Программа "Я сам"
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
«Я САМ»
художественной направленности
Возраст обучающихся: 2-3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_sam_2019-20120g._gotovyy.docx | 43.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 6 от 30.05.2019г. | Приложение №2 УТВЕРЖДЕНА приказом МАДОУ «Верхнекетский детский сад» от 27.09.2019г. №208 |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Я САМ»
художественной направленности
Возраст обучающихся: 2-3 года
Срок реализации: 1 год.
Авторы-составители:
Черданцева Н.В., воспитатель
Шамова М.А., воспитатель
Белый Яр - 2019
- Пояснительная записка
Одна из важных задач в области народного образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);
- Постановлением Администрации Верхнекетского района от 14.07.2011г№757 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, оказываемые им сверх установленного муниципального задания, а также в случаях определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания»;
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.
2. Цель программы «Я сам»: создание условий для развития фантазии, воображения и творческих способностей у дошкольников, в различных видах изобразительной деятельности.
3. Задачи.
Рисование.
- Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
- Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
- Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
- Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
- Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.
- Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.
- Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
- Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
- Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
- Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
Лепка
- Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
- Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
- Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.
- Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 2-3года. Срок реализации программы 1 год. Игра-занятие проводится в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия во второй группе раннего возраста 8-10 минут. Форма проведения – по подгруппам.
| 1 мин. |
| 3 мин. |
| 4 мин. |
| 2 мин. |
4. Ожидаемый результаты и способы их определения:
- У детей появиться большой интерес к изобразительной деятельности;
- К концу года дети научатся различать основные цвета;
- Научатся различать и называть предметы, которыми они рисуют (карандаш, кисть, фломастер) и научатся правильно ими пользоваться.
- Дети научатся рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные)
- Познакомились с пластичными материалами, пластилин и глина.
- Дети научились раскатывать пластилин круговыми движениями,
(какую диагностическую методику будете использовать?)
- Календарный учебный график (приложение к программе).
- Учебно-тематический план
Месяц | Тема занятия | Количество учебных часов | Дата |
2 группа раннего возраста | |||
Октябрь | «Осенние листочки» | 1 | |
«Заборчик для петушка» | 1 | ||
«Поможем жучкам спрятаться в травке» | 1 | ||
«Листопад, листопад листья жёлтые летят» | 1 | ||
Ноябрь | «Веточка рябины» | 1 | |
«Разные цветные мячи» | 1 | ||
«Полюбуйся на герань» | 1 | ||
«Бусы» | 1 | ||
Декабрь | «Снег идёт» | 1 | |
«Наряжаем ёлочку» | 1 | ||
«Ёлочка – зелёная иголочка» | 1 | ||
«Снегопад» | 1 | ||
Январь | «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» | 1 | |
«Сшили Тане сарафан» | 1 | ||
«Снеговик» | 1 | ||
«Пушистая тучка» | 1 | ||
Февраль | «Полосатые варежки» | 1 | |
«Колечки для пирамидки» | 1 | ||
«Снежинки» | 1 | ||
«Петя, Петя петушок » | 1 | ||
Март | «Букет для мамы» | 1 | |
«Ёжик» | 1 | ||
«Светит солнышко в окошко» | 1 | ||
«Капель» | 1 | ||
Апрель | «Плывёт кораблик по весенним ручейкам» | 1 | |
«Рыбка» | 1 | ||
«Деревья проснулись» | 1 | ||
«Солнышко» | 1 | ||
Май | «Бабочки» | 1 | |
«Веточка рябины» | 1 | ||
«Цветочная поляна» | 1 | ||
«Гусеница» | 1 |
- Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Форма проведения | Программные задачи | Методы и приемы организации | Материал |
| «Осенние листочки» (рисование кисточкой) | Игра-занятие | Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами листьев (по количеству детей); листья; баночки непроливайки; салфетки. |
| «Заборчик для петушка» (раскатывание) | Занятие - сказка | Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней пластилин «колбаской», закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические. | Игрушка Петушок, домик, пластилин, дощечки, салфетки для рук, |
| «Поможем жучкам спрятаться в траве» (рисование карандашом; дорисовывание деталей) | Игра-занятие | Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. | показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей). |
| «Листопад, листопад листья жёлтые летят» (отщипывание, надавливание) | Игра-занятие | Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; знакомить детей с цветом; формировать интерес к работе с пластилином; | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Листы картона с изображением деревьев частично в осенней листве; пластилин жёлтого и оранжевого цветов; дощечки, салфетки для рук. |
| «Веточка рябины» (рисование пальцами; дорисовывание деталей) | Игра-занятие | Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук. |
| «Разные цветные мячи» (скатывание) | Игра-занятие | Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Пластилин основных цветов, дощечки, салфетки для рук; резиновые мячи для игры. |
| «Полюбуйся на герань» (рисование штампом; дорисовывание деталей) | Игра-занятие | Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань. |
| «Бусы» (отщипывание, скатывание) | Игра-занятие | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать пластилин в шарик; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Пластилин зелёного и красного цветов по количеству детей; небольшие кусочки картона с прикреплёнными к нему ниточками (основа для бус); дощечки, салфетки для рук. |
| «Снег идёт» (рисование ватными палочками) | Занятие - сказка | Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические. | Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки. |
