Виды матерей
консультация

Данилова Жанна Юрьевна

Описание некоторых особенностей  матерей в семье, характеризующих особенности стилей их поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_materey.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Виды Матерей

Мы можем дать только то, что имеем сами…

Светлана Демченко
Виды матерей
Как известно, среда формирует нас на 50%.
В детстве нашей главной средой и источником влияния, конечно же, были родители. «Крошка сын пришел к отцу, и спросила кроха: «что такое хорошо и что такое плохо?» И каждый родитель ответил по-своему…
Эти уроки мы незаметно для себя приносим в наши семьи и рассказываем нашим детям.
Давайте поисследуем, какие уроки мы получили от наших мам и как это отразилось на наших взаимоотношениях.
В этой статье речь пойдет о типах матерей и последствиях их влияния.

Виды матерей:
Мать– призрак

По большей части физически и морально отсутствующая мать.
Не устанавливает эмоциональную связь, но и не проявляет жестокость по отношению к ребенку.

Есть и другие виды матери — «призрака», которые:

прибегают к насилию, уничтожая любую возможность контакта;
контролируют эмоции и тем самым не допускают установления тесной связи;
заслоняют своими требованиями подлинное «я» ребенка;
оставляют ребенка в одиночестве, в результате чего он утрачивает способность доверять кому-либо;
испытывают личные трудности и потому не обращают внимания на ребенка;
 ведут себя так, что дети не могут ничем поделиться с ними, боясь огорчить или рассердить мать.

Проблемы, которые могут возникать при общении у людей, выращенных матерью — «призраком»:

Поверхностность в отношениях. Люди жалуются на недостаток близости и возникающую из-за этого неудовлетворенность.
Отстраненность. Партнеры эмоционально так и не становятся частью своей семьи, и весь груз «эмоционального обеспечения» ложится на плечи другого супруга.
Замкнутость. В трудные времена люди не обращаются за помощью, а уходят в себя, вызывая глубокое разочарование у тех, кто их любит.
Недоверие, враждебность, агрессия. Не доверяя другим, они переходят в атаку, отбрасывая прочь всякого, кто пытается сблизиться с ними.
Переоценка отношений. Супруг или супруга должны сделаться сказочным принцем (принцессой) и превратить их скудное существование в мир чудес. Однако ни один человек не соответствует столь высоким требованиям. Те недовольные своей жизнью одиночки, которые воображают, что брак по мановению волшебной палочки сделает их счастливыми, как правило, ищут эрзац материнской любви.
Негативные отношения. В результате изначально не удачных отношений, не давших им уверенности в себе, такие люди во взрослой жизни становятся жертвой негативных отношений.

Мама – фарфоровая кукла

Не умеет регулировать эмоции своего ребенка, хотя сама она отнюдь не холодна, равнодушна или недостаточно заботлива.
Может мгновенно впадать в панику, отворачиваться от ребенка и умолять его: «Пожалуйста, не кричи! У твоей мамы от этого уши болят. Мамочка расстроится». o Хотя мамочка — «фарфоровая куколка» любит свое дитя, она мгновенно пасует перед его паникой, яростью, печалью или страхом.

Последствия воспитания:

Повышенная заботливость. «Усыновляя» друзей, вы создаете иллюзию, будто способны справляться со своими выходящими из-под контроля эмоциями. Эта роль позволяет отвлечься от собственных сильных и пугающих ощущений. Забота о других избавляет вас от одиночества, ведь вам удалось хоть с кем-то установить контакт.
Агрессивность. Есть и такой способ справляться с эмоциями — отвергать и осуждать их все, как свои собственные, так и чужие. Человек начинает критиковать эмоциональных людей, считая их слабыми и безответственными.
Уход в себя. Эмоции захлестывают вас, и тут словно сгорает предохранитель, обеспечивающий безопасную работу всего механизма: вы выходите из этой ситуации либо эмоционально, либо даже буквально.
Отставание в карьере. Человек не выносит слишком сложных рабочих ситуаций. Он думает, что все дело в «прессинге», но на самом деле проблема заключается в ее реакции на внешнее давление. Если мы не находим успокоения этим чувствам и не можем поверить в их реальность, они нас захлестывают, и мы не способны реализовать свой потенциал в работе.
Решение жизненных задач. Воспитанный матерью — «фарфоровой куколкой» человек «спотыкается» обо все существенные решения повседневной жизни: купить машину или дом, где поселиться, какую школу выбрать. Этот человек боится сложных проблем, требующих обдумывания и выбора..
Жесткие схемы мышления. Человек, воспитанный матерью — «фарфоровой куколкой», отвергает любые неподвластные ему эмоции и полностью укрывается в сфере чистого интеллекта. Не доверяя чувствам, считая эту область жизни опасной, человек живет так, словно жизнь сводится исключительно к мышлению
Проблемы тревоги. Тревога в таких формах, как общее тревожное состояние, приступы паники и фобии, весьма распространена у людей, воспитанных мамочками — «фарфоровыми куколками».
Поведенческие проблемы. «Фарфоровая куколка» вызывает у своего ребенка многие виды навязчивого поведения и склонность к наркотической зависимости. Случалось ли вам успокаивать и усмирять напряженные эмоции искусственно, с помощью лекарств, пищи или секса? Любой вид «наркотика» в данной ситуации играет роль общей анестезии, которая должна успокоить вас и на время вернуть чувство стабильности и равновесия.

