Нравственно-патриотическое воспитание « Я и твоё имя»
план-конспект занятия (старшая группа)
Знакомство детей со значением имени для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей со значением имени для человека. | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание « Я и твоё имя»
Цель: знакомство детей со значением имени для человека.
Задачи:
- Познакомить детей с историей русских имён.
- Научить вежливо, обращаться друг к другу, использовать ласковые имена.
- Развивать умение обращаться по имени и отчеству.
- Обогащать словарный запас.
- Познакомить детей с понятием тезка.
- Вызывать у детей интерес к этой теме.
Оборудование: проектор, экран.
Материалы: мяч, видеозапись мультфильма «Котенок Гав»
Предварительная работа. Чтение рассказа О. Кириллова «Книга ласковых имён», «Алиса в Зазеркалье» (Л. Кэрролл)
Ход занятия:
Организационная часть.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.
Воспитатель: Ребята вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу, здороваетесь, называете друг друга по имени. Давайте закроем глаза и представьте, что может случиться, если исчезнут наши имена, какие трудности появились бы у нас?
Ответы: Нам было бы трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идет речь в разговоре.
Воспитатель: Я хочу рассказать и показать вам историю, которая произошла с котенком и щенком. (отрывок из мультфильма «Котенок Гав», где щенок потерял свое имя.) Имена нужны не только людям, но и животным.
Основная часть.
Беседа: «Имя - это важно» Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. Человеку нельзя жить без имени. У каждого оно свое.
С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.
Но у некоторых людей имена одинаковые, такие люди называются ТЕЗКИ. Есть тезки в нашей группе? (ответы детей)
Ребята, вы сами выбирали свое имя?
Кто дает нам имена? (родители)
Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени Ребята у каждого из вас есть полное и неполное имя. Сейчас вас называют не полным именем. А когда вы подрастете, пойдете на работу, как к вам будут обращаться (ответы детей)
Правильно, к вашему имени добавится отчество. Оно присваивается ребенку по имени отца. Отчество также появляется у вас при рождении.
И/У «Назови полное имя» игра с мячом (воспитатель кидает мяч ребенку, а ребенок должен ответить - сейчас я Ваня, вырасту, буду Иван Иванович)
Физминутка.
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим, дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево.
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Беседа по вопросам:
Ребята, а вам нравятся ваши имена?
Что вы чувствуете, когда вас называют грубо?
Что вы чувствуете, когда к вам обращаются ласково?
Давайте попробуем назвать своих друзей ласково, им будет приятно
Игра: « Назови ласково» ( дети передают игрушку и называют соседа ласково)
Беседа: «Значение имен»
Очень давно на Руси, имена были очень интересными похожи на прозвища и что- то обозначали: Меньшак (самый меньший, Старшой (самый старший), Третьяк (третий ребенок в семье), Одинец (единственный ребёнок).
Шли годы. Имена тоже менялись. Наши предки хотели, чтобы их дети росли сильными, мудрыми, добрыми. И стали давать им такие имена: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир). Людмила (людям милая), Доброслав (славящийся добром) и т. д.
Сейчас у вас другие имена, но они тоже имеют свои значения. Вот что означают имена детей из нашей группы:
Просмотр презинтации « Я и Моё имя» Итог.
Прекрасное имя досталось тебе,
Поверь, это многое значит!
Ведь имя –
Таинственный ключик к судьбе
И радостный вестник удачи.
Пускай путеводной
Счастливой звездой
Оно над тобою сияет,
Любовью и нежностью,
И теплотой
Всю жизнь твою
Пусть озаряет.
Воспитатель:
Дети, о чём мы сегодня говорили?
Что мы узнали?
Имена бывают какие? (полные, ласковые и т.д., дети отвечают)
Значения своих имен вы возьмете с собою домой, и ваши родители почитают и определят, соответствует ли ваше имя вашему характеру.
Спасибо вам за общение.
Тексты к занятию
«Алиса в Зазеркалье» (Л. Кэрролл)
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?
- Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю,- пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.
Книга ласковых имён (О. Кириллов)
Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
— Ты чего горюешь? — спросил я.
— О-о-о-х… — вздохнула Света и пожаловалась. — Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
— Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, — пообещал я.
Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем «Светлана» и прочитал:
— Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось.
— Бежим расколдовывать девчонок! — крикнула она.
— А разве они тоже?.. — спросил я уже на бегу.
— Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…
Светину подружку, Наташу, мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
— Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, — прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:
— Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
— Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? — робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.
— Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «СЛОВАРЬ РУССКИХ ЛИЧНЫХ ИМЕН», — сказал я. — В нем вы найдете все ласковые имена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»
Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»...
Нравственно-патриотическое воспитание « Я и твоё имя»
Знакомство детей со значением имени для человека....
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...