Занятие в средней группе по развитию речи с использованием сказкотерапии
план-конспект занятия (средняя группа)
Занятие в средней группе по развитию речи с использованием сказкотерапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_zanyatie.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в средней группе по развитию речи с использованием сказкотерапии
по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Воспитатель:Сурикова С.С.
Общеразвивающие задачи:
Формировать представления о насекомых в среде обитания.
Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
Учить интонационно-выразительному подражанию.
Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.
Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.
Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.
Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.
Речевые задачи:
Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к сказкам.
Учить сопереживать. Сочувствовать.
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.
1. Настрой детей на занятие.
2. Вступительная беседа.
- Сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в мире насекомых и почувствуем, что пережили наши герои, а еще посмотрим, чему она нас научит.
3. Вхождение в сказку.
- Попадаем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается. (Звучит фонограмма пение птиц, звуки насекомых. Дети надевают шапочки с изображением насекомых)
- Представьте мы с вами на сказочной полянке и превратились в насекомых.
Ведущая: «Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла ,
Муха денежку нашла».
- Как интересно, как повезло мухе.
- А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье).
- А когда у вас возникают такие чувства?
- Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье.
4. Упражнение «Счастье». (Идем - плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты)
Ведущая:
«Пошла Муха на базар,
И купила самовар».
- Муха и самовар купила, и на стол накрыла, наверно она ожидает гостей.
Ребенок:
«Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали».
5. Упражнение на дыхание «Дуем на чай».
Ребенок:
«А букашечки- по три чашечки,
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
6. Словарная работа.
- Кто такая именинница?
7. Упражнение «Любование» (Подходим к мухе и высказываем свое восхищение, при этом гладя ее. «Какая, ты, обворожительная», «Какие красивые глазки»).
Ребенок:
«Приходили к мухе блошки
Приносили сапожки,
А сапожки не простые
В них застежки золотые».
«Приходила к мухе бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла».
- Какие гости могут еще прийти к Мухе-Цокотухе?
8. Пальчиковая гимнастика:
Прилетала к нам вчера (Машут руками)
Полосатая пчела
А за нею шмель-шмелёк, (Загибаем пальцы)
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Показываем глазки)
Полетали, пожужжали, (Машут руками)
От усталости упали. (Руки вниз)
- А кому ещё Муха приготовила угощение?
Ребёнок:
«Бабочки-красавицы,
Кушаёте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощение?»
9. Словарная работа.
Ведущая:
- Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды?
- Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? Из вишни? Из слив? Из смородины?
- А какое ваше любимое варенье?
10. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».
Ведущая:
«Вдруг какой-то старичок-паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.»
Ребенок:
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!»
11. Упражнение «Сочувствие» (Качаются из стороны в сторону, обхватив голову руками, просто молча сидят, имитируют плач).
- Какие мысли у вас возникли?
Ведущая:
«Но жуки, червяки испугались,
По углам, по щелям разбежалися.
И никто даже с места не сдвинется,
Пропадай, погибай, именинница!»
- Почему разбежались гости?
- А какое лицо у страха?
- Найдите его среди рисунков. (Показ пиктограмм).
12. Упражнение «Страх». (Тело напряжено, сковано, дрожим. Рот открыт, глаза округлены, брови приподняты, съежились от страха).
- А теперь расслабьтесь, расскажите о своих ощущениях.
- Ребята, а вы бы помогли Мухе?
13. Беседа о том, что нельзя оставлять друга в беде.
Ведущий:
«Вдруг, откуда не возьмись
Маленький Комарик,
И в руке его горит,
Маленький фонарик».
Ребенок:
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
- Вы помните, что произошло дальше в сказке?
- Посмотрите Муха печальная, грустная, ее надо успокоить, пожалеть.
14. Упражнение «Поглаживание». (Дети гладят друг друга, расслабляются)
- Вам было приятно?
- А когда можно погладить кого-нибудь?
Ребенок:
«Я злодея зарубил, я тебя освободил.
И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!»
15. Упражнение «Встреча». (Дети обнимаются друг с другом, радуются).
- Все так хорошо закончилось, и конечно не обойтись без музыки и танцев.
16. Все танцуют под слова:
«Музыканты прибегали, в барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.
А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!
Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые – мужики богатые
Шапочками машут, с бабочками пляшут.
Веселиться народ, Муха замуж идет».
Ведущая:
«За лихого, удалого, Молодого Комара.
Будет, будет мошкара веселиться до утра,
Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
17. Выход из сказки.
- Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и прикладывают к сердцу). Все это останется вместе с вами.Подведение итога.
- Вот мы оказались в нашем мире. Расскажите мне, что вы взяли для себя из нашего занятия, чему научились?
Конспект занятия по сказкотерапии
Тема :«Ежик».
Программное содержание:
Развить умение чувствовать и понимать другого.
Воспитать доброжелательность, коммуникабельность.
Сформировать представление о необходимости быть бережным к другим.
Научить детей управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать по желанию.
Материал: запись музыки, туннель.
Ход занятия по сказкотерапии:
Введение
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку, где главным героем будет ...
А кто же будет главным героем, вы мне скажете сами после того, как послушаете загадку:
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно.. (Ежик)
Верно, сегодня главным героем нашей сказки будет ежик. Закройте глаза и представьте себе ежа. Какой он?
- Дети, а вы знаете, что еж - это хищное животное, потому что он питается мелкими животными. Итак, если у вашего дома живет еж, то будьте уверены, ни мыши, ни змеи рядом жить не будут. А раз так, то что мы еще можем сказать о еже, кроме того, что он колючий. Какой он?