Властная мать

Мать не позволяет ребенку вести жизнь по собственному усмотрению, не прислушивается к его мнению и не уважает его выбор
Использует чувство вины, чтобы осуществлять контроль над ребенком. Властная мать может использовать это чувство, чтобы отразить притязание ребенка на владение собственной жизнью
Властная мать впадает в ярость всякий раз, когда ребенок не соглашается с ней или каким-то образом проявляет собственные желания.

Последствия воспитания:

Неспособность говорить «нет»
Проблемы контроля. Ребенок убеждается, что отношения нужно контролировать, и, подобно своей матери, использует гнев, вину, манипулирование, лишение любви, чтобы контролировать других. В результате люди, любящие такого человека, устают от постоянного контроля и постепенно начинают разрывать такие отношения.
Страх перед близостью и боязнь отдать себя
Созависимость. Страдающий от нее человек не позволяет тем, кого он любит, самимраспоряжаться своей жизнью. Он берет на себя ответственность за других и постоянно получает новые травмы.
Неорганизованность. Властная мать говорит: «Я сама уберу здесь и все для тебя устрою». Если человек вырастает с убеждением, что кто-то всегда будет организовывать за него его жизнь, его замучают проблемы в сфере формирования и достижения цели, самоидентификации, выбора и последовательности действий.
Самоидентификация и способности. Властная мать не дает ребенку почувствовать себя хозяином своей жизни. Синдром «Не могу найти свое место в жизни», когда человек хватается то за одно дело, то за другое, возникает в результате недостаточного развития этой сферы.
Отсрочка удовольствия. Ребенок, воспитанный властной матерью, не корректирующей неудачный выбор, плохие поступки и настроения, не устанавливающей границ личного пространства, не научится откладывать удовольствие. Он не привыкнет к упорству, которое также необходимо, чтобы уметь отказывать себе в удовольствие.
Безответственность. Контролирующая мать избавляет ребенка от ответственности и тем самым учит его, что за его собственные дела и поступки отвечает не он сам, а она. Ребенок привыкает к мысли, что мать все сделает за него. Он никогда не принимает ответственность на себя.
Депрессия возникает из ощущения полной беспомощности в общении, работе и жизни в целом. Не владея своей жизнью, человек испытывает постоянное чувство утраты: он лишается своей мечты, не достигает желанного, не может удовлетворить потребности, не распоряжается течением своей жизни, не умеет говорить «нет», и оттого получает все новые травмы.
Чувство беспомощности и безнадежности
Наркомания и синдром зависимости
Самоизоляция. Если человеку кажется, что его постоянно контролируют, самоизоляция представляется ему наиболее безопасным выходом. Если человек не способен вступить в близкие отношения без ощущения утраты своего «я», он предпочтет оградить себя от других, чтобы обезопасить себя.
Состояние тревоги и приступы паники из ощущения, что жизнь вышла из-под контроля, т.е. человек не чувствует себя хозяином своей жизни.
Склонность винить других.

Мать – босс

Методы воспитания, которыми руководствуется такая мать, определяются ее верой в то, что необходимо подчиняться авторитету. Ключом к успеху для нее есть строгие правила и повседневное следование им.
Если ребенок выражает сомнение в каком-либо материнском праве, мать-босс обрушивает на него всю мощь своей критики.
Неизменно воспроизводится одна и та же установка: «Сколько бы лет тебе ни исполнилось, я всегда буду твоей матерью, а ты всегда будешь моим сыном».
Мать — «босс» подрывает способность ребенка стать независимым, нормально функционирующим взрослым человеком.

Последствия воспитания:
У такого человека наблюдаются трудности в общении, он не может стать равным среди равных. Проявления этого могут быть самыми разными.
«Нижняя позиция»: человек постоянно ощущает себя ниже других. Ему кажется, что он не в состоянии принимать взрослые компетентные решения, и он предпочитает передоверить руководство другим людям.
«Верхняя позиция»: человек ведет себя авторитарно, стремится руководить другими и контролировать их действия. На самом деле такой человек тоже чувствует себя «младшим», но усвоенный им стиль общения позволяет компенсировать это ощущение.
Мятежники. Мятежник отвергает всяческие правила и авторитеты. Он не может работать в иерархической структуре из-за постоянных конфликтов. Такой человек жалуется на недостаток свободы и уважения, но не готов платить за них большей ответственностью. Он находится в состоянии непрерывного протеста, ему гораздо лучше известно, чего он не хочет, чем то, чего он хочет.
«Ребенок в теле взрослого» часто испытывает проблемы с достижением цели. Он ставит себе множество хороших и разумных задач в жизни, но систематически саботирует их исполнение.

