Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ДЦП в условиях ДОУ. Сборник по итогам II-ой Международной научно-практической конференции «Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации». ОГУ, 2019
статья
В данной статье представлены основные направления работы специалистов в ДОУ с детьми, имеющими нарушения опорно двигательного аппарата. Описаны особенности логопедической коррекции с детьми с ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В УСЛОВИЯХ ДОУ
В настоящее время отмечается увеличение роста детей, рожденных с церебральной патологией. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особые дети, в развитии которых, наблюдаются не только двигательные, но и сочетанные нарушения: интеллектуальные, речевые, зрительные и слуховые. Это определяет комплекс реабилитационных мер, направленных на восстановление физического, психологического здоровья детей. Работа педагогов с детьми в условиях ДОУ направлена на улучшение, облегчение адаптации детей к окружающей среде. Для реализации этого педагоги ДОУ применяют всесторонний подход, который включает в себя три линии воздействия: медицинскую, педагогическую и социальную. За педагогическое направление отвечают воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и конечно логопед.
Логопедическая работа с детьми с ДЦП направлена на коррекцию дефектов речи, развитие способностей к общению. Наряду с классическими методами и приемами работы с дефектами речи с детьми с ДЦП используются различные инновационные приемы и технологии: элементы логоритмики, различные виды массажа, пескотерапия, сказкотерапия и мульттерапия.
Элементы логоритмики оказывают благотворное влияние на речевое развитие по средствам соединения движений, музыки и дыхания. Использование логоритмики помогает развивать слуховое восприятие, внимание, координацию движений и конечно речь.
На занятиях применяются элементы логоритмики для развития общей и мелкой моторики; мимических мышц лица; различных видов внимания (слухового, зрительного), памяти. Используем их в качестве динамических пауз в середине занятия. Эти упражнения развивают умение ориентировки в пространстве, регулируют мышечный тонус. Логоритмические игры и упражнения, в которых используются движения под музыку, влияют на нормализацию подвижности суставов, улучшают быстроту двигательных реакций.
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук используем с различными предметами и без них, с речевым сопровождением по принципу пальчиковой гимнастики. Включаем в занятия игры-драматизации, инсценировки стихотворений для улучшения просодических компонентов речи. Развиваем моторику артикуляционного аппарата, общую двигательную активность. Существенным элементом логоритмики является работа над подвижностью артикуляционного аппарата, согласованности и переключаемости движений, что достигается использование артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме. Вследствие чего совершенствование артикуляционной моторики происходит активнее. Детям предлагается разучивание стихотворений, с одновременным движениями рук, для формирования плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Применяем вокально-артикуляционные упражнения для развития дыхания с музыкальным сопровождением и без него.
Эти игры и упражнения способствуют улучшению речевого дыхания, плавности, слитности и четкости произношения.
Широко используем разные виды массажа и самомассажа. Логопедический массаж проводит логопед. Используется как зондовый, так и ручной массаж. Массажные движения делают, как для снятия напряжения мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры, так и для повышения тонуса мышц. Самомассаж дети выполняют самостоятельно под контролем взрослого. Предлагаем самомассаж лица, языка и пальцев рук. Возможно использование как с речевым сопровождением (стихотворения или сказки), так и без него.
Благоприятное воздействие на коррекционный процесс у детей с ДЦП оказывает пескотерапия. Песочная терапия является одним из видов арт-терапии и очень актуальна в коррекционной работе с детьми с ДЦП.
Песочная терапия — это игра, которая ненавязчиво учит общению со сверстниками и с внешним миром, выражению своих чувств и эмоций. Игра с песком выступает методом коррекционного воздействия на эмоциональное состояние детей, позволяет формировать сенсорику, снижает эмоциональное напряжение. Игры с песком используются в индивидуальной работе с детьми с ДЦП и в групповых занятиях. На логопедических занятиях предлагаем элементы песочной терапии для снижения психофизического напряжения. Детям предлагается дотронуться до песка, левой и правой рукой поочередно, обеими руками. Всеми пальцами одновременно и поочередно от большого до мизинца и наоборот. Набрать песок в кулачок и высыпать его в песочницу быстро и постепенно струйкой. Перетереть песок между ладонями и дотронуться до песка тыльной стороной ладони. Нарисовать свое настроение. Используем упражнения для нормализации мышечного тонуса. Предлагаем детям положить ладони на песок, ощутить тепло, сжимать и разжимать кулачки. Движениями пальцев нарисовать «волны», «мыльные пузырьки», «горы».
Для развития мелкой моторики, предлагаем закапывать в песок фигурки животных , пуговицы, крупные бусинки , затем отыскивать их в песке и узнавать нашедшее закрытыми глазами.
