Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочная анимация»
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной, социально-педагогической направленности
«Песочная анимация» далее (интерактивная песочница)
Возраст обучающихся: (5-7 лет)
на 2019-2020 учебный год
Срок реализации: 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по доп.образованию "Интерактивная песочница" | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
I. Основные характеристики программы.................................................................стр.3 I.1. Пояснительная записка ...………………………………….......................... .....стр.3 Актуальность...............................................................................................................стр.4 Новизна программы....................................................................................................стр.5 Адресат программы....................................................................................................стр.6 I.2. Цели и задачи…………………………………………………………............... стр.7 I.3. Планируемые результаты…………………………………………..…...............стр.8 I.4. Содержание...................................……………………………………............... стр.9 II. Организационно-педагогические условия ......................................................стр. 10 II.1. Календарно-учебный график…………..……………………………...... .......стр.10 II.2. Условия реализации программы...…........….............................................. ....стр.11 II.3. Формы контроля результатов освоения программы................................. ...стр. 12 II.4. Оценочные материалы......................................................................................стр.13 II.5. Методические материалы.................................................................................стр.14 II.6. Рабочие программы модулей..........................................................................стр. 14 II.7. Список литературы………………………..........…………………................стр. 15 III. Приложения........................................................................................................стр. 16 | |
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
I. Основные характеристики программы.
I. 1. Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию «Песочная анимация (интерактивная песочница)» предназначена для работы с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Направленность данной программы – художественная, социально-педагогическая.
- Программа разработана в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:
- Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЦРР - детский сад № 123 «Планета Детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность:
Вот уже три года я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста «педагогическую» песочницу. Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Дети проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. В продолжение программы «Чудесный песок», «Живой песок». я разработала программу кружка «Песочная анимация (Интерактивная песочница)».
- Использование данного средства, как песок способствует снятию симптомов тревожности у дошкольников, страх перед школой, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе и чувства сосредоточенности. Песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильную чувствительность как основу развития «ручного интеллекта»., а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика., совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию мозгового напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия, развивают образное мышление и пространственное воображение, улучшают процессы саморегуляции что очень актуально перед поступлением в школу.
- Учитывая, что игры с песком обусловлены физическими его свойствами - приятная мягкость, шершавость, тягучесть, которые действуют на человека вдохновенно и завораживающе.
- Кроме того это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.
- ИТАК, ИГРАТЬ С ПЕСКОМ — ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ТОЛЬКО ПРОСТО, НО И ПОЛЕЗНО!
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.
Новизна программы:
Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
• В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Программа способствует:
- снятию эмоционального и мышечного напряжения;
- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;
- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я-концепции, способности к самопринятию;
- развитию способности творчески самовыражаться;
- развитию мелкой моторики, ощущений;
- коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные;
- разрешению внутри семейных конфликтов;
- преодолению трудностей в общении;
- преодолению последствий психологических травм (развод родителей и др.);
- преодолению расстройств настроения;
- развитию эмоциональной сферы, гуманных чувств, нравственных понятий;
- развитию познавательных процессов; - развитию ответственности за свои действия;
- адаптации к изменениям в жизни (переход в другую группу, другой детский сад, переезд, рождение в семье второго ребенка и др.)
Адресат программы:
Возрастные особенности:
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, в том числе на детей с ОВЗ.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками.
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым.
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Программа предназначена для педагогов, учителей- логопедов, дефектологов, воспитателей, социальных педагогов и родителей обучающих и воспитывающих детей, проходящих адаптацию, испытывающих трудности в контакте со сверстниками и взрослыми.
Срок реализации программы по доп.образованию: 2018-2019 учебный год.
Форма обучения очная.
Объем программы 32 часа. Четыре занятия в месяц. Занятия проводятся 1раз в неделю. Занятия кружка рассчитаны на 20 -25 минут.
Группа разновозрастная. Состав группы: постоянный, может быть переменный. Количество детей в группе не должно превышать 8-10 человек.
Участники программы: воспитатели, дети, родители.
I.2. Цели и задачи программы.
Цель Программы:
При помощи игр с песком развить творческие способности воспитанников, научить владеть своим психоэмоциональным состоянием, помочь ребенку раскрепоститься.
Задачи Программы:
1. Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, ориентировку в пространстве, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость);
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
- развивать интерес к нестандартным играм с песком;
3. Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки детей, способствующие успешной адаптации в коллективе;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
I.3. Планируемый результат:
Предпосылки образовательной деятельности:
Предметные:
- дети хорошо владеют техническими приемами песочницы (регулируют высоту и глубину песка), ориентируются в пространстве;
- знают правила поведения игр в песочнице.
