Дети с ОВЗ
презентация
Информационная презентация "Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательного учреждения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz1.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне , соответственно своим личностным особенностям»
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ , гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование . Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Кто же на самом деле ребенок с ОВЗ? Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта , дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР).
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, а воспитатель знакомится с полученными ими данными . Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является воспитатель .
ДЦП может иметь стертый характер. Наблюдая за малышом можно отметить: нет навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. не скоординированы движения во время маршировки, ритмичность действий под музыку. При стертых формах детского церебрального паралича определенные трудности у ребенка вызывает предметная деятельность и мелкая моторика.
При психофизическом инфантилизме ребенок может быть развит гармонично: выглядит как трехлетний, деятельность как у трехлетнего при календарном возрасте пять лет. Дети с задержкой психического развития в дошкольном возрасте могут действовать с предметами неспецифично (например , пирамидкой стучать, подбрасывать кольца или разметывать их по столу). При побуждении к началу деятельности могут наблюдаться соскальзывания (то есть, начав действовать адекватно, ребенок прекращает действия или переходит к неспецифичным действиям).
Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность ( сензитивность ) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек.
Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на действия детей с задержкой психического развития в младшем дошкольном возрасте, однако к пяти-шести годам, предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности нормальных, если степень дефекта небольшая. Если же нарушение имеет выраженный характер, своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего дошкольного возраста. Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей с сенсорными и речевыми нарушениями не будет соскальзывания и неспецифических действий, хотя и не исключены неправильные (неправильный набор колец пирамидки по цвету, размеру и т.п .).
В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их психического и физического развития, целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений дополнительные ставки педагогических: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов , медицинских работников.
Музыкальный руководитель: о существляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий; использует на занятиях элементы музыкотерапии и др . Медицинский персонал: проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм. Инструктор по физической культуре: осуществляет укрепление здоровья детей; совершенствует психомоторные способности дошкольников.
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов ); Учитель-логопед: консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Педагог-психолог: организует взаимодействие педагогов; разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; проводит консультативную работу с родителями.
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей ; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику ; Воспитатель: организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда) ; применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы, где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Проведение совместных праздников , где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п. Работа с родителями Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса; заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями ); р азработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ; составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе; с оздание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ; р еализация индивидуальной программы или маршрута; п роведение промежуточной диагностики и анализ; к онсультирование родителей. Алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами , посещающих дошкольное образовательное учреждение
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы , направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения. В том числе, образовательные учреждения должны быть лицензированы на осуществление в ДОУ конкретных специальных (коррекционных) программ.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии , происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами , закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Следует помнить, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет ребёнку с отставанием в развитии продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи.
Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения ( так же, на заседании ПМПк ). Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание. Индивидуальная программа ребенка составляется сроком на 1-3 месяца . Далее ее содержание дополняется или изменяется. Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результатов его обследования и заключения дефектолога .
Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в образовательное учреждение детям. Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта со взрослым. Индивидуальная адаптационная программа необходима также детям, поступающим в детский сад. Детям трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми.
Выделяют формы интегрированного обучения детей с ОВЗ: 1) комбинированное , когда ребенок с отклонениями в развитии способен находиться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога; 2) частичное , когда дети с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае первую половину дня они проводят в специальной группе, а вторую часть дня – в массовой группе, присутствуя на мероприятиях воспитательного характера ;
Выделяют формы интегрированного обучения детей с ОВЗ : 3 ) временное , когда дети, воспитывающиеся в специализированной группе ДОУ и дети массовых групп объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения; 4) полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада (дети с ринолалией , слабовидящие, слабослышащие); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов.
Можно сделать вывод о том что, организация интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, на современном этапе развития общего и специального образования, является новым и, как показывает практика, сложным направлением . Дошкольные образовательные учреждения нуждаются в информационной, кадровой, финансовой поддержке и помощи. Ее могут оказать органы местного самоуправления (администрация района, отдел образования, службы социальной защиты населения), а также психолого-медико-педагогические комиссии, оказывающие консультативную помощь педагогам, родителям по вопросам определения форм, методов путей обучения и воспитания детей с ОВЗ.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Сухомлинского Василий Александрович о здоровье человека:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....