| «Наряжаем ёлочку» (скатывание, надавливание, размазывание) | Игра-занятие | Закреплять умение формировать из пластилина комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; развивать мелкую моторику. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Пластилин разных цветов; заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей), маленькая искусственная ёлочка; дощечки, салфетки для |
| «Ёлочка – зелёная иголочка» (рисование фломастерами) | Игра-занятие | Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), фломастеры зелёного цвета. |
| «Снегопад» (скатывание, надавливание) | Игра-занятие | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Пластилин белого цвета, заготовка – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация) на 2 подгруппы; дощечки, салфетки для рук. |
| «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» (рисование пальцами; дорисовывание деталей) | Занятие - сказка | Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические. | Альбомные листы бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку». |
| «Сшили Тане сарафан» (скатывание, надавливание) | Игра-занятие | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Платье – заготовка, пластилин разных цветов, дощечки, салфетки для рук. |
| «Снеговик» (рисование кисточкой) | Игра-занятие | Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки. |
| «Пушистая тучка» | Занятие - сказка | Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прижимать пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание). | Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические. | Тонированные в голубой цвет листы бумаги; готовый рисунок – образец Пластилин белого цвета |
| «Полосатые варежки» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) | Игра-занятие | Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Заготовки – силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки. |
| «Колечки для пирамидки» (скатывание, соединение концов) | Игра-занятие | Продолжать учить детей лепить палочки, соединять их концы, образуя кольцо; вызывать желание лепить. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Пластилин основных цветов, дощечки, ватные палочки на пластилиновой подставке (основа пирамидки), салфетки для рук. |
| «Снежинки» (рисование фломастерами) | Игра-занятие | Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками – нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги. |
| «Петя, Петя петушок» (раскатывание) | Занятие - сказка | Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки, закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развивать мелкую моторику. | Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические. | Игрушка – петушок, пластилин основных цветов, плотный картон с изображением петушка без хвоста (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук. |
| «Букет для мамы» (рисование карандашами) | Игра-занятие | Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Листы бумаги с заготовками – аппликационное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребёнка. |
| «Ёжик» (надавливание, размазывание) | Игра-занятие | Продолжать учить детей размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; вызывать желание лепить. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ёжика (по количеству детей); пластилин серого или чёрного цвета; скатанные шарики диаметром около 7мм, из расчёта 10-12 шариков на каждого ребёнка; игрушечный ёжик. |
| «Светит солнышко в окошко» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) | Занятие - сказка | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много». | Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки. |
| «Капель» (рисование кисточкой) | Занятие - сказка | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. | Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
| «Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой) | Игра-занятие | Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой. |
| «Рыбка» (вдавливание) | Игра-занятие | Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Основа из пластилина любого яркого цвета по количеству детей, образец, семена подсолнуха, горох и др., дощечки, салфетки для рук. |
| «Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Игра-занятие | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки. |
| «Солнышко» (размазывание) | Игра-занятие | Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне» формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Пластилин жёлтого цвета. листы картона синего или голубого цветов формата А5 (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук. |
| «Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Занятие - сказка | Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. | Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические. | Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки. |
| «Веточка рябины» (скатывание, надавливание) | Игра-занятие | Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарик, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Пластилин красного цвета; заготовка – нарисованная на 1/2 листе ватмана ветка рябины без ягод (на подгруппы); веточка рябины, картинки с изображением рябины, дощечки, салфетки для рук. |
| «Цветочная поляна» (рисование ватными палочками) | Игра-занятие | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
| «Гусеница» (скатывание) | Игра-занятие | Продолжать развивать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме (шар), величине (длинная, короткая), цвету (зелёная); формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику. | Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические. | Пластилин зелёного цвета, сенсорный тренажер «Гусеница», дощечки, салфетки для рук. |
Список литературы:
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
- Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.
- Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.
- Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е.В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...