А также:

желание переложить вину на другого;
попытки оправдать свои неудачи внешними факторами; o жалобы на мать, словно это она и только она мешает вам делать то, чего бы вы хотели;
недоразумения с начальниками, жалобы, что они слишком давят на вас;
уныние после первого же провала, отказ от обычного пути проб и ошибок;
стенания по поводу недостатка талантов и способностей, неготовность развивать их;
преклонение перед кумирами; o подавление собственного мнения и эмоций;
потребность в одобрении со стороны «старших», страх перед критикой;
«принимающая» позиция, неготовность служить людям;
мечты вместо дел.

Мать – «американский экспресс»

Процесс ухода взрослого ребенка из дома сопровождается мучительными конфликтами.
Мать пытается убедить ребенка в том, что единственным источником любви и истины может быть только она сама, ребенок не умеет «выходить за ее пределы».
Часто мать впадает в крайности: причитает над ребенком, изливает свою тревогу в длинной нотации в надежде таким образом уберечь его от неприятностей.
Мать – «американский экспресс» становится на пути ребенка к реальному миру. Не позволяет ребенку самому принять наказание, и продолжает бесконечно укрывать его от требований мира.
Мать не моет допустить, чтобы ребенок пострадал. Если у «малыша» проблемы со школой, с работой, а то и с законом, мать всегда приходит на выручку. Пытаясь помочь, она обычно либо отвергает ту границу, за нарушение которой ребенка должен был наказать внешний мир, либо преуменьшает ее значение.

Последствия воспитания:

Нездоровая зависимость проникает в важные отношения «как бы взрослого человека», воспитанного матерью — « Американским экспрессом». Даже если отношения начинаются на основе взаимного равенства, они быстро перерастают в битву за зависимость или независимость.
Заботься обо мне — не смей обо мне заботиться. Один из партнеров (чаще мужчина) остается до некоторой степени безответственным, и кто-то должен делать за него вещи, которые обычно человек сам делает для себя. Он пренебрегает личными обязанностями, решением денежных вопросов, стиркой, готовкой, оплатой счетов и т.д. Такой человек находит созависимого партнера, который будет заботиться о нем, а потом начинает ссориться с ним из-за того, что тот «вечно ворчит и пытается контролировать». Безответственной личности хочется получить заботу без контроля.
Отделение от партнера. Человек, не отделившийся от матери, склонен превращать в «мамочку» того, кем он дорожит. Сперва он очень близок к любимой, а затем так или иначе покидает ее, прекращая далеко зашедший роман или бросая жену. Это естественно: человек должен отделиться от матери.
Уклонение. Иногда люди вообще не вступают в отношения именно ради того, чтобы отделиться от матери. Они изо всех сил избегают интимности во взрослых отношениях.
Идеализация. Некоторые дети матери — «Американского экспресса» до такой степени проникаются ее представлениями о себе, что не могут найти идеального партнера, который дал бы им все, чего они достойны. Главная цель этого поведения — не разлучаться с идеальным представлением о себе, созданным матерью, и избежать потенциально разочаровывающих отношений с реальным человеком.
Попечительство. Люди, не сумевшие в эмоциональном аспекте покинуть дом, иногда идентифицируют себя с матерью, от которой они так и не отделились, и пытаются заменить мать другому человеку.
Люди, воспитанные матерью — «Американским экспрессом», часто превращают свой брак в хаос и ад. Они либо сравнивают жену с матерью (и не в пользу жены), либо целиком вовлекают супругу в свою жизнь, либо требуют, чтобы она становилась на их сторону в ссоре с матерью

Материалы взяты из книги Д. Таунсента «Фактор матери»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к циклу занятий по ознакомлению старших дошкольников с видами спорта "Баскетбол"

Данный материал позволяет познакомить старших дошкольников со спортивной игрой - баскетбол. Слайды расскажут детям об истории возникновения игры, о правилах, о том, что баскетбол является олимпийским ...

Виды материала посуды

Презентация по теме "Из чего сделано?" для занятия по развитию речи в старшей группе....

"Виды работ по закреплению функции фонематического анализа" Практический материал для учителей-логопедов и воспитателей старших логопедических групп для детей с ТНР.

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма....

Практический материал по развитию мелкой моторики, мышления, внимания, восприятия, воображения, применяемый в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида» Кировского района г.Казани

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, ...

Организация предметно-развивающей среды по видам музыкальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей. ( Методический материал)

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руково...

Просветительская работа с родителями дошкольников - демонстрационный материал в виде папок-передвижек

Ранний дошкольный возрастИграем вместе с детьмиВоспитание привычек у ребенкаЗанимаемся дома с детьми 3х-4х летКризис 3-х летРебёнок дерётся - что делать?Плохие словаСамостоятельность детей 2х-3х летСа...