Комплекс прикладных занятий "Новый год" направленных на расширение представлений о празднике в средней группе дошкольного учреждения
методическая разработка (средняя группа)
В рабочую программу средней группы в течение учебного года включаются занятия по различным темам, так или иначе связанные с тематическими праздниками. Большинство занятий строится по типичной структуре - ознакомление с ключевыми вопросами и понятийным аппаратом, проведение речевых упражнений, игровой и/или спортивной части, а также творческих занятий (рисование, лепка, аппликации). В рамках учебной загруженности на каждую часть отводится равное количество времени, при том что именно прикладные занятия помогают более детально освоить предлагающийся материал. Ведь когда ребенок делает поделку, он уточняет свойства планируемого объекта творчества, а также активно включает в работу правое полушарие головного мозга, отвечающее за развитие творческих способностей, восприятие невербальной информации, мышление. Поэтому дополнительные прикладные занятия способствуют не только развитию образного восприятия и расширение представлений о празднике, но и развитию творческих способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lb.docx | 969.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс прикладных занятий «Новый год» направленных на расширение представлений о празднике в средней группе
дошкольного учреждения
Актуальность. В рабочую программу средней группы в течение учебного года включаются занятия по различным темам, так или иначе связанные с тематическими праздниками. Большинство занятий строится по типичной структуре - ознакомление с ключевыми вопросами и понятийным аппаратом, проведение речевых упражнений, игровой и/или спортивной части, а также творческих занятий (рисование, лепка, аппликации).
В рамках учебной загруженности на каждую часть отводится равное количество времени, при том что именно прикладные занятия помогают более детально освоить предлагающийся материал. Ведь когда ребенок делает поделку, он уточняет свойства планируемого объекта творчества, а также активно включает в работу правое полушарие головного мозга, отвечающее за развитие творческих способностей, восприятие невербальной информации, мышление. Поэтому дополнительные прикладные занятия способствуют не только развитию образного восприятия и расширение представлений о празднике, но и развитию творческих способностей ребенка.
Задачи:
1. Определить виды прикладных работ, используемых на занятиях.
2. Выбор основных объектов для проведения занятий.
3. Тематическое планирование комплекса.
4. Проведение комплекса прикладных занятий «Новый год».
5. Взаимодействие с родителями для укрепления взаимосвязи воспитатель-ребенок-родитель.
Для проведения комплекса занятий «Новый год» был запланирован зимний период времени (декабрь 2019 года). Включение разнообразных видов прикладной деятельности позволило разнообразить занятия, развить различные техники прикладных работ – лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом.
Выбор основных объектов работ был обусловлен предновогодним периодом проведения работ: елка, снегири, снеговик, снежинка, новогодний двор, хлопушка, подарок, гирлянда, элементы одежды зимнего периода.
Тематическое планирование комплекса.
Дополнительные занятия в рамках комплекса «Новый год» были запланированы и проводились в течение 3 недель. Каждая из недель включала различные виды прикладных работ и позволила более глубоко проработать объект занятия.
№ | 1 неделя | № | 2 неделя | № | 3 неделя |
1 | Рисование пальчиками «Гирлянда» | 4 | Лепка «Украшение елки» | 7 | Аппликация «Снеговик» |
2 | Аппликация «Новогодний двор» | 5 | Аппликации «Варежка», «Шапка» | 8 | Рисование руками «Снегири» |
3 | Работа с пластилином и природным материалом «Хлопушка» | 6 | Рисование красками и свечой «Снежинка» | 9 | Работа с пластилином и природным материалом «Подарок» |
Каждое из занятий строилось по схеме:
- подготовка к проведению занятий образца, расходных материалов для работы по количеству детей;
- показ образца и обсуждение объекта занятий (его свойств, значений, имеющихся ассоциаций у детей);
- выдача материала для выполнения прикладной работы;
- выполнение работы детьми, помощь в процессе;
- обсуждение работ, похвала детей.
Продолжительность каждого из занятий – 20 минут. При отсутствии ребенка работа может быть выполнена позднее самостоятельно дома уже в рамках взаимодействия ребенок – родитель. Воспитанники показали высокую степень заинтересованности в выполнение работ, так как они были связаны с одним из любимых детских праздников, темы просты в понимание, а разнообразие используемых видов работ сделало выполнение увлекательным. Каждая из комплекса работ является самостоятельной завершенной работой, поэтому ее можно использовать как подарок-открытка.
