться эгоцентричное отношение к миру: появляется понимание проблем других, формируется ценностное отношение к жизни, повышается социальная чувствительность
  • Начинают лучше понимать семьи, в которых воспитываются дети с особыми образовательными потребностями

Педагогам необходимо  использовать различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей:

  • Воспитывать позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.
  • Развивать социальные умения и знания, коммуникативные навыки.
  • Побуждать детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.
  • Способствовать развитию умений решать проблемы, излагать

свое мнение и делать выводы.

  • Стимулировать развитие языковых навыков и грамотности.
  • Повышать уровень физического развития.
  • Способствовать социальной инклюзии (включению).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мы просто другие, мы живём на другой глубине, Мы просто такие, неизвестно по чьей вине. Нам себя уже не изменить и такими как вы не стать. Так попробуйте рядом быть, попытайтесь просто понять.

Слайд 3

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Слайд 4

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении.

Слайд 5

Преимущества для детей с особыми потребностями Возникает желание подражать здоровым детям, достигать лучших результатов в учебе, творчестве, желание ничем не выделяться Формируется демократичные установки касательно ценностного отношения к каждому человеку Разрушаются комплексы, возникает свободное общение, ребенок получает опыт в преодолении трудностей Усиливается интерес к жизни, возникает дополнительная мотивация к учебе Появляется возможность развиваться наравне со здоровыми детьми, формируются привычки к жизни в коллективе, исчезает ощущение одиночества в жизни

Слайд 6

Преимущества для детей с особыми потребностями Происходит процесс самоутверждения как полноценного человека, компенсация своей болезни, преодоление комплекса неполноценности, развитие коммуникабельности Появляется возможность чувствовать себя не изолированным, а полноценным, здоровым и счастливым Происходит подготовка к условиям реалиям жизни Расширяются возможности участия в различных видах деятельности Повышается позитивная самооценка Общение становится разнообразным Возникает дополнительная мотивация

Слайд 7

Содержание преимуществ для других детей Возникают моральные чувства к другим Формируется понимание того , что все люди разные, но все равны, несмотря на физические и психические недостатки Возникает чувство ответственности за себя и за других, понимание того, что есть люди, которые нуждаются в помощи, сопереживании, сочувствии Ребенок получает опыт взаимодействия с другими во время общих игр, труда, общения Появляется возможность приобретения опыта морального поведения Формируется способность интересоваться не только собой, но и проникаться интересами других, учитывать их, понимать их проблемы

Слайд 8

Для педагогов Формируются условия для постоянного профессионального совершенствования (педагоги учатся на практике осуществлять индивидуальный подход, составлять индивидуальные учебные программы, апробировать разнообразные методы обучения и воспитания, учитывать особенности стилей обучения, осуществлять разноуровневое оценивание знаний детей, разрабатывать задания разной степени сложности и т.п.) Формируются благоприятные условия для эффективного воспитания всех детей (всегда есть возможность создать ситуации, в которых дети могут проявлять внимание, терпение, сопереживание) Воспитатель овладевает искусством выстраивания гармоничных взаимоотношений с детьми: не унизить жалостью, не позволить оскорбить, «не испортить» повышенным вниманием

Слайд 9

Для родителей с особыми потребностями Появляются возможности лучше понять своего ребенка, его социальную сущность Начинает разрушаться комплекс неполноценности, связанный с рождением и воспитанием больного ребенка Появляется ощущение равновесия, осознание того , что общество приняло тебя Возникает удовольствие от того, что ребенок живет полноценной жизнью, ухоженный и находится среди доброжелательных людей Формируется ощущение собственной причастности к процессу воспитания и обучения благодаря участию в составлении индивидуальных учебных планов, подборе заданий для ребенка

Слайд 10

Для родителей с особыми потребностями Появляется возможность работать, реализовать себя вне семьи(в любимом деле) Появляется возможность взаимодействия с другими семьями, в частности, с семьями, которые воспитывают детей с особыми потребностями Постепенно возникает уверенность в завтрашнем дне (где учиться, что делать дальше), надежда на полноценное детство Имеют возможность постоянно получать информацию о сильных и слабых сторонах своего ребенка и о том, как обучать его дома Убеждается в том, что учебная среда является безопасной для их ребенка

Слайд 11

Для родителей других детей Формируются благоприятные условия, в которых можно выявить свою моральную сущность (помочь, поддержать) Формируются благоприятные условия для воспитания у своих детей практических умений проявлять сочувствие , милосердие, доброжелательность Начинает разрушаться эгоцентричное отношение к миру: появляется понимание проблем других, формируется ценностное отношение к жизни, повышается социальная чувствительность Начинают лучше понимать семьи, в которых воспитываются дети с особыми образовательными потребностями

Слайд 12

Педагогам необходимо использовать различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей : Воспитывать позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия. Развивать социальные умения и знания, коммуникативные навыки. Побуждать детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать. Способствовать развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы. Стимулировать развитие языковых навыков и грамотности. Повышать уровень физического развития. Способствовать социальной инклюзии (включению).

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модный тренд или реальное решение для включения в жизнь детей с "особыми потребностями".

Интервью с директором Института коррекционной педагогики РАО, профессором, доктором педагогических наук, академиком РАО Николаем Малофеевым....

Статья "Дошкольное образование для детей с особыми потребностями и возможностями в оздоровительной группе ДОУ".

Данный материал будет интересен руководителям и педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. В статье представлены особенности организации образовательной деятельности в разновозрастной группе для детей, стр...

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально – коммуникативных задач.

Доклад на городском методическом объединении воспитателей дошкольных отделений....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями...

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально – коммуникативных задач

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально – коммуникативных задач...

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка

проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или  с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...