Метапредметные:
Познавательные навыки:
- умеют логически мыслить, анализировать и сравнивать;
- умеют выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;
- достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
Регулятивные навыки:
-учащиеся умеют формулировать для себя цели и задачи в творческой деятельности;
- соотносить свои практические действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
- умеют действовать в соответствии с правилами выполнения работы, применять образец, выполнять инструкции.
Коммуникативные навыки:
- определяют характер своей работы, планируют свою деятельность, прослушав задание;
-пользуются речью как средством общения со сверстниками;
- имеют устойчивый интерес к нестандартной деятельности;
Личностные:
- уверены в себе, спокойны и доброжелательны в общении;
- проявляют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
- владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (сыпучий песок, цветной песок, волшебный песок);
- способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;
- владеют своим психоэмоциональным состоянием, развиты навыки саморелаксации и саморегуляции эмоционального состояния;
-получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми;
I.4. Содержание программы
Учебный план
N п/п | Название раздела | Темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |
Всего | Теория/Практика | ||||
1 | Интерактивная песочница | Режим Сахара, Остров | 16 | 2 | Первичная диагностика |
Режим Фигуры | 1 | ||||
Режим Город | 1 | ||||
Режим Природа | 1 | ||||
Режим Радуга | 1 | ||||
Режим Подводный мир | 1 | ||||
Режим Космос/цветы | 2 | ||||
Режим Вулкан | 1 | ||||
Режим Времена года | 1 | ||||
Режим Сокровища | 1 | ||||
Режим Прятки | 1 | ||||
Режим Мультфильмы | 1 | ||||
Режим Раскраска | 1 | ||||
Режим Черепаха | 1 | ||||
2 | Интерактивный стол | Тема Здоровей-ка | 16 | 1 | Диагностика |
Тема Урожай | 1 | ||||
Тема Народная игрушка | 1 | ||||
Тема Осенняя фантазия, Краски осени | 2 | ||||
Тема Животные, На подворье нашем | 2 | ||||
Тема Одежда | 1 | ||||
Тема Семья | 1 | ||||
Тема Домашние хлопоты | 1 | ||||
Тема Птичий двор | 1 | ||||
Тема Звуки | 1 | ||||
Тема Слоги | 1 | ||||
Тема Магнетизм | 1 | ||||
Тема География | 1 | ||||
Тема Геометрические фигуры | 1 |
Данная программа, может корректироваться в зависимости от потребностей и возможностей ребенка.
Содержание учебного плана отражено в пособиях Пичугиной И.И. «Интерактивная песочница», «Интерактивная обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся».
II.Организационно-педагогические условия.
II.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | октябрь | 00.10 | групповая | 1 | Сахара | Моб.класс | Нач.диагностика |
00.10 | 1 | Остров | |||||
00.10 | 1 | Фигуры | |||||
00.10 | 1 | Город | |||||
2 | ноябрь | 00.11 | групповая | 1 | Природа | Моб.класс | беседы |
00.11 | 1 | Радуга | |||||
00.11 | 1 | Подводный мир | |||||
00.11 | 1 | Космос | |||||
3 | декабрь | 00.12 | групповая | 1 | Цветы | Моб.класс | наблюдения |
00.12 | 1 | Вулкан | |||||
00.12 | 1 | Времена года | |||||
00.12 | 1 | Сокровища | |||||
4 | январь | 00.01 | групповая | 1 | Прятки | Моб.класс | наблюдения |
00.01 | 1 | Мультфильмы | |||||
00.01 | 1 | Раскраска | |||||
00.01 | 1 | Черепаха | |||||
5 | февраль | 00.02 | групповая | 1 | Здоровей-ка | Моб.класс | наблюдения |
00.02 | 1 | Урожай | |||||
00.02 | 1 | Народная игрушка | |||||
00.02 | 1 | Осенняя фантазия | |||||
6 | март | 00.03 | групповая | 1 | Краски осени | Моб.класс | наблюдения |
00.03 | 1 | Животные | |||||
00.03 | 1 | На подворье нашем | |||||
00.03 | 1 | Одежда | |||||
7 | апрель | 00.04 | групповая | 1 | Семья | Моб.класс | наблюдения |
00.04 | 1 | Домашние хлопоты | |||||
00.04 | 1 | Птичий двор | |||||
23.04 | 1 | Звуки | |||||
8 | май | 30.04 | групповая | 1 | Слоги | Моб.класс | Конечная диагностика |
00.05 | 1 | Магнетизм | |||||
00.05 | 1 | География | |||||
00.05 | 1 | Геометрические фигуры |
II. 2. Условия реализации программы
Предметно-пространственная - развивающая среда.