Для совершенствования графомоторных навыков используем «рисование на песке» (Дом, солнечные лучи, тучи) и т.д. Ребенок становится художником и пытается рисовать картины, узоры и свои фантазии на песке. Для формирования пространственных представлений просим детей изобразить на песке геометрические фигуры в заданной последовательности (квадрат в верхнем левом углу, круг в центре, треугольник в нижнем правом углу) и назвать где и какая фигура находится.
Упражняем в автоматизации и дифференциации звуков. Предлагаем проводить линии на песке с одновременным произнесение изолированных звуков. Дотрагивается до пуговиц и бусин, и называть слоги и слова. Изображаем на песке сюжеты стихотворений, коротких рассказов.
Для совершенствования словарного запаса предлагаем использование фигурок из «киндер яиц» по лексическим темам.
Игры с песком важны для детей с ДЦП. Они помогают развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику; снимают мышечную напряжённость. Формируют зрительно-пространственную ориентировку, расширяют словарный запас, позволяют развивать фонематический слух и восприятие; способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.
В логопедической работе можно предложить следующие приёмы сказкотерапии по коррекции речи: показ и обыгрывание коротких сказок. Показ театрализованной сказки с использованием различных видов театра: кукольного пальчикового, на конусах, бибабо. Показ-рассказ сказки с использованием плоскостных, предметных изображений на фланелеграфе и магнитной доске. Чтение сказки с показом иллюстрации. Драматизация сказок совместно с учителем - логопедом.
В театрализованной игре даем возможность детям потрогать, ощупать, рассмотреть кукол и костюмы. Учим: подражать действиям взрослого с куклами и рисунками с помощью движений, мимики, голоса, используем приём совместных действий. Сначала показываем сказки своим товарищам в группе, затем малышам других групп. Можно подготовить театральную постановку для родителей.
Все приёмы сказкотерапии помогают детям с ДЦП получать информацию: об окружающем мире, об отношениях между сверстниками и взрослыми. Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования сказочного сюжета дети раскрепощаются, становятся более раскованными. Ближе подпускают к себе взрослого, и тем самым быстрее проходит процесс реабилитации и коррекции.
Наряду со сказкотерапией хорошо приживается терапия использования мультипликационных героев в коррекционном процессе детей с ДЦП. Участие мультяшных героев в жизни детей предоставляет возможность обретения уверенности в своих силах, воспользовавшись их личностным потенциалом, чтобы преодолеть ограничения, связанные с их особенностями. Использование мультфильмов стимулирует ребёнка получать знания, осваивать сложный учебный материал. Особо детям полюбились образы Смешариков, Маши и Медведя, Барбоскиных, Лунтика и его друзей. Эти персонажи очень нравятся детям, их появление на занятиях заинтересовывает к дальнейшей работе, настраивает на положительные эмоции.
Игры и упражнения, проводятся от лица мультипликационных героев, используется наглядный материал, связанный с ними. («Покатай Бараша на воздушном шаре», «наведи порядок с Совуньей на кухне», «помоги Капатычу убрать урожай», «научи Барбоскиных гимнастике для языка» и т.д.
Используем образы мультипликационных персонажей в разных частях занятия. В качестве сюрпризных моментов: «получили приглашение на день рождения Нюши», «Маша собирается в школу и просит ей в этом помочь», «Барбоскины приглашают в гости». Выполняем физминутки и пальчиковые гимнастики с нашими героями, получаем от них задания и подарки, готовим подарки им. Получаем положительные оценки в конце занятия от имени мультипликационных героев, пишем им письма.
Таким образом, главным моментом в решении вопроса коррекционно-педагогического сопровождения детей с ДЦП в ДОУ является обеспечение комплексного подхода и взаимодействия всех сторон педагогического процесса.
Список литературы:
1.Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб.:ДЕТСВО ПРЕСС,2003.-160с.
2 Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- Изд-во Сфера, 2004.-1с.
3.Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.-15с.
4.Погосова Н. М. Погружение в сказку. Сказкотерапевтические программы. - СПб.:Речь,2008.- 6с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник статей по материалам Международной научно- практической конференции
Статья "Важность семейного воспитания в процессе развития детей дошкольного возраста"...
Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"
В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...
Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск
Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск. Представление научно-методическо...
«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с
laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...
Сборник материалов XXIII Международной научно - практической конференции им. В.А. Ковалевского, Красноярск, – «Психология и педагогика детства: развитие, воспитание, образование детей в условиях пандемии и ограниченного взаимодействия"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ СУБЪЕКТНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ"...
" Использование элементов ОРФ-педагогики в работе учителя-логопеда" Сборник научных статей "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы" 11 Международная научно-практическая конференция.
В статье представлен опыт работы над темпо-ритмической стороной речи с использованием элементов ОРФ-педагогики....
Публикация в сборнике научных трудов XII Международной научно-практической конфернеции
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что все вокруг новое и интересное. Мир открывается ребенку через опыт его л...