Публикация в сборнике научных трудов XII Международной научно-практической конфернеции
статья
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что все вокруг новое и интересное. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикация в сборнике научных трудов XII Международной научно-практической конференции
"ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Шапорева М, Б., Савченко Т.Р. (Канск)
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Есть такое китайское изречение
- «То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю»
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что все вокруг новое и интересное. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания.
Работая в дошкольном учреждении, мы-педагоги, всегда стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития воспитанников,так как в требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества:
«Интересуемся новым, неизвестным в окружающем мире (предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе».
Работу по опытно-экспериментальной деятельности с детьми выстраиваем по трем направлениям.
- Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.)
- Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет, магнетизм).
- Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов.)
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).
Насыщенная предметно-пространственная среда имеет немаловажное значение в развитии поисково-познавательной деятельности детей, так как стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации кода, саморазвития.
В связи с этим, педагогами нашего дошкольного учреждения были оформлены центры, в которых создаются условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности. Центры наполнены разнообразным оборудованием и материалами
В центре «Хочу все знать» педагоги проводят занятия, в основе которых лежат методы исследовательского обучения («То здесь пар, а то – вода», «Узнаем о снеге» т.д.). Читают художественную литературу («Большая энциклопедия для дошкольников», энциклопедия «Все обо всем»). Проводят эвристические беседы по изучаемым темам.
В центре «Я познаю мир» проходит обобщение опыта по разнообразным темам, просматриваются презентации («Летят снежные пушинки», «Проказы старухи зимы»).
В игровом центре вместе с детьми, играют в словесные игры («Метель», «Кто же это делает»), развивающие игры («Неумейки», «Повторялки»).
В мини-лаборатории(экспериментальном уголке)проводятся опыты («Свойства льда», «Где спрятался воздух?», «Термометр и температура» и т.д.), оформляются альбомы по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий), изготовлена копилку «нужных и ненужных» вещей.
Важным в проектной деятельности является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим организуются мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников. Педагогами нашей дошкольной организации проводятся такие формы работы с родителями как: анкетирование, родительские собрания, дни открытых дверей, консультации, оформление наглядной информации в родительском уголке, показ открытых занятий, выставки (продуктивной деятельности) в мини-музее, фотовыставки, а так же привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе и на территории детского сада. Недавно на участке детского сада появилась метеостанция, где педагоги совместно с родителями установилиразное оборудование: дождеметр, флюгер, солнечные часы, песочные часы, барометр, термометр, ветряной рукав, компас,снегометр, стенд магнитно-маркерный. Метеостанция помогает педагогам разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками с миром исследований и открытий.
Проанализировав нашу работу в данном направлении, мы пришли к выводу: сочетание разных видов деятельности способствует более легкому и эффективному формированию знаний и отношения к природе, у детей дошкольного возраста - это подтверждается итоговой диагностикой. Комплексная, последовательная, позновательно-исследовательская работа дает положительную динамику. Дети стали проявлять осознанное отношение к окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным, к своему здоровью. А так же активно проявляется желание познавать мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.
Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...
Сборник статей по материалам Международной научно- практической конференции
Статья "Важность семейного воспитания в процессе развития детей дошкольного возраста"...
Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции
Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...
Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.)
Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.) "Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития" по тем...
Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2021 г. Часть 2. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2021. 123 с.
Особенности гендерной принадлежности в игровой деятельности дошкольников...
Публикация статьи в региональном сборнике научных трудов (с международным участием) "Современные проблемы музыкального и художественного образования"
В статье содержится теоретическое обоснование необходимости и перспективности работы по изучению ценностных ориентаций подростков на саморазвитие. На основе изучения и анализа психолого-педагогической...
Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно - практической коференции.
Статья "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2...