«Волшебный мир сенсорики»
проект (младшая группа)
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_sensoriki.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Проект на тему:
«Волшебный мир сенсорики»
Авторы-разработчики: Шамова Мария Анатольевна, воспитатель I квалификационной категории
Черданцева Наталья Владимировна, воспитатель I квалификационной категории
Белый Яр, 2019г
Вид проекта:
Информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность:
Долгосрочный октябрь 2019 - май 2020гг
Участники:
Воспитатели, дети второй группы раннего возраста, родители.
Результативность проекта:
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;
- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;
- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;
- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.
Проблема:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Хотим обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Задачи, решаемые в проекте:
- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);
- учить детей называть свойства предметов;
- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Этапы реализации проекта.
№ п/п | Этапы | Содержание работы |
1. | информационно-аналитический (подготовительный) | изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года. |
2. | организационный | определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний. |
3. | заключительный | подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия). |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Знакомство с детьми Адаптационный период |
|
Октябрь | Наблюдение за детьми с целью выявления уровня сенсорного развития. Игры проводятся в любое время по желанию детей. Новые вводятся в соответствии с планом.
|
|
Ноябрь |
|
|
Декабрь |
|
|
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
Март |
|
|
Апрель |
|
|
Май |
| Информирование родителей о результатах диагностики |
Дополнительные |
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
«Рукавички»
Материал: разноцветные рукавички.
Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета и материала. Развивать моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
«Игры с пробками»
Материал:: пробки разного цвета и размера.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
«Собери бусы»
Материал: деревянные бусы разного цвета.
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания;
развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в
своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и
создания собственного изделия.
«Открой коробочку»
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! »,
познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».
Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.
«Укрась ёлочку шарами»
Материал: елочки из картона, круги разных цветов.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек? »
«Цветная пирамидка»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать
закреплению знаний и системе цветов.
Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.
«Собери карандаши в стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши.
Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.
«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Веселые шумелки»
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
«Что играет?»
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.
«Угадай на вкус»
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус
(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.
«Обонятельное лото»
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями. Таблицы лото.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.
«Сюрприз»
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник,
развивать мелкую моторику.
1 вариант: сюрприз – игрушки
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»
«Варим кашу»
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть!
Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку!)
«Разные ладошки»
Материал: ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из различных материалов: бумаги, картона, линолеум, фетр и т д) разного цвета и фактуры
Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.
«Тонет, не тонет»
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».
Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.
«Тактильная коробка»
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие
предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.
Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.
Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.
«Теплый – холодный»
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).
Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой
«Маленький секрет»
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.
Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку
самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»
«Застёжки»
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг;
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
«Закрути ленточку»
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.
Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая»
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета,
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.
Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »
«Поиграем с прищепками»
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
«Мягкий конструктор»
Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.
Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Варианты игры:
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .
«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Используемая литература:
- М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
- Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
- Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
- Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
- Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
6.Проект по сенсорному развитию детей. Рябцева Евгения Леонидовна.
7. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. СПб.: Заневская площадь, 2014.
Результаты диагностики по результатам 2019-2020 учебного года
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Параметры сенсорного развития | |||||
Начало года | Конец года | ||||||
Цвет | Форма | Размер | Цвет | Форма | Размер | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. | |||||||
11. | |||||||
12. | |||||||
13. | |||||||
14. | |||||||
15. | |||||||
16. | |||||||
17. | |||||||
18. | |||||||
19. | |||||||
20. | |||||||
21. | |||||||
22. | |||||||
23. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы «Волшебный мир сенсорики»
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запа...
Конспект родительского собрания: "Путешествие в волшебную страну Сенсорику".
Цель:- обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Задачи: - познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорн...
Проект «Волшебный мир сенсорики».
Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы. Образовательная область"Познавательное развитие детей в условиях ФГОС ДО"...
Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы «Волшебный мир сенсорики»
Тип проекта: познавательный;Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.Этапы реализации: долгосрочный, ноябрь - январь...
Родительское собрание «Волшебный мир Сенсорики»
Пояснительная записка.Ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта, но, как сказал И. М. Сеченов: «Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании», т. е. прежде, чем мыслить, ребенок ...
Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"
Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"...
Проект "Волшебный мир сенсорики"
Проект «Волшебный мир сенсорики»Воспитатель: Козырева Ольга Владимировна«Ребенок должен играть, дажекогда делает серьезное дело.Вся его жизнь - это игра»А.С.МакаренкоСрок реали...