Для организации кружка используется специализированное помещение.
- Интерактивная доска.
- Конструкция интерактивной песочницы.
- Ноутбук.
- Проектор.
- Датчик Kinect.
- Программное обеспечение «Интерактивная песочница» от компании «Инновации детям».
- Чистый просеянный песок.
Для проведения занятий с использованием интерактивной песочницы есть определенный перечень необходимых игрушек. Но дополнять и обогащать его можно до бесконечности. Чем больше в доступе есть игрушек, тем легче будет создать определенную ситуацию, мир.
Рекомендуемые игрушки и материалы для занятий:
- Природный материал: камушки, ракушки, палочки, шишки.
- Игрушки животных.
- Игрушки людей.
- Игрушки домов или набор кубиков для построек.
- Игрушки транспорта.
- Набор для релаксации (бусинки, кристаллики).
- Формочки.
Кадровое обеспечение.
Программу ведет педагог дополнительного образования. Специализированные курсы:
- 04.04.2017, 5 часов "Песочная терапия: возможности и эффективность применения в системе дошкольного и начального общего образования";
- 08.05.2018, 2 часа "Использование интерактивной песочницы в ДОУ"
- 10.10.2018, 2 часа "Использование интерактивной песочницы в логопедии"
II.3. Формы контроля результатов освоения программы
Педагогическая диагностика
Для контроля результативности освоения программы используются диагностические методики (см. таблицу ниже).
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная - в октябре, итоговая - в мае)
Источник диагностических материалов | Методики |
Эмоциональное состояние ребенка Методика «Эмоциональный термометр». (Г.А. Цукерман, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - м., 1995. - с. 132-133) | Методика «Эмоциональный термометр»: детям предлагается оценить свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в детский сад? и т.п. |
Определение индивидуальных особенностей личности ребенка Методика«Рисунок человека». А.Л. Венгер "Психологические рисуночные тесты". - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г. - с.16-61. | Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности. |
Способность контролировать собственное поведение Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998-672 с. | Методика «Рене Жиля»: детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений |
Память Альманах психологических тестов. М., 1995. С.107-111. | Методика Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют 10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил. |
Внимание Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111. | Корректурная проба (Тест Бурдона): предлагается внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный значок. |
Развитие мелкой моторики | Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания |
II.4. Оценочные материалы.
Результаты, отражающие достижения детьми целей и задач программы, заносятся в диагностическую карту.
Диагностическая карта
№ | Фамилия имя ребенка | Эмоциональное состояние ребенка, Способность контролировать свое поведение | Способность контактировать со сверстниками и взрослыми для решения образовательных задач | Ориентировка в пространстве | Сенсорное восприятие, РММ | Свойства песка | Итог | |||||
Окт. 18. | Май 19 | Окт. 18. | Май 19 | Окт. 18. | Май 19 | Окт. 18. | Май 19 | Окт. 18. | Май 19 | |||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 |
Развитие детей оценивается по 3-х бальной системе, где:
1 - низкий уровень - ребенок не справился с заданием, помощь взрослого отвергает, не контактирует со сверстниками и взрослыми, эмоциональное состояние не стабильное.
2- средний уровень - справился частично, либо с помощью педагога, испытывает трудности в эмоциональном контакте со сверстниками и взрослыми.
3 - высокий уровень - полностью справился с заданием самостоятельно, прибывает в положительном эмоциональном и психологическом состоянии.
По итогам диагностики педагог оформляет аналитическую справку, в которой указывает рекомендации по дальнейшему развитию детей.
II.5. Методические материалы.
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы и приёмы
I. Виды познавательных игр в песке:
• игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
• географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
• фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
• исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
• игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).
Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:
• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)
При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.
Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, изобразительная, конструирование.
Примерная структура занятия:
I. Вводная часть занятия в детском саду:
1. Особое приветствие.
2. Правила работы с песком.
II. Основная часть занятия:
1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на решение основной образовательной цели занятия
III. Заключительная часть занятия:
1. Подведение итогов.
2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
3. Ритуал прощания.
II.6. Рабочие программы модулей представлены в пособиях Пичугиной И.И. и др. «Интерактивная песочница», «Интерактивная обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся» (Приложение №1)
II.7. Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Галанова, А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 96с.
- Мазнин, И. А. Стихи – загадки для детей. – М., 2004. – 96 с.
- Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся» : методическое пособие / Е. В. Зубкова [и др.]. - Челябинск : ИП Мякотин И. В., 2016. - 96 с. : ил.
- Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие / И.И. Пичугина –, 2016. – 32 с.
- Зубкова Е.В., Бехтерева Е.Н., Пичугина И.И., Шакаева Е.В. Б555 Интерактивная обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся»: методическое пособие / Е.В. Зубкова, Е.Н. Бехтерева, И.И. Пичугина, А.В. Шакаева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 35 с.
Приложения:
№1
Программа коррекционных занятий с использованием интерактивной песочницы
Интерактивная песочница поможет не только дополнить и разнообразить курс психологической коррекции, но и построить с ее использованием самостоятельный коррекционный маршрут.
Используя разные режимы, материалы для игры, можно проводить занятия по коррекции детских страхов, эмоциональных нарушений; нарушений концентрации внимания и памяти; задержек психического, речевого и моторного развития.
Коррекция ЗМР (задержка моторного развития у детей). Занятия с песком позволяют проводить игры, которые развивают координацию движений рук, захват, мелкую моторику.
Для развития мелкой моторики можно выполнять следующие задания:
- действия с песком: пересыпание из ладони в ладонь; захватывание песка по щепоткам; надписи на песке пальцами или карандашами;
- поиски или прятки определенного предмета.
Примерный план коррекции и профилактики ЗМР рассчитан на месяц занятий, по два раза в неделю. Рекомендуется использовать на одном занятии по три игры.
План занятий в интерактивной песочнице по коррекции и профилактики ЗМР
Кол-во | ||
Название, режим | Цель, содержание | рекомендуемых |
занятий | ||
«Знакомство с | познакомить детей с интерактивной | 1 |
принцессой | песочницей; развитие | |
песочной страны», | коммуникативных навыков, развитие | |
режим «Природа» | мелкой моторики рук. | |
«Спрячь животное», | речевое развитие, развитие мелкой | Каждое занятие |
режим «Природа» | моторики рук, развитие памяти, | |
или «Сахара» | внимания, мышления. | |
«Песочная магия», | Развивать тактильную | Каждое занятие |
режим «Радуга» | чувствительность, мелкую моторику; | |
снятие психоэмоционального | ||
напряжения. | ||
Раскраска | Развитие мелкой моторики, | Через одно занятие |
тактильной чувствительности, | ||
развитие цветового восприятия, | ||
снятие психоэмоционального | ||
напряжения. | ||
Раскраска с кругами | Развитие мелкой моторики, | Через одно занятие |
тактильной чувствительности, | ||
развитие цветового восприятия, | ||
снятие психоэмоционального | ||
напряжения. | ||
Прятки с | Речевое развитие, развитие мелкой | Каждое занятие |
животными | моторики рук, расширение знаний об | |
окружающем мире. | ||
Мультфильмы | Развитие мелкой моторики, | 2 |
тактильной чувствительности. | ||
Развитие внимания | ||
«Создай оазис», | Речевое развитие, развитие мелкой | Через одно – два занятия |
режим Сахара | моторики рук, расширение знаний об | |
окружающем мире. | ||
«Ищем клад», режим | Речевое развитие, развитие мелкой | Через одно занятие |
«Поиск сокровищ» | моторики рук, развитие памяти, | |
внимания, мышления, ориентации в | ||
пространстве. |
План занятий в интерактивной песочнице по коррекции ЗРР
Интерактивная песочница создает условия для коррекции ЗРР. В ней можно проигрывать сказку, составлять свои рассказы и истории. Ребенку можно проигрывать рассказ со своим игровым персонажем.
Занятия в интерактивной песочнице обеспечивают:
- Постоянный диалог со сверстниками и взрослым;
- Обогащение словарного запаса по изучаемой теме;
- Работа над грамматической стороной речи;
Примерный план коррекции ЗРР рассчитан на два месяца занятий, по два раза в неделю. Рекомендуется использовать на одном занятии по три игры.