№ | Занятие | Используемые материалы | Проведение работ |
1 | Рисование пальчиками «Гирлянда» |
| 1. Показ гирлянды, обсуждение (огоньки разных цветов, использование в декоре, безопасность использования). 2. Показ приема выполнения работ – обмакнуть палец в воду, далее в краску, поставить «огонек», промокнуть палец тряпочкой при смене цвета. Рисование работы детьми. 3. Просмотр работ воспитанников, обсуждение. |
2 | Аппликация «Новогодний двор» |
| 1. Показ образца работы, обсуждение (зимние игры во дворе, новогоднее украшение двора). 2. Просмотр заготовок картинок, совместно подготовленных с родителями дома. 3. Выполнение аппликации. |
3 | Работа с пластилином и природным материалом «Хлопушка» |
| 1. Показ хлопушки и образца, обсуждение использования хлопушки. 2. Показ приема выполнения работ – размазывания пластилина на листе с изображением хлопушки, вдавливание риса в «поле» пластилина. 3. Выполнение работы детьми. 4. Просмотр работ воспитанников, обсуждение. |
4 | Лепка «Украшение елки» |
| 1. Демонстрация елки, обсуждение декора. 2. Выдать ранее подготовленную аппликацию «Новогодний двор». 3. Показ приема выполнения работ – ощипывание пластилина, катание шариков и прикрепление на елку. 4. Выполнение работы детьми. 5. Просмотр работ воспитанников, обсуждение. |
5 | Аппликации «Варежка», «Шапка» |
| 1. Показать куклу, обратить внимание на верхнюю одежду. Обсуждение - зачем тепло одеваться зимой. 2. Показ приема выполнения работ – приклеивание ваты на шапку / варежку в области, где находится меховая часть. 3. Выполнение работы детьми. Предложить наклеить узоры на изделие (треугольники, круги). 4. Просмотр работ воспитанников, обсуждение. |
6 | Рисование красками и свечой «Снежинка» |
| 1. Показать детям снежинки (поместить на варежку немного снега, отметить разнообразие снежинок). 2. Показ приема выполнения работ – нарисовать свечой снежинку, раскрасить поверх краской, дождаться появление «скрытого» узора. 3. Выполнение работы детьми. 4. Просмотр работ воспитанников, обсуждение. |
7 | Аппликация «Снеговик» |
| 1. Показ образца работы, обсуждение внешнего вида (составные части, дополнительные элементы – нос-морковка, ведро на голову, палочки-ручки). 2. Показ приема выполнения работ – собрать три круга для основы снеговика, отметить правильное расположение дополнительных элементов. 3. Выполнение аппликации. 4. Просмотр работ воспитанников, обсуждение. |
8 | Рисование руками «Снегири» |
| 1. Демонстрация иллюстрации снегири (внешней вид, питание в зимний период). 2. Показ приема выполнения работ – раскрасить ладонь черной краской, а центр красной. Аккуратно обмакнуть на бумагу, оставив изображение, которое станет основой птицы. Протереть руку от краски. Кистью дорисовать глазки, клювик, ветку, на которой сидит птица. 3. Выполнение рисования воспитанниками. 4. Предложить родителям дома добавить ягодки рябины на веточку, используя для работы пластилин. |
9 | Работа с пластилином и природным материалом «Подарок» |
| 1. Показ образца работы, обсуждение значимости подарка. 2. Показ образца и приема выполнения работ – ощипывание пластилина и прикрепление макарон-бантиков на нарисованные конфетки. 3. Выполнение работы детьми. |
Взаимодействие с родителями для укрепления взаимосвязи родитель-ребенок-воспитатель. Для усиления результата работ родители были активно включены в подготовку к занятиям. По нескольким из тем им было предложено оказать помощь в подготовке к занятиям. Так, например, для тематического занятия «Подарок» родители с детьми дома делали заготовки – красили макароны-бантики, чтобы получились яркие элементы для дальнейшего декора. Для занятия «Новогодний двор» было предложено придумать героев зимнего двора, атрибуты, которые можно нарисовать с детьми для дальнейшей аппликации в рамках группы.
Все работы были представлены родителям для оценки деятельности ребенка. Для усиления важности детского творчества родителям было рекомендовано предложить подарить одну или несколько из работ родственнику или близкому человеку на праздник. Оценить чувства ребенка в этот момент, поговорить с ним о ценности подарка, сделанного своими руками.
Результаты. Дополнительные прикладные занятия способствовали развитию образного восприятия, расширению представлений о празднике, развитию творческих способностей ребенка. Комплекс позволил углубить у детей тематические представления о зимнем периоде времени, расширить навыки работы с более сложными техниками (рисование свечами, аппликации природным материалом, ватой).
В рамках части работ родители активно включались в процесс помощи к подготовке занятий, что благотворно сказалось на общем климате группы и усилению взаимосвязи воспитатель-ребенок-родитель.
Данный вид дополнительной проработки тем и навыков прикладных работ может быть использована для проведения работ в дальнейшем по другим тематическим мероприятиям.
Приложение. Образцы выполнения работ комплекса «Новый год».
1 | 2 | 3 |
Рисование пальчиками «Гирлянда» | Аппликация «Новогодний двор» | Работа с пластилином и природным материалом «Хлопушка» |
4 | 5 | 6 |
Лепка «Украшение елки» | Аппликации «Варежка», «Шапка» | Рисование красками и свечой «Снежинка» |
7 | 8 | 9 |
Аппликация «Снеговик» | Рисование руками «Снегири» | Работа с пластилином и природным материалом «Подарок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы здоровьесбережения в средней группе дошкольного образовательного учреждения
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраст...
ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Консультация для педагогов...
Методическая разработка - «Новогоднее цирковое представление" - праздник для средней группы.
«Лучшее воспитательное мероприятие 2016 года». Участие во Втором всероссийском конкурсе Профессионального мастерстваНоминация - Новогоднее мероприятиеПОБЕДИТЕЛЬ 3 степени! Педагоги...
Консультация для педагогов "Организация приема пищи детей средней группы дошкольного учреждения"
Одной из главных задач детского сада – обеспечить конституционное право каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно сохранить без рационального питания, которое явл...
Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе дошкольного учреждения "Книга сказок"
Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе дошкольного учреждения "Книга сказок" разработан специально для детей 6-7 лет.Цель:Создать праздничную сказочную обстановку, вызывать...
Рабочая программа для воспитателей средней группы дошкольных учреждений в соответсвии с ФГОС ДО
Рабочая программа представлена в полном нормативном объёме для воспитателей дошкольных образовательных учреждений детей средней группы: целевой раздел (пояснительная записка; планируемые результаты ос...
Методическая разработка по экологическому воспитанию «Расширение представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...