- Верно, дети, он смелый.
Но сегодня мы отправимся в сказку, где встретимся с необычным ежиком.
Вход в сказку
Для того чтобы оказаться в сказке, нам нужно пройти через волшебный туннель. Там немного непривычно, но того, кто не испугается и преодолеет свой страх, ждут удивительные приключения вместе с героями сказки.
Воспитатель кладет тоннель на пол, и дети по очереди пролезают сквозь него.
Вы очень хорошо справились с заданием и наполнились волшебной силой для путешествия по сказке.
Сказка
Жил на свете ежик. Он всегда был всем недоволен. Его все на свете раздражало и злило. Поэтому он жил отдельно и у него никогда не было ни друзей, ни соседей.
Упражнение «Ежик»
Дети мелкими шагами передвигаются по коврику, затем останавливаются и сердито шмыгают, как раздраженный ежик.
Однажды муравей, который оказался далеко от своего муравейника, попал в беду: он сломал одну из четырех ножек и потерял сознание почти у входа в домик ежика.
Упражнение «Муравей без сознания»
Дети выполняют упражнение поочередно, подходят один за другим к психологу, представляют, что они «муравьи», охают, закрывают глаза и падают спиной назад на руки психолога.
В тот вечер ежик, как всегда, собирался на охоту и, выйдя из дома, сразу же увидел муравья. Сначала он удивился, потом его это так разозлило, что он начал сердито фыркать и шмыгать.
Упражнение «Встреча»
Выбирается ребенок «муравей», а дети ходят вокруг него, изображая удивление: поднимают плечи, разводя руки в стороны; поднимают вверх брови и открывают рот. По сигналу психолога дети начинают быстро двигаться в противоположном направлении, сердито фыркая и шмыгая.
Он уже было собрался пройти дальше, как муравей тихонько застонал и пришел в себя.
- Добрый день, - поздоровался воспитанный муравей.
В ответ ежик только фыркнул.
- Простите меня, уважаемый ежик, я не послушался маму, отошел далеко от дома и попал в беду, сломав себе ножку. Не поможете ли вы мне?
Ежик подпрыгнул от неожиданности, ему никак не хотелось принимать в своем домике гостей, но деваться было некуда. Он поднял бедного муравья, занес его в домик, положил на кровать и пошел, наконец, на охоту, все еще злясь на муравья, на себя и на весь белый свет.
Упражнение «Спасение»
Детям предлагаются животные-игрушки, которых бы они спасли. Психолог объясняет, что каждая из этих игрушек требует определенной помощи, а дети должны взять игрушку, пожалеть ее и отнести к игровому уголку.
Но этой ночью ежику повезло на охоте, и он довольный и сытый возвращался домой, забыв, что там у него незваный гость. Зайдя в домик, он все вспомнил и только хотел снова рассердиться, как бедный муравей съежился на кровати и задрожал то ли от холода, то ли от того, что у него болела ножка.
Упражнение «Холод»
Дети стоят на коврике и «мерзнут».
- Мерзнуть приятно? А как вы считаете, ваши руки, лицо, плечи, сейчас расслаблены или напряжены? Напряженные - это значит твердые. Воспитатель предлагает пощупать мышцы рук, чтобы удостовериться, что они твердые.
Что-то шевельнулось в сердечке Ежа, и он еще не понимал, что это была жалость и сочувствие к меньшему и более слабому. Он решил сходить к тетушке сове, которая славилась тем, что лечила всех зверей в лесу.
Упражнение «Стук сердца»
Детям предлагается разбиться на пары. Затем поочередно ложиться на пол и слушать сердечко друг друга. При этом, тот, кто лежит, не открывает глаза и не шевелится.
Сова, услышав, о чем просил ее Ежик, сильно удивилась, но согласилась пойти осмотреть больное насекомое. Она прописала ему лекарство и привязала к сломанной ножке маленькую веточку, чтобы быстрее зажила. А Ежика попросила сообщить родителям муравья, что он у него, потому что перевозить его в муравейник еще нельзя. С тех пор двери в домик Ежика не закрывались. У муравья оказалось столько друзей, что каждый час кто-то приходил его навестить.
Упражнение «Друзья»
Выбирается один ребенок - «муравей». К нему по очереди подходят дети, здороваются, спрашивают: «Как дела?», и желают скорейшего выздоровления.
Когда муравей выздоровел и вернулся домой, Ежику стало грустно и одиноко. Тогда он решил сам пойти и навестить муравья и его друзей, которые со временем стали друзьями и самого Ежика. Все очень обрадовались, увидев его с корзиной ягод в руке и радостной, ласковой улыбкой на лице.
С того дня ежик забыл, что такое раздражаться и злиться, он понял, что нужно жить рядом с друзьями и радоваться жизни.
Вывод
Все кончилось хорошо. Как вы считаете, понял ежик, что жить рядом с друзьями лучше, чем одному? Всю волшебную силу мы с вами потратили во время путешествия и вернулись в группу.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Общеразвивающие задачи:1. Формировать представления о насекомых в среде обитания.2. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием элементов мнемотехники "Путешествие в страну Загадок"
В течении двух лет я работала над методической темой "Развитие речи у детей через использование элементов мнемотехники". Тема очень интересная, элементы мнемотехники использую, как в непосредственно о...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
1. Формировать представления о насекомых в среде обитания.2....
Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить ...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «По следу жадных медвежат»
Это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии.
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии...
- Мне нравится (1)