Название, режим | Цель, содержание | Кол-во | |
рекомендуемых занятий | |||
«Знакомство с принцессой песочной страны», режим «Природа» | познакомить детей с интерактивной песочницей; развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики рук | 1 | |
«Расскажи сказку», режим «Природа» или «Сахара» | Речевое развитие, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления | Каждое занятие | |
«Спрячь животное», режим «Природа» или «Сахара» | Речевое развитие, развитие мелкой моторики рук, развитие памяти, внимания, мышления. | Каждое занятие | |
«Путешествие в Африку», режим Сахара | Развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики рук; закрепление знаний детей о животных, о видах транспорта. | 1 | |
«Посчитаем и запомним», режим«Сахара» | Речевое развитие. Развивать внимательность, логическое мышление, знания арифметических действий. | Через два занятия | |
«Волшебный город», режим «Построй город» | развитие навыков коммуникации и сплочение группы; развитие нравственных качеств, речевое развитие, развитие мелкой моторики рук; закрепление знаний об окружающем мире. | 1 | |
«Лесное царство», режим Природа | Закрепление знаний детей об окружающем мире; закрепление правил безопасного поведения в лесу; развитие речи, внимания. | Каждое занятие | |
«Морская сказка», режим «Остров» | Развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики рук; закрепление знаний детей о морских животных. | 2-3 | |
«Знакомство с фигурами», режим «Геометрические фигуры» | Формировать и закреплять представление о понятии «круг», «квадрат», «треугольник»; развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету и размеру; развитие внимания, мышления. | 2-3 | |
Режим «Раскраска» или «Раскраска с кругами» | Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, развитие цветового восприятия, снятие психоэмоционального напряжения. | 2-3 | |
«Песочная магия», режим «Радуга» | Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику; снятие психоэмоционального напряжения. | Через одно занятие |
План занятий в интерактивной песочнице по развитию внимания и памяти
Примерный план по развитию памяти и внимания рассчитан на два месяца занятий, по два раза в неделю. Рекомендуется использовать на одном занятии по три игры.
Кол-во | ||
Название, режим | Цель, содержание | рекомендуемых |
занятий | ||
«Запоминай-ка», | Речевое развитие, развитие мелкой | Каждое занятие |
режим «Природа», | моторики рук, развитие памяти, | |
«Сахара», | внимания, мышления. | |
«Подводный мир» | ||
«Прятки с | Речевое развитие, развитие мелкой | 2-3 |
животными» | моторики рук, расширение знаний об | |
окружающем мире. | ||
«Животные» | Развитие мелкой моторики, памяти, | Каждое занятие |
внимания. | ||
«Посчитаем и | Развивать внимательность, | Через одно занятие |
запомним», режим | логическое мышление, знания | |
«Сахара» | арифметических действий. | |
«Знакомство с | Формировать и закреплять | Через одно занятие |
фигурами», режим | представление о понятии «круг», | |
«Геометрические | «квадрат», «треугольник»; развивать | |
фигуры» | умение сравнивать предметы по | |
форме, цвету и размеру; развитие | ||
внимания, мышления. | ||
«Транспорт», режим «Построй город» | Речевое развитие, развитие внимания; закрепление знаний детей о транспорте. | 2-3 |
«Ищем клад», режим «Поиск сокровищ» | Сплочение детей; речевое развитие, развитие мелкой моторики рук, развитие памяти, внимания, мышления, ориентации в пространстве. | Каждое занятие |
«Угадай время года» | Развивать тактильную | 2 |
чувствительность, мелкую моторику, | ||
внимание; закрепление знаний об | ||
окружающем мире, о временах года. |
№2
Ритуалы приветствия:
Приветствие «Снежный ком»
Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.
Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
Приветствие «Солнечные лучики»
Цель: сплочение группы
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
Приветствие «Ладошки»
Цель: развитие групповой сплоченности
Дети садятся в круг на стульчики.Ведущий предлагает им поздороваться друг сдругом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям,как можно это сделать.
Приветствие «Чуткие руки»
Цель: сплочение группы
Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.
А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.
Приветствие « Злюка»
Цель: сплочение группы , навыков сплочения
Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.
Приветствие «Радуга»
Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения
Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.
Приветствие «Радость»
Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения
Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.
1. Оргмомент.
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация.
2. Правила.
Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок - мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
3. Ход занятия в детском саду.
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
- Рассказ детям о сказке (путешествии).
- Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее). - Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
- Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: - Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеразвивающая программа; «Песочные чудеса»(художественно -эстетической направленности )
Программа "Песочные чудеса" имеет художественно-эстетическую направленность,она направлена на всесторонее, гармоничное развитие личности ребёнка,через развитие способности самовыражения и са...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочная анимация» (интерактивная песочница)
Дополнительная программа "Песочная анимация"...
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программе: «Песочные фантазии»
- Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.- Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плав...
Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Песочная фантазия» - «Солнышко лучистое!»
Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Песочная фантазия»1 год обучения (5-6 лет)Тема «Солнышко лучистое!»...
Дополнительная общеразвивающая программа "Песочные фантазии"
Дополнительная общеразвивающая программа на 2023-24